search
main
0

Получив права, профсоюзные организации должны их использовать во благо коллективов

​В последнее время слова «качество», «эффективность», «ресурс» приобрели новое звучание в системе образования, что напрямую связано с новыми задачами, процессами и механизмами, вошедшими в нашу жизнь.

Профсоюзная организация на уровне образовательного учреждения может стать, а в некоторых школах уже стала дополнительным ресурсом в решении задач повышения качества образования и развития государственно-общественного управления. Несомненно, это зависит от руководителя учреждения и председателя первичной профсоюзной организации – от их общего понимания целей, задач и инструментов реализации проекта.Как многие другие реформы и проекты, новые финансово-экономические механизмы были инициированы сверху и в том числе поэтому были восприняты в образовательном сообществе с недоверием, иногда с непониманием и неприятием. Это объяснимо, так как уровень заработной платы в Москве был достаточно высоким, вакансий немного, то есть наблюдалось общее благополучие. Мы тоже испытывали опасения: не будет ли значительного сокращения штатов, снижения нагрузки, ущемления прав работников, конфликтов в коллективах, снижения уровня заработной платы с введением новых финансовых механизмов. Но также мы видели и много плюсов, в новом проекте есть увеличение самостоятельности ОУ, в том числе финансовой, справедливость и прозрачность в распределении средств, возможность отказа от уравниловки в определении уровня заработной платы конкретного учителя, расширение форм государственно-общественного управления и возможность участия в нем профсоюза. Гласность и открытость проведения пилотного проекта способствовали изменению настроений в педагогическом сообществе, чему помогли и первые ощутимые результаты – рост заработной платы в пилотных школах. Однако мы часто становимся свидетелями того, что профессионально обусловленный консерватизм среди педагогов оказывается труднопреодолимым и становится одним из главных рисков в реализации всего нового. Поэтому необходимо было постоянно проводить разъяснительную работу, обучение, информирование педагогов и их привлечение к участию в этих процессах, формирование общественного мнения трудовых коллективов. Мы активно включились в реализацию всех намеченных направлений деятельности. Ежемесячно проводим семинарские занятия для председателей ППО, где выступают председатели ППО пилотных школ, обеспечиваем для председателей возможность участия и обмена мнениями в ходе работы стажировочных площадок на базе выделенных пилотных школ, довели до сведения и разместили на нашем сайте рекомендации и предложения по внесению изменений в коллективные договоры школ, ведем работу по редактированию и корректировке коллективных договоров ОУ, обеспечиваем возможность участия для председателей ППО в управляющих советах школ.Чрезвычайно важны для нас мониторинг и анализ общественного мнения педагогов пилотных школ, которые мы проводим, так как там было много различных параметров опроса, на которые педагоги дали общую положительную оценку, что стало дополнительным подтверждением того, что НСОТ учителя приняли.Главный момент – повышение роли первичной профсоюзной организации в ходе введения новых финансово-экономических механизмов и НСОТ. Именно сейчас созданы оптимальные условия для выполнения первичными профсоюзными организациями своих основных функций:- информационно-разъяснительной;- представительско-защитной (коллективный договор, учет мнения профсоюзной организации, участие в разработке локальных актов);- соуправления (работа в управляющем совете, в комиссии по установлению стимулирующих выплат);- и если можно так сказать, миротворческо-объединительной (участие в конфликтных комиссиях, формирование комфортного микроклимата в коллективе).Все это возможно только при условии, что во главе первичной профсоюзной организации будет стоять грамотный, неравнодушный, способный отстаивать интересы коллектива человек. Результатами пилотного проекта стали повышение ответственности ОУ на основе новой степени свободы, развитие творческой инициативы в коллективах, ощутимый прирост заработной платы, активизация привлечения общественности к управлению ОУ. Это радует, но было бы неверным не оценить и главные проблемы, риски ближайшего будущего при переходе всех ОУ на новые финансово-экономические механизмы. Масштабы перехода могут выявить неготовность некоторых учреждений к быстрой реализации поставленных задач со всеми вытекающими отсюда последствиями; формализация критериев оценки деятельности работников может привести к тому, что будет оценен факт, а не результат, а это угроза успешности замысла. Все еще остается недостаточной экономическая грамотность руководителей, культура демократического общения с коллективом, родительской общественностью. Кроме того, важно, чтобы первичные профсоюзные организации, получив права, захотели и смогли ими воспользоваться на благо коллектива, а руководители осознали и использовали в этих же целях принцип социального партнерства.Галина БОРИСОВА, председатель Северо-Западной окружной организации Общероссийского профсоюза образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте