search
main
0

Помни корни свои и стар и млад. Классный час в начальной школе к Международному дню семьи 15 мая

Цель: анализ материала для создания классной семейной книги «Вещь, свято хранимая», собранного в результате работы над исследовательским проектом.

Задачи:- вовлечь учеников и их родителей в исследовательскую работу по изучению семейных корней; – воспитывать гражданские чувства детей через заинтересованность историей своей семьи; – развивать толерантность, ответственное отношение к общему делу, устную и письменную речь.Предварительная работаПосещение музея в селе Вятское.Создание сочинений-рассуждений «Корни есть не только у дерева». Создание мини-сочинений о родственниках на тему «Кем я особенно горжусь в своей семье».Создание сочинений «Чему учит меня семья».Работа над проектом Н.Бахтиной «Я помню! Я горжусь!».Организация выставок «Семейная реликвия», «Помни корни свои и стар и млад», «Кем я особенно горжусь в своей семье», «Вся семья вместе, так и душа на месте».Продолжительность: 35-40 минут.Музыкальный ряд: музыкальные заставки, песня «Родительский дом».Ход мероприятия1. Организационный моментУчитель:  Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем классном часе, посвященном теме, которая нам всем близка, – семья.2. Сообщение темы, целей Учитель:  А сегодня мы будем говорить о том, что каждой семье дорого, – об истории семьи, семейных традициях, реликвиях. Ребята, давайте вспомним, что такое реликвия. (Ответы детей.) Правильно, реликвия – это вещь, свято хранимая. Мы должны беречь свои семейные реликвии. Наш классный час посвящается тому, что бережно передается из поколения в поколение. Назовем наш классный час «Помни корни свои и стар и млад».3. Основная частьУчитель:  Когда мы были с вами в сельском музее, у нас зародилась идея осуществить проект – создать классную семейную книгу, куда мы поместим интересные семейные истории, фотографии, ваши сочинения. И у нас уже есть первые результаты нашей работы. Подумайте в течение классного часа, что можно сделать еще, используя материал, который мы подготовили.Подготовительный этап. ГипотезаУчитель: На подготовительном этапе вы с родителями писали маленькие сочинения-рассуждения «Корни есть не только у дерева». Послушаем несколько сочинений. Дети зачитывают 2-3 сочинения. Учитель: Почему вы с родителями говорите о том, что важно знать свои корни? (Ответы детей.)Вывод: Нужно изучать свои родственные корни. Человек не может жить без корней.Учитель: Затем мы с вами выдвинули гипотезу: «Нужно изучать свои родственные корни. Если глубже изучим свои родственные корни, то узнаем много новых интересных фактов из истории семьи».Основной этап – практический Учитель: С давних пор людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. В XVI веке в России распространилась книга «Домострой». В ней давались наставления мужу, жене и детям. Там шла речь о самом главном – об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи, за материальное благосостояние. Вот, к примеру, одно из наставлений той книги:«Помни корни свои и стар и млад, это вашей семьи история…» Содержание:1-й раздел – «Помни корни свои и стар и млад».2-й раздел – «Кем я особенно могу гордиться в своей семье».3-й раздел – «Семейная реликвия».4-й раздел – «Вся семья вместе, так и душа на месте».1-й  разделУчитель: Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают сегодня с вчера, с позавчера. Вот она – наша история, наша судьба в фотографиях, в именах, в любимых лицах. В каждой семье есть семейные альбомы.Храни семейные альбомы,Слуг верных памяти своей!Благодаря им в нашем доме – Тревожный отблеск наших дней Со снимков бледных, пожелтевшихГлядят на нас с тобой в упорГлаза родных, давно умерших,Но не забытых до сих пор.В моей семье бережно хранятся фотографии, а еще письма с фронта. Мы с сыном Павлом работаем над проектом «Моя родословная». Одним из этапов работы было изучение писем с фронта. Сколько счастья в них и муки,В них и встречи, и разлуки,Дни рождения и смерти,Целый мир в одном конверте.Сотрудничая с учителем марийского языка, мы перевели их на русский язык. Это наша семейная реликвия.В каждом доме хранятся старые фотографии. С них на нас смотрят родные лица. Мы повторяем их черты. Мы – их продолжение. Ребята, вы исследовали вместе с взрослыми семейные альбомы, чтобы ответить на вопрос: «Кем я особенно горжусь в своей семье?» Результат – ваши мини-сочинения о ваших родственниках. Об этой работе нам расскажут ребята.2-3 ученика читают свои сочинения. Учитель: Ваши сочинения мы поместим во 2-й раздел нашей книги «Кем я особенно могу гордиться в своей семье». 2-й раздел Учитель: Одна из самых распространенных реликвий – военные фотографии. Ваша одноклассница Наташа Бахтина вместе с мамой и папой работают над проектом «Я помню! Я горжусь!». Сегодня в гостях у нас папа Наташи Николай Федорович Бахтин. Сейчас они нам расскажут о дедушке Наташи и о семейных реликвиях. Проект «Кем я могу гордиться в своей семье». Выступление «Семейные реликвии – ордена и медали». Учитель: Давайте скажем спасибо Наташе и Николаю Федоровичу. Подумайте и скажите, почему дедушкины ордена и медали для семьи Бахтиных так дороги. (Ответы детей.) Проект Наташи и выступление Н.Ф.Бахтина поместим в 3-й раздел нашей книги.3-й раздел Учитель: Еще одна большая работа была проделана вами. Вы вместе с родителями провели исследовательскую работу, прежде чем выбрать вещь, свято хранимую в вашей семье. Об интересной реликвии – колыбели – расскажет Максим.Рассказ Максима Петухова: Колыбелька сделана из бересты 70 лет назад моим прадедушкой. Она укачивала моих тетю, дядю, папу, нас с братишкой. Она бережно хранится и напоминает всем о прошедших днях.Учитель: Почему люди хранят старые вещи – семейные реликвии? Какие вещи вы сохранили бы для своих внуков? Что они узнают о вас по этим вещам? (Ответы детей.)  Интересные факты, фотографии ваших вещей мы поместим в 3-й раздел нашей книги «Семейная реликвия».4-й разделУчитель: И в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки.Я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца. Предлагаю отгадывать вам и гостям. Участники классного часа договаривают пословицы.Учитель: В своих дневниках вы делали черновые записи на тему «Что значит для тебя семья?». Послушаем несколько выступлений. Ваши записи  мы поместим в 4-й раздел книги, который назовем «Вся семья вместе, так и душа на месте». Нужно ли человеку знать свои корни? Докажите. (Ответы детей.)   Мы провели исследовательскую работу.  Мы глубже изучили свои родственные корни и доказали гипотезу «Если глубже изучим свои родственные корни, то узнаем много новых интересных фактов из истории семьи». Ученик: История нашей России складывается из истории наших семей. Если не начать изучать свою родословную, мы можем потерять самое дорогое – ценную нить с прошлым. Изучение родословной – это кропотливый труд. Пусть пока он начался с семейного альбома, с сохранившихся семейных реликвий, это уже позволяет удержать нить, связывающую нас с прошлым.Учитель: Жизнь человека – только миг В безбрежном времени Вселенной,И только в памяти живыхОна становится нетленной.Вот это так. Да вот беда,Что забываем иногда,  Откуда мы, кто наши предки?Такие случаи нередки, Заставить нас забыть о них Не должен злой народа гений -Уйдя из памяти живых,Исчезнет много поколений.Одной мы связаны судьбой,Одной семьей, единой кровью. Потомки станут нам с тобойНадеждой, верой и любовью.И дух наш, продолжая жить,Во внуков, правнуков вольется, И никогда не оборветсяВеков связующая нить. (Геннадий Кабаев) Вернемся к вопросам, которые были заданы вам: «Как еще можно использовать материал, который мы собрали? Как сделать так, чтобы эти вещи мы могли изучать, разглядывать, любоваться ими?».Дети: Создать школьный музей.Учитель: Действительно, ребята, в школе планируется создать школьный музей, в котором могут  быть представлены ваши сочинения, фотографии ваших родственников, ваши семейные реликвии. Заключительный этап. Защита Учитель: Нам осталось оформить классный альбом, сфотографировать выставку, ваши семейные реликвии, продумать выступления. А на защиту мы пригласим наших родителей, это будет следующий классный час.Ребята, наверняка у кого-нибудь из вас появилось желание поработать вместе с родителями над своим собственным проектом. Какую тему вы бы выбрали для работы? (Ответы детей.) Да, вы можете изучать историю интересной фотографии, вещи, письма.А как называется проект, где люди узнают новые факты, проводят поиски?Дети: Исследовательский. Учитель: Правильно. Давайте вспомним произведение С.Голицына, которое мы изучали на уроках литературы. Как он называет людей, которые исследуют что-то, узнают новое, изучают историю?Дети: Изыскатели.Учитель: Сколько у нас изыскателей в классе?Дети: 20 изыскателей.Учитель: Я вам желаю, дорогие мои изыскатели, творческих поисков и удачи. Спасибо за работу вам и вашим семьям!И в конце хочется отметить следующее: наряду с такими праздниками, как 1 октября – День пожилого человека, 25 ноября – День матери, 8 Марта – Международный женский день, ООН провозгласила 15 мая Международным днем семьи.В семейном кругу мы с вами растем,Основа основ – родительский дом.В семейном кругу все корни твои,И в жизнь ты входишь из семьи,В семейном кругу мы жизнь создаем,Основа основ – родительский дом.Завершить классный час мне хочется песней М.Рябинина, В.Шаинского «Родительский дом» в исполнении Льва Лещенко. Спасибо всем за работу. ​Надежда НАГОРИНА, учитель начальных классов Вятской средней школы Республики Марий Эл, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте