Как превратить процесс обучения из принудительной работы в свободное исследование мира?
Как преодолеть границы между естественнонаучным и гуманитарным знаниями?
Как изменить представления взрослых о возрасте, в котором ребенок может чего-то достичь?
Как возбудить интерес детей и подростков к познанию мира и не дать ему угаснуть?
Существующая система массового образования не приспособлена к решению вопросов такого рода.
Предлагаемый нами подход к их решению базируется на концепции развивающей среды, в основе которой лежат естественная любознательность ребенка и средства для ее удовлетворения.
Среда
Мы исходим при этом из представлений Жана Пиаже о ребенке, как о “зодчем, возводящем структуры собственного интеллекта” (так называемые когнитивные карты). А так как любому зодчему прежде всего необходимы вдохновение и конструктивные элементы, из которых он будет строить, то важно предложить ему богатый, развивающий воображение материал. Он должен быть захватывающим, одинаково интересным для ребенка и взрослого, позволяющим раскрыть возможности как ученика, так и учителя. Этот материал должен обеспечивать свободный, на свой вкус, выбор того, что хочется, что посильно усвоить именно сейчас и именно данному ребенку. Только при наличии такого материала процесс обучения ребенка может стать эффективным и естественным.
Свои первые представления о пространстве и времени, о числе и неизменяющихся обьектах, о структуре языка и причинности ребенок получает в раннем детстве без всякого специально организованного обучения, просто в процессе жизни, т.е. точно так же, как он учится ходить и говорить. А ведь эти знания и умения составляют львиную долю информации, получаемой человеком в течение жизни. Результаты такого естественного обучения столь высоки, что ни одна школа и не может мечтать ни о чем подобном. Вспомним хотя бы, как легко все дети усваивают родной язык и сколько усилий и времени уходит у них при изучении иностранного языка в массовой школе. Как же сделать так, чтобы организованное обучение приблизилось к естественному – к учению “по Пиаже”?
Основная идея нашего подхода состоит в предположении, что можно построить такую искусственную среду обитания, “живя” в которой и занимаясь разнообразной деятельностью, ребенок реализует процесс учения, максимально близкий к естественному. Элементами среды являются специальные обьекты, помогающие ребенку играть, думать и действовать. В то время как взрослый (учитель, родитель) облегчает, поддерживает и направляет развитие ребенка с учетом его изменяющихся потребностей. Такая позиция взрослого позволяет ориентироваться скорее на процесс получения знаний, чем на знания как таковые.
Можно выделить 4 основных компонента развивающей среды:
1. Физический компонент включает в себя набор игр и игрушек (манипулятивных, естественнонаучных, математических, языковых, наглядных, музыкальных, имитационных), конструкторов, учебных приборов и т.д.
2. Знаково-символический компонент, включающий учебники, тетради на печатной основе, развивающие книги, карты, схемы, плакаты, раздаточный материал и др.
3. Технологический компонент – материалы для изучения и конструирования, компьютерные обучающие программы, аудио-, видеоматериалы и т.д.
4. Человеческий компонент. Учитель должен обладать творческим потенциалом, быть готовым к сотрудничеству с детьми и к работе с ними на основе демократических принципов.
Для того чтобы отличить развивающую среду в нашем понимании от термина “развивающая среда”, который часто используется дошкольными работниками в смысле окружающей детей обстановки (мебель, оборудование, структура помещений, игрушки), мы будем называть нашу развивающую среду “Понарошкиным миром”. Это на первый взгляд несерьезное название отражает прежде всего тот факт, что все обьекты в “Понарошкином мире” – игрушки, компьютерные программы, тексты и т.д. – являются моделями обьектов и процессов в реальном мире, и деятельность ребенка и взрослого в “Понарошкином мире” имитирует научно-исследовательскую и художественную деятельность. Эту деятельность необходимо организовать таким образом, чтобы складывающаяся у ребенка “Понарошкина картина мира” в самых существенных чертах соответствовала современной научной картине мира, ориентируя его в сложной будущей жизни. В процессе естественного развития каждый ребенок сам строит для себя “Понарошкин мир”.
Известно, что к концу дошкольного периода у ребенка стихийно складываются глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, техники, культуры – своя картина мира. Они чаще всего не похожи на представления взрослых. При этом у ребенка появляется множество своих проблем, загадок, вопросов, которые он задает окружающим, не получая, как правило, удовлетворительного ответа. На этом этапе важно в доступной и занимательной форме познакомить детей с основными свойствами предметов, веществ, явлений, окружающих нас: с пространством и временем, с симметрией и сохранением свойств, с Землей и Космосом, со светом и звуком, с электричеством и магнетизмом, с растениями и животными, языком и знаковыми системами, человеком, машинами и т.д. Важно как можно раньше познакомить ребенка с окружающим миром, предоставив ему возможность активно исследовать его. Необходимо акцентировать внимание на обычно наблюдаемых явлениях, на привычных обьектах окружающей среды, используя наряду со специально разработанными обьектами средства, материалы и оборудование, широко используемые в быту и на игровых площадках.
Необходимо также четко определить различие между развивающей средой (“Понарошкиным миром”) и развивающей образовательной программой (типа программ Давыдова, Занкова, Венгера). Обычно развивающие образовательные программы сравнивают с традиционными, принимая во внимание, что при традиционном обучении ученик является обьектом процесса учения, в то время как в случае развивающих программ он становится субьектом этого процесса. Образно говоря, при традиционном обучении учителя можно сравнивать с токарем, использующим токарный станок (традиционную программу), чтобы получить деталь заданной формы и размеров (обученного ученика). В случае развивающей программы учителя можно сравнивать с садовником, окучивающим, поливающим и выхаживающим нежное растение (ученика), пока оно не вырастет (ученик выучился). Обратное влияние растения (ученика) на садовника (учителя) в этом случае минимально. Садовник (учитель) действует по заданной программе.
В отличие от обучения по любой из традиционных или развивающих программ, обучение в среде можно представить себе как движение по сети дорожек, а саму среду – как такую сеть движения, по которой можно двигаться достаточно свободно. Вся эта сеть исходит из единого начала, являющегося понятийным ядром “Понарошкиного мира”. Радиальные дорожки символизируют предметные области или их фрагменты (темы). Движение соответствует логике определенной предметной области (см.рис.). Кольцевые дорожки символизируют способности ребенка. Движение по ним соответствует логике его развития. Чем меньше возраст ребенка, тем больший приоритет отдается логике развития. Для целенаправленного систематического развития каждой необходимой человеку способности требуется использование предметного материала из разных областей в интегрированном и концентрированном виде. При этом каждое даваемое ребенку задание оценивается прежде всего с точки зрения его влияния на развитие той или иной способности. Выбор направления и темпов движения по сети определяется совместно ребенком и взрослым. В случае возникновения затруднений кольцевые дорожки не только помогают определить их причину, но и позволяют справиться с ними. Густота сети определяет степень индивидуализации процесса обучения как для ребенка, так и для взрослого. Чем гуще сеть, тем больше выбор типов деятельности, предметных областей, модальностей восприятия, материалов и т.д. Известно, что процесс понимания человеком разнообразного содержания организован иерархически: сначала происходит осознание определенной узкой проблемной области (предпонимание), и только потом возникает собственно понимание. Такая организация восприятия позволяет ребенку в течение некоторого времени держать в памяти только тот фрагмент модели мира и связанных с ним знаний, ассоциаций, эмоций, которые относятся лишь к одной из возможных узких проблемных областей. Постепенно одна за другой осваиваются до необходимой глубины узкие проблемные области, и движение происходит путем их накопления. Целенаправленное усиленное концентрирование внимания на определенной теме позволяет в результате разнообразных действий учеников рассмотреть какое-либо явление с разных сторон, на различных уровнях детализации. Позволяет подтвердить и расширить имеющиеся о нем знания, дает возможность в будущем при исследовании других явлений проводить соответствующие аналогии и выдвигать гипотезы.
Приборы
Поясним сказанное на примере развертывания темы “Колебания и звук”. Все дети знакомы с качелями и знают, что скорость качания одна и та же для детей разного веса и возраста и не зависит от того, качаются ли одновременно один ребенок или два. Большинство детей знают, что при изменении длины веревки меняется частота качания, и примерно представляют себе, где надо стоять, чтобы не задело качелями. Исходя из личного опыта и знаний ребят, можно воссоздать аналогичные явления в классе, используя различные шнуры и грузики. Самостоятельно проводя наблюдения, дети могут изучить в деталях поведение маятника в различных условиях. Можно определить время качания и его зависимость от длины шнура, можно сравнивать колебания разных маятников. А можно ли “записать” колебания? Оказывается, можно. Для этого достаточно прикрепить к грузику иглу (точнее, узкую полоску жести с заостренным кончиком) и, закоптив над пламенем свечи полоску стекла, расположить грузик так, чтобы заостренный кончик слегка касался стеклянной пластинки. Если теперь качнуть маятник и одновременно потянуть пластинку, то на закопченной поверхности появится прозрачная волнистая линия. Это и есть “записанное” колебание. Теперь можно записать различные колебания и сравнивать их между собой.
