search
main
0

Помочь себе и другим

Особые возможности для необычных детей

Пока это эксперимент, ему лишь несколько месяцев. Рано говорить не только о результатах, но даже об устойчивых формах работы. Детский сад, где особые и обычные детки обитают на равных условиях и примерно в равных пропорциях, возник в ответ на запрос родителей особых детей. В микрорайоне Академический Екатеринбурга создан инклюзивный детский сад.

 

С одной стороны, термином «инклюзивное образование», в том числе и дошкольное, сегодня никого не удивишь: тренд нашего времени. С другой стороны, по факту нередко получается так, что муниципальные садики не принимают детишек с серьезными отклонениями в здоровье. Объясняют это тем, что группы большие, сил воспитателей еле-еле хватает на здоровых детей, а здесь потребуется индивидуальный подход, внимание будет переключено на особого ребенка в ущерб остальным. Доля истины в этом есть. Общественные организации на то и существуют, чтобы с гуманистических позиций «закрывать» сложные ситуации.

Основное направление деятельности Первой социальной службы Свердловской области – помощь детям с особенностями развития. Формы же разные – от реабилитационных центров до иппотерапии и инклюзивных детских садов. Обо всем по порядку.

 

Вместо 30 на 70 – 50 на 50

В социально-реабилитационные центры полустационарного типа дети приходят вместе с родителями. В то время как с ребенком проводятся занятия, от 3 до 5 уроков в день (конечно, это не традиционные массовые уроки, а индивидуальные по 35 минут с учетом особенностей каждого), мамы могут провести время с пользой в удобных зонах отдыха. Именно мамы высказали выстраданное общее желание: «Вот если бы был такой детский сад, где наши ребятишки с утра до вечера проводили бы время со здоровыми сверстниками! Это было бы им очень полезно!»

На базе существующего детского садика летом 2022 года Первой социальной службой Свердловской области был открыт центр дневного пребывания. Здесь маленькие группы, в каждой работают по два воспитателя со специальным образованием: дефектология, логопедия. Предполагалось, что основу – 70 процентов воспитанников – составят нормотипичные дети и лишь 30 процентов – с особенностями здоровья. По факту получилось примерно 50 на 50.

Родители здоровых детей не всегда готовы к тому, что в группе вместе с их ребенком оказываются детишки с задержкой в развитии. В этом основная проблема создания подобных учреждений. Польза пребывания детей с отклонениями в речи, в физическом или психологическом состоянии рядом с нормотипичными ребятами очевидна. Есть за кем тянуться, есть на кого равняться. В коррекционных садиках этот важнейший мотивационный фактор отсутствует.

В чем же заключается польза для здоровых детей в инклюзивных садиках или группах? Этот вопрос задаю Анне Фадеевой, координатору программ Первой социальной службы.

– Каждый ребенок центра получает поддержку специалистов в полном объеме, в том числе и здоровый. Это намного больше, чем в обычном дошкольном учреждении. В инклюзивном садике день расписан по минутам. Музыкальные уроки, лепка, аппликация, игры по методике Монтессори, которые давно зарекомендовали себя во всем мире. Занятия с логопедом, динамические упражнения. Если ко всему, что происходит, подходить с позиции утилитарной пользы, общество окажется в проигрыше. Здесь уместно говорить о высшей пользе – каким вырастет человек.

– Вам доводилось наблюдать ситуации, когда здоровые детки помогали больным, слабым?

– Конечно. Я убеждена, что дети рождаются добрыми, светлыми личностями. Что вырастет из ребенка, зависит от родителей и окружения. Если маленького человека с детства учат помогать, он станет добрым, сочувствующим другим.

Я точно знаю, что дети с удовольствием приходят на помощь друг другу. Воспитатель говорит: «Этот мальчик не умеет пока играть в данную игру, покажи ему». Малыш садится и старательно объясняет, что за игрушка у него в руках и что с ней делать. Одному потребуется два раза повторить объяснение, а другому даже три или четыре, но результат будет. Детки с особенностями развития тоже развиваются, но в ином темпе, чем нормотипичные. И когда здоровый ребенок видит, что благодаря ему сверстник что-то понял, чему-то научился, что он ему помог, это дорогого стоит.

 

«Осьминожки», лошади и другие

Вода – та стихия, которая лечит, развивает, укрепляет, способствует лучшей адаптации. Вода действует на все группы мышц, стимулируя их, успокаивает нервную систему, способствует закаливанию… Гимн воде может пропеть любая мама, что с первых недель жизни ребенка занимается с ним плаванием. Или же делегирует такие занятия специалисту.

Ребенок и инструктор в воде – наиболее эффективная форма обучения плаванию. Индивидуальные занятия специалистов с детьми с ОВЗ, включая серьезные стадии детского церебрального паралича, проводятся в центре детского плавания «Осьминожки», с которым Первой социальной службой Свердловской области заключен договор о сотрудничестве. Каждый день в бассейне выделяется несколько часов для занятий с особыми детишками.

Активно применяется и другой эффективный метод укрепления физического и психического здоровья детей – иппотерапия. Об исцеляющих способностях лошадей люди знают со времен Гиппократа, только вот нечасто используют. Есть медицинские данные о том, что иппотерапия корректирует расстройства аутистического спектра, является профилактикой сколиоза, используется в процессе реабилитации больных ДЦП.

Важны все стадии контакта с лошадьми. Занятия начинаются со знакомства с животным, поглаживания. Лошадь можно покормить, пообщаться с ней, поговорить. А затем уроки верховой езды. Это не просто катание на лошадях. Речь идет о специальных методиках, которым обучены специалисты клуба «Покровский».

Конный клуб, конечно, работает и со здоровыми детишками. Он вырастил немало победителей конных соревнований различного уровня. Но в Екатеринбурге клуб особо известен впечатляющими результатами по реабилитации детей с инвалидностью.

Еще одна форма работы с особыми детьми – надомное обслуживание – помощь тем, кто не может прийти или приехать сам. В Свердловской области на данный момент действуют 13 центров дневного пребывания. Среди городов области выделяется Нижний Тагил: три центра с большим количеством специалистов, включая остеопатов.

Инклюзивное образование – показатель качества жизни. Уровень развития общества во многом определяется уровнем помощи особым детям в частности и особым людям в целом.

Марина РОМАНОВА, Свердловская область

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте