«Важен каждый ученик» – под таким лозунгом Минпросвещения России запускает проект «500+», направленный на поддержку школ с низкими образовательными результатами, которые работают в сложных социально-экономических условиях. В помощь регионам будут сформированы методики адресной поддержки таких школ по кадровым и содержательным вопросам. В их штате должны появиться руководители с большим управленческим опытом, методисты и высококвалифицированные педагоги-наставники. Также к работе в данных школах будут привлечены студенты старших курсов педвузов, имеющие успехи в учебе, а сами школы получат возможность сетевого взаимодействия с лучшими школами внутри региона. «Включая проект в национальный проект «Образование», мы сможем направить в эти школы вместе с методической и инфраструктурную поддержку», – отметил министр Сергей Кравцов. На первом этапе проект «500+» охватит порядка 250 школ более чем в 20 регионах страны. По замыслу Минпросвещения, он должен содействовать в достижении глобальной цели по вхождению России в число 10 стран – лидеров по качеству общего образования. Инициативу комментируют наши эксперты.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:
– Методическая поддержка для учителей крайне важна, тем более в школах, которые по каким-либо причинам показывают низкие результаты обучения. К 2017 году, по официальным данным, доля учителей, прошедших подготовку по новым образовательным стандартам, превысила 90%. Однако более половины педагогов, участвовавших в опросе, проведенном ОНФ и фондом «Национальные ресурсы образования», отметили, что владеют не всеми необходимыми технологиями, а лишь теми методами и приемами, которые позволяют решать отдельные задачи.
Современный методист в паре с педагогом-наставником должны помочь учителю не только в том, как держаться в классе, выстраивать отношения с детьми и коллегами. Они должны расширить представления педагогов о цифровых технологиях, научить их разрабатывать программы с учетом особенностей разных классов. Для реального повышения качества образования эта методическая поддержка должна вестись на постоянной основе.
Андрей ФАТЕЕВ, первый заместитель министра общего и профессионального образования Ростовской области:
– Какую школу вы выберете для своего ребенка – с высокими или низкими результатами? Ответ очевиден. А что считать высоким результатом? А что – низким? Как измерить результат? И когда? Еще в школе или после ее окончания, 5, 10 или 20 лет спустя? Скорее всего, мнения разделятся и возникнет дискуссия. На эти и другие вопросы можно ответить, если предметно этим заниматься. Школе нужны конкретные действия, и проект «500+» настроен точечно решить кадровые и содержательные задачи. На мой взгляд, самые главные сегодня.
«Ударить по бездорожью» можно, я думаю, при одном условии: если учителя и ученики верят в свой успех, одержимы идеей иметь глубокие знания и каждый день вместе делать открытия, помогать друг другу и радоваться победе. Иначе никакие управленческие решения не сработают.
Наталья КРАВЧЕНКО, директор по стратегическому развитию Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ), председатель Комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты РФ:
– Современный выпускник школы должен получить опыт применения своих знаний в деятельности, поэтому важно во всех школах России создавать условия для участия детей в социальных и научно-технологических проектах, формировать у школьников опыт командной работы и решения актуальных задач. Именно это должно обеспечить лидерство российского образования на мировом рынке.
Что касается проекта «500+», важно внимательно разбираться в причинах низких образовательных результатов и работать с ними. Разрабатывать план трансформации необходимо вместе с коллективом школы и ее учениками, чтобы все чувствовали свою сопричастность и ответственность за результат. Отдельная задача – подготовить команды из числа выпускников педвузов, опытных управленцев и наставников, которые будут способны анализировать ситуацию и запускать программы изменений в школах. Это потребует развития дополнительных компетенций у специалистов из сферы образования, новых форматов работы.
Николай МАХНЁВ, исполнительный директор национального проекта «Энциклопедия сельских школ России»:
– Если брать эту инициативу, привязываясь к цели войти в десятку стран-лидеров, то, наверное, общие результаты это поднимет. Но если исходить из интересов развития сельских территорий, сохранения молодежи на селе, все не так просто. Необходимо появление нормативно закрепленных статусов агрошколы, ремесленной школы, когда школа получит совершенно другие возможности заниматься образованием и воспитанием ребят, которые захотят жить и работать на малой родине. Государство пытается разворачивать различные варианты активности граждан (самозанятость населения и т. д.), но без включения в эту цепочку сельской школы быстрый успех вряд ли возможен. Поэтому новому руководству Минпроса нужно увидеть огромный пласт российского образования – сельскую школу и переформатировать практики работы с ней.
Эмилия СЛАБУНОВА, заслуженный учитель России, депутат Законодательного собрания Республики Карелия:
– Менять ситуацию в системе образования страны надо в целом. Необходимо создать в каждой школе насыщенную образовательную среду и возможность свободного выбора для ребенка. Это два важных условия для его самоопределения и самореализации. Важно, чтобы с ребенком работали уважающие его, свободные и компетентные педагоги, способные быть для ученика не только учителями-предметниками, но и тьюторами, навигаторами в море знаний, модераторами различной деятельности. Для этого учителю нужно доверять, платить достойную зарплату на ставку, освободить его от бюрократии, перегрузок и вкладывать в его профессиональное развитие. А чтобы все это стало возможным, необходимо изменить управление системой образования, ставить на место директоров школ, муниципальных и региональных управленцев профессионалов, а не лояльных высшему руководству людей. Посчитать, наконец, сколько реально стоит качественная реализация государственного образовательного стандарта в расчете на детскую душу, и в кратчайшие сроки вывести финансирование системы на эту планку.
Наталия ЯНИКОВА, учитель физики Псковской инженерно-лингвистической гимназии:
– Все школы с высокими результатами имеют что-то общее, в первую очередь талантливого руководителя и сильный педколлектив. А вот в школах с низкими результатами причины такого положения дел разные. Поэтому, прежде чем приглашать методистов-наставников и студентов, необходимо разобраться в корне существующей проблемы. В некоторых случаях будет достаточно изменить учебные планы, в других – продумать систему стимулирования кадров. А где-то необходимо спланировать индивидуальные маршруты повышения квалификации. Система поддержки должна быть очень гибкой, с опорой на имеющийся опыт.
Нина ФЕДОТОВА, директор Верхневилюйского республиканского лицея-интерната имени М.А.Алексеева, отличник образования Республики Саха (Якутия):
– В последние годы мы являемся ресурсным центром сетевого взаимодействия с отдаленными сельскими школами. Готовы работать и по проекту «500+». При этом, если мы говорим о качественном взаимодействии, необходима финансовая поддержка не только слабых школ, но и ресурсных. Та ситуация, в которой нынче мы все оказались, не позволяет в полной мере реализовывать проекты только в рамках фонда оплаты труда по государственному (муниципальному) заданию.
Проект проектом, но хотелось бы, чтобы молодые педагоги закрепились за школами, остались в них работать. Но будут ли заинтересованы в этом молодые учителя? Рейтинг лидеров в области образования подтверждает: качество образования прямо пропорционально уровню качества социально-экономического развития территории.
Татьяна ПАТРИКОВА, завкафедрой профессионального образования и менеджмента Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области:
– Наше региональное Министерство образования ежегодно уточняет перечень школ с низкими образовательными результатами и работающих в сложных социальных условиях. И я видела список таких школ 2020 года. В большинстве случаев в низких результатах виноват не кадровый состав школы, а те самые пресловутые социальные условия. Школа, которая в таких условиях функционирует, вряд ли способна привлечь в свой штат сотрудников с зашкаливающим уровнем профессионализма. Если уж говорить о кадровом потенциале, нужно учиться работать с теми кадрами, которыми такая школа уже обладает.
Ответственность за низкие образовательные результаты несет не только школа, но и весь социум. Следовательно, стоит задуматься, как привлечь в школы социальных партнеров. Помочь им договориться об общих правилах игры, равно как и о распределении обязанностей. А в этом велика роль муниципальных властей.
Критерии, по которым школу клеймят статусом школы с низкими образовательными результатами, должны быть уточнены. ЕГЭ и другие схожие с ним способы оценки не позволяют оценить успешность выпускника школы ни в профессии, ни в жизни.
Комментарии