Оказывается, что из таких записей можно извлечь много нового и интересного. Расстояние между соседними горбами волнистых линий, высота горбов и глубина впадин, красивая симметрия линий, повторяемость – все имеет свой смысл, все это можно связывать с результатами наблюдений.
С колебаниями мы встречаемся на каждом шагу. Но особенно интересны из них те, с помощью которых можно производить звуки. Оказывается, что звучат только “дрожащие” предметы. В этом можно убедиться, слегка прикоснувшись пальцами к собственному горлу. Во время пения или крика горло дрожит.
А вот обратное неверно. Звучат не все дрожащие предметы. Обычный маятник, например, не звучит. Значит, наше ухо может слышать только колебания определенной частоты.
Чтобы понять, как распространяется звук, можно поэкспериментировать с игрушечным телефоном, который легко изготовить самостоятельно, используя спичечные коробки и длинную нитку. В опыте с телефоном путь звука нагляден: донышко коробки дрожит и заставляет дрожать нитку: “дрожь” бежит по ниточке и вынуждает дрожать донышко второй коробки. Если нитки нет, то ее роль играет воздух, но его колебаний мы не видим.
Оказывается, что звук может распространяться не только по воздуху или по ниточке, но и по рельсам, и по воде, и по трубам отопительной батареи. И все это можно проверить. Дети сами могут придумать множество разнообразных опытов такого типа. А как сделать звук громче? Самое простое и доступное – изготовить рупор. Меняя его форму и размеры, можно добиться значительного усиления звука. Ясно, что чем более широкий конец рупора, тем больше воздуха туда попадет и тем громче получается звук.
Мы знаем, что колебания маятника можно записать. А как записать звук? “Прибор” для записи звука можно изготовить самостоятельно, взяв обыкновенную консервную банку с вырезанными донышками и приклеив вместо одного из них круглую бумажную мембрану, смоченную водой. Когда мембрана высохнет и натянется, к ней надо наклеить узкую полоску жести с загнутым острым кончиком. Используя уже знакомую полоску стекла с закопченной поверхностью, можно провести серию экспериментов, дав возможность каждому ребенку записать свой голос. Желательно, чтобы дети сами участвовали в процессе изготовления прибора для записи звука, в подборе материалов для него, сами делали чертежи.
Продолжая опыты со звуком, можно исследовать много интересных явлений: воспроизведение звука с пластинки от проигрывателя, отражение и поглощение звука разными предметами и материалами, огибание препятствий – “дифракция”; можно определить время между криком и эхом, можно найти сходство и различие между звуком и волнами на воде.
Проводя самостоятельные наблюдения и исследования, выдвигая гипотезы и проверяя их, дети учатся задавать вопросы и отвечать на них.
Почему встречный поезд шумит громче, чем тот, на котором едешь сам? Какими материалами можно заглушить звук? Почему трубы и горны делают в виде рупоров? Где колокольчик звучит громче – на Земле или на Луне? Может ли жужжать сидящая пчела? Почему хорошо петь в ванной? И т.д.
Оказывается, на все такие вопросы можно отвечать, опираясь на собственные знания и опыт.
Для перехода к теме “Равновесие” можно снова вернуться к качелям. Но теперь это необычные игрушечные качели, которые легко изготовить из свечки и булавки. Для этого нужно уравновесить свечку с помощью булавки, воткнутой в середину свечи, на двух стаканах. Если теперь зажечь фитиль с обоих концов, то стеарин начнет плавиться, с одного из концов упадет капля, равновесие нарушится, и свеча начнет колебаться. Для большего впечатления можно прикрепить к свече с обоих концов вырезанных из бумаги человечков. В этом опыте ребята получают представление о равновесии и колебаниях, которые всегда происходят вокруг равновесного положения. Постепенно у них вырабатывается интуитивное представление о колебательном движении, равновесии и волнах, которое впоследствии резко облегчает им понимание “настоящей” теории колебаний и многих других важных вещей.
Основные особенности
Аналогично развертываются и другие темы (блоки) и устанавливаются связи и переходы между ними. Понятийное ядро “Понарошкиного мира” составляет система понятий “вещь-свойство-отношение-действие”, рассматриваемая в их взаимосвязи. Эта система определяет целостность “Понарошкиного мира” и является мощным интегрирующим фактором. Известно, что такие фундаментальные понятия, как пространство и время, материя и сознание, случайность и необходимость, причина и следствие и др., так или иначе входят в содержание базовых понятий любой науки. Однако не все они играют одинаковую роль в различных науках. Так, например, в физике основополагающими являются представления о пространстве и времени, о причинности, о симметрии и ее нарушениях. В то же время представления о сознании или мышлении не входят непосредственно в содержание физических понятий. А в математике мы не сталкиваемся с понятиями материи, причины и сознания. Биология не рассматривает проблемы пространства и времени. Однако есть понятия, имеющие одинаковое значение для любой науки. Это понятия вещи, свойства, отношения, действия. Любая наука, какой бы ни был ее предмет, изучает вещи, их свойства, изменение свойств (действие) и отношения. Используя систему понятий “вещь-свойство-отношение-действие”, вполне естественно в качестве отправного неопределяемого выбрать понятие “свойства”, потому что в познании человек имеет дело в первую очередь со свойствами, и именно на основании знания свойств происходит разделение представлений о мире на различные предметные области. При этом необходимо проводить различия между свойствами материальными, относящимися к предметам самой действительности, и свойствами формальными, характеризующими термины языка. Таким образом, ядро “Понарошкиного мира” составляют блоки, описывающие вещи, свойства, отношения и действия. В блоке “Вещи и свойства” рассматривается соответствие между обьектами и их свойствами, а также исходная классификация обьектов по свойствам, которые служат основой для построения всей среды и для последующей дифференциации ее на физическую (неживые обьекты), математическую (абстрактные, формальные обьекты), биологическую (живые обьекты), социальную (одушевленные обьекты) и т.п. компоненты. В свою очередь каждая компонента тоже дифференцируется, но уже по более узким свойствам. Например, в физической компоненте выделяются механические, тепловые, электрические, оптические и т.п. свойства, изучение которых составляет содержание предметных тем. Параллельно с классификацией обьектов по свойствам устанавливается различие структурных и функциональных свойств и исследуются свойства самих свойств. В процессе активной деятельности дети получают начальные навыки классификации, учатся выделять свойства, устанавливать сходство и различие, восстанавливать обьекты по их свойствам. Они учатся исследовать свойства, определять их симметрию, устанавливать скрытые свойства и возможности их использования, получают начальные навыки эксперимента и наблюдения. Вводится специальный “язык свойств”. Использование этого языка позволяет детям, даже не умеющим читать, описывать свойства и решать многочисленные задачи. Вводится и символический язык действий для описания и анализа экспериментов. Оба этих языка легко изобретаются педагогом вместе с детьми. В общем ряду действий, описываемых на этом языке, специально выделяются арифметические операции (сложение, умножение, вычитание и деление). Далее устанавливается связь между системой понятий “вещь-свойство-действие” и грамматическими языковыми категориями “существительное-прилагательное-глагол”. Тем самым устанавливается также связь между моделированием мира и теми допущениями, которые вынуждают нас делать язык. Знакомство со свойствами предполагает получение информации с помощью органов чувств. Поэтому в понятийное ядро входит блок, исследующий работу органов чувств и иллюзии восприятия. Знакомство с иллюзиями вплотную подводит детей к необходимости измерения, дети получают представления о сравнительных понятиях и приходят к идее фиксации свойств с помощью чисел и символов. Работая со сравнительными понятиями, ребенок входит в мир отношений. Цепочка понятий “вещь-свойство-действие-отношение” становится полной, и соответственно достраивается грамматическая цепочка “существительное-прилагательное-глагол-наречие”. Одновременно формируются представления о таких понятиях, как “длина, угол, площадь, число”. Работа с отношениями подводит детей к пониманию того факта, что математика не имеет дела с предметами самой действительности, но только с их отношениями и свойствами этих отношений, полученных в результате абстракций и идеализации.
И еще одна важная идея. Согласно Пиаже начальная школа соответствует в основном периоду конкретных операций. В это время должны быть твердо сформированы представления о сохраняющихся свойствах, то есть свойствах, не меняющихся при определенных операциях (инвариантах).
Поэтому в понятийное ядро включен блок законов сохранения, в котором рассматриваются сохранение числа предметов при изменении конфигурации, сохранение площади при изометрических преобразованиях, сохранение длины линии при изменении формы, сохранение обьема жидкости, сохранение массы при изменении формы тела, сохранение целого при различном разбиении на части. Вводится представление о замкнутой системе как необходимом условии сохранения. Идея симметрии, нарушенной симметрии и связанных с симметрией инвариантов пронизывают всю развивающую среду “Понарошкин мир”, все предметные области, все линии развития.
В заключение сформулируем основные особенности естественного обучения, моделируемые в развивающей среде “Понарошкин мир”:
Типичная последовательность обьяснение-усвоение-самостоятельное действие, принятая при традиционно организованном обучении “по программам” переворачивается и принимает вид: самостоятельное действие-усвоение-обьяснение.
Эта особенность реализуется в среде через специальные игрушки, конструкторы, учебные приборы, тетради на печатной основе, детские проекты, средства мультимедиа учебно-исследовательские программы.
Реализация непрерывного перехода от личного опыта и представлений ребенка к понятиям и идеям.
Этот процесс осуществляется в среде через специальное представление материала в тетрадях на печатной основе и создание игрушечных микромиров, то есть последовательности игрушек, реализующей непрерывный переход от интуиции и личного опыта ребенка к пониманию некоторого принципа или закона природы.
Вид траектории процесса обучения определяется ребенком и средой (при участии взрослого).
Ключевым здесь является предоставление ребенку богатого выбора: видов деятельности, сенсорных модальностей, материалов для конструирования и т.п.
Траектория процесса обучения индивидуальна и не выстроена в виде линейной цепочки. Эта особенность естественного обучения реализуется в среде за счет создания специальной блоковой структуры, позволяющей сочетать общеразвивающие, интегративные и предметно-тематические блоки, обеспечивая ребенку возможность “движения” по лабиринту, составленному из таких блоков.
Движущей силой процесса “обучения по Пиаже” является естественная мотивация. Такая мотивация достигается в среде введением персонажей, намерения которых близки и понятны ребенку, а также специальными приемами, позволяющими представить явление в необычном ракурсе, увидеть непривычное в привычном и т.п.
При естественном обучении отсутствует ситуация, когда ребенок занимается только языком или только математикой. Другими словами, занимаясь математикой, он занимается и языком, и естествознанием, и изобразительной деятельностью, и многими другими видами деятельности.
В развивающей среде это можно осуществить через систему детских проектов, через интегративные модули и через комбинирования различных видов деятельности.
В процессе естественного обучения взаимодействие ребенка со взрослым интересно обоим.
Такое интересное взаимодействие обеспечивается в развивающей среде через задания открытого типа, через предоставление ребенку возможности построения ошибочных теорий, через систему детских проектов.
В развивающей среде формирование целостной картины мира происходит за счет акцента на фундаментальные понятия и метапринципы (типа принципов симметрии), обладающие максимальным развивающим эффектом.
Эдуард ФИНКЕЛЬШТЕЙН,
Татьяна ГОРШКОВА,
авторы и научные руководители проекта “Понарошкин мир”
P.S.
В следующей публикации мы подробнее расскажем о том, что представляют собой микромиры, что вкладывается в слово “проект”, и о некоторых других понятиях, обозначенных в данной статье.
Ноги многи, усы длинны,
а хвост брык-брык
Несколько лет я собирал афоризмы, пословицы, поговорки, загадки, различные игры, которые могут пригодиться на уроке учителю любого предмета. Используя их, можно сделать занятия более интересными.
Вот некоторые примеры из моей копилки.
МАТЕМАТИКА
1.У одной палки 2 конца. А у двух палок? А у 4? А у 4 с половиной? (Ответ: 4, 8, 10 – соответственно).
2. Четыре овцы впереди овцы, 4 овцы позади овцы, 1 овца посередине. Сколько всего овец идет по тропинке? (5 овец).
3. Сколько будет, ежели полтину разделить наполовину? (Эту задачу придумал Петр Великий, который любил арифметику и сам придумывал задачи). Ответы на эту задачу чаще бывают такие: “25” или “2”. А правильно будет – один рубль.
Полтина – 50 копеек. Половина – 1/2. Отсюда следует, что 50 : 1/2 = 100 (копеек), т.е. один рубль. Ведь разделить число на 1/2 все равно, что умножить на 2. Да и при делении на дробь необходимо в делителе поменять местами знаменатель с числителем, а затем привести к общему знаменателю и делимое, и делитель, после чего умножить одну дробь на другую.
ФИЗИКА
В 11-м классе учащиеся знакомятся с тем, что такое кинескоп. Здесь можно применить (использовать) такую оригинальную загадку.
1. Что дома мерзнет, а на улице нет? (Окно).
2. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде колодца).
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
Шуточные загадки могут не только прямо, но и косвенно относиться к изучаемому предмету.
Самое легкое – это подобрать или сочинить загадку для “Природоведения” в начальных классах.
1. Скатерть белая весь мир одела. (Снег).
2. На дворе – горой, а в избе – водой. (Снег).
3. Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит, а стоять не велит. (Мороз).
4. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер).
5. Шуба нова, а на поле дыра. (Прорубь).
Как видно из загадок, их можно использовать не только по тому предмету, который мною указан, но и по другим. Например, такая загадка, как “Текло, текло и легло под стекло” (река подо льдом). Ее можно использовать и по природоведению, и по физике, когда изучаются свойства воды (вода: в жидком, газообразном и твердом состоянии).
АНАТОМИЯ
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю
добычу мою
Я с радостью этим зверям
отдаю. (Губы и зубы).
ЗООЛОГИЯ
Загадка по теме “Членистоногие”.
Ноги многи, усы длинны, а хвост брык-брык. (Рак).
РУССКИЙ ЯЗЫК
1. Как написать в 3 клетках “замерзшая вода”? И чтобы в каждой клетке было по одной букве. (Лед).
2. В каком глаголе содержится сто отрицаний? (Стонет).
3. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой “о”).
ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД
1. Сто одежек и все без застежек. (Одежда после прачечной (химчистки). (Кстати, загадка-то шуточная, но доля истины здесь есть. Ведь в прачечных установлены специальные гладильные станки, и когда белье проходит процесс глажения на них, то некоторые пуговицы (особенно из пластмассы) либо расплавляются, либо ломаются).
2. Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (Свекла).
3. Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко. Что же это? (Конечно же – репка).
ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД
1. У кого зубы есть, а рта нет? (У пилы).
2. Четыре братца в одной шубенке сидят, а пятый в шубенке стоит в сторонке. (Рукавицы).
3. Шевельнул бородой гном, и вошел хозяин в дом. (Ключ).
4. Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (Пила).
5. Стоит толстуха – деревянное брюхо, железный поясок. (Бочка).
6. Висит груша, да нельзя скушать. (Лампочка, лампа накаливания).
7. Сам худ, а голова с пуд. (Молоток).
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1. Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. (Лыжи).
2. Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник).
3. Все лето стояли, зимы ожидали. Дождались поры – помчались с горы. (Санки).
4. Льется речка – мы лежим. Лед на речке – мы бежим. (Коньки).
5. Конь железный под седлом
Мчится резво, с ветерком. (Велосипед).
МУЗЫКА
1. Назовите слово из двух нот. (Фасоль).
2. То толстеет, то худеет и на дом весь голосит. (Гармонь).
АСТРОНОМИЯ
1. Круглолица, белолица, во все зеркала глядится. (Луна).
2. Рогатый, а не бодается. (Месяц).
3. Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю. Скучно, скучно мне одной, а зовут меня… (Луной).
4. Красная девушка в окошко глядит. (Солнце).
5. Вся дорожка усыпана горошком. (Млечный путь).
Есть загадки, которые можно использовать на разных предметах. Получается своеобразная межпредметная связь.
русский язык – т╡уд –
╝ате╝атика
Первое – предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом? (Задача).
мате╝атика – ╝узыка
Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты. (Арфа).
русский язык – зоология
Бывает много страшного на свете:
Вот вам предлог, союз и вновь предлог.
А целое в лесу я как-то встретил – от страха еле ноги уволок.
(Удав).
русский язык –
обслуживаю╬ий т╡уд – обж
Мой первый слог – союз известный и предлог.
Ищи другие в огороде, а целое – в стрелковом взводе. (Автомат).
Хи╝ия – обслуживаю╬ий
т╡уд – ╝узыка – ╡усский язык
Посреди – изделие, сладкое
на вкус.
По краям прибавлены нота
и союз.
Целое же вспомнить нам
не мудрено!
В химии при опытах нужно
нам оно. (Реторта).
Александр КЛИМАНОВ
Энгельс,
Саратовская область
Комментарии