Эксперименты бывают разные – успешные, неудавшиеся, а есть и вовсе несостоявшиеся. В последнюю, несчастливую, категорию попал накануне нового учебного года эксперимент по замене традиционных бумажных учебников на ридеры.
В московском метро электронные книжки хоть и уступают по массовости классике в переплете, но особого удивления у пассажиров не вызывают. Книжная эволюция уже села в свой скорый поезд. Его прибытие в школу вопрос времени, количества и качества. Пока нет точных ответов на вопросы, заменят ли электронные «читалки» привычные учебники, как новая технология чтения повлияет на учебный процесс и детское здоровье, в чем заключаются проблемы, а в чем – преимущества. На эти и многие другие вопросы и должен был ответить эксперимент, который инициировал фонд «Русский глобус» в начале этого года. Весной идею одобрили в правительстве Москвы. Председатель фонда Георгий Васильев получил письмо от первого заместителя мэра Людмилы Швецовой, где было сказано, что Департамент образования и Управление информатизации города Москвы поддержали внедрение инициативного проекта. Его старт предполагался в четырех столичных школах с 1 сентября.
За время подготовки эксперимента ридер подрос и сменил цвет корпуса – с черного на белый. Самая распространенная – шестидюймовая – модель букридеров не подошла. Для ребенка имеет важное значение длина строки, а здесь она оказалась маловата. Тогда фонд профинансировал разработку и производство опытной партии букридера «Дигитека» с алфавитной клавиатурой и почти 10-дюймовым экраном (размер по диагонали 246 мм), что соответствует типовой странице учебника. Ридер был готов выдержать 5000 перелистываний без подзарядки, обновлять страницу не более чем за секунду и выкрашивать контент в 16 градаций серого цвета. Всего в эксперименте планировалось задействовать 500 ридеров: 365 – для педагогов и учеников 7-9-х классов, и еще 135 – как обменный фонд. На устройство были получены санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора и сертификат соответствия ГОСТ Р.
Без участия издательств проект подготовить было бы нельзя. Из производителей бумажных учебников сопровождать эксперимент своим контентом дали согласие «Дрофа», «Издательский центр Вентана-граф», «Мир и образование», «Менеджер» и издательско-полиграфический центр «Каро». В итоге электронные учебники были оформлены в формате PDF, а учебный материал снабжен перекрестными ссылками. Собственно на этом путь ридеров в московские школы и прекратился. Эксперимент был неожиданно остановлен, о чем Георгию Васильеву сообщили уже в другом письме из правительства Москвы за подписью заместителя мэра Валерия Виноградова. Здесь уже говорилось не о поддержке, а о «нецелесообразности и прекращении участия города в экспериментах, апробациях и иных мероприятиях с использованием ридеров»…
Москва сказала в апреле «да», а в июне ответила «нет»
Почему же так кардинально изменилась позиция флагмана среди российских регионов по многим направлениям развития системы образования? Уточнить мнения разных сторон можно было на брифинге в РИА «Новости», состоявшемся накануне начала нового учебного года. По словам Георгия Васильева, «встрепенулся бизнес, связанный с полиграфией и книгоизданием. Мы знаем, что весной этого года, когда прошла информация о скором старте эксперимента, появились письма мэру Лужкову. Нет ничего страшного в том, что каждый старается защитить свои прибыли. Но я считаю, что заминка, которая произошла с экспериментом, отчасти вызвана и этой причиной. На мой взгляд, перелом произойдет тогда, когда сложится группировка бизнесменов, заинтересованных во внедрении ридеров и электронного контента, тогда ситуация сбалансируется».
Самое интересное, что на брифинге фактически было объявлено о продолжении остановленного эксперимента. В этом заверил журналистов Владимир Платонов, спикер Мосгордумы и председатель московского филиала «Российского книжного союза»: «Я считаю, что это перспективное направление, и планирую внести в бюджет 2011 года предложение о выделении денежных средств на внедрение и использование электронных книг в образовании».
Готовность научного сопровождения эксперимента обозначил Владислав Кучма, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН: «Сегодня у нас есть шанс не упустить время и не вдогонку, а в плановом порядке провести внедрение технологии, когда в параллели работали бы педагоги, гигиенисты, физиологи, медики, производители и издатели. По итогам такого локального внедрения мы сможем выработать конкретные рекомендации и для педагогов, и для Роспотребнадзора, который обязан на всей территории страны отслеживать безопасность использования электронных книг в учебном процессе».
Вокруг чего с весны до осени ломали копья?
У ридеров есть неоспоримые преимущества и очевидные минусы. К первым можно отнести то, что они вмещают большой объем информации и поэтому принципиально решают проблему тяжелого портфеля. Очень важно и то, что эти портативные электронные устройства имеют неизлучающий, безвредный для глаз экран, аналогичный обычной бумаге. В ридере есть возможности электронного поиска, гипертекст, к нему можно подключать словари, закачивать выбранные педагогом дополнительные учебные материалы. Очевиден экологический эффект: мы сохраняем лес и не множим макулатуру (износившиеся учебники). Однако для броуновского движения учеников в школах сегодняшнее поколение ридеров слишком уязвимо. Экран пока плохо защищен от ударов и сгибов. Все цвета радуги на экране заменяют оттенки серого. В отличие от учебника здесь есть батарея, которая может сесть во время урока. Да и цены пока на этот гаджет кусаются – за ридер с 6-дюймовым экраном придется отдать 10 тысяч рублей.
Правда, производители уверяют, что уже в ближайшем будущем вес и стоимость будут уменьшаться, ридеры станут цветными, гибкими и поддерживающими анимацию.
А вот на вопрос, приживутся ли они в школах, поможет ответить только эксперимент.
В издательстве «Просвещение» решили не принимать участие в эксперименте. Почему? На этот вопрос нам ответил его генеральный директор Александр КОНДАКОВ:
– Информационная революция формирует новое образование. Именно поэтому сегодня мы говорим об информационно-образовательной среде, которая предполагает иной образовательный процесс, расширяет его возможности, предполагает индивидуализацию обучения по отношению к каждому учащемуся.
Мы внимательно наблюдаем за появлением технических новинок, которые будут определять будущее развитие образования, но, с другой стороны, и система образования должна формировать требования на разработку новых устройств.
В данном случае речь идет о ридерах. В этой области существует много проблем, связанных с защитой авторских прав (российское законодательство пока в полном объеме не защищает правообладателя), с санитарно-гигиеническими нормами (еще не разработаны регламентирующие акты, не проводились исследования, связанные с воздействием ридеров на ребенка), целесообразность использования ридера в учебном процессе. В издательство обращался фонд \”Русский глобус\” с просьбой предоставить им электронный контент \”Просвещения\” для проведения эксперимента с ридерами. Но мы не стали принимать участие в данном эксперименте, так как планировалось, что на ридер мы будем выкладывать ту же самую книгу, которая существует в бумажном формате, и никаких дополнительных образовательных функций в отношении учебного процесса не будет. Ридер не дает таких возможностей. Для примера приведу результаты исследования Принстонского университета. Студентам и преподавателям задали вопрос: \”Насколько удобны ридеры в образовании?\” Ответ был негативный. По результатам исследований пилотной группы, студенты, использовавшие на занятиях самую популярную электронную книгу Kindle DX, признали ее неэффективной, неудовлетворительной и неудобной, больше всего нареканий вызвала простейшая работа с текстом (выделение, подчеркивание, составление заметок, поиск по страницам).
Появление новых устройств, использование старых (ноутбуки, нетбуки, планшеты) не просто создают прообраз будущего устройства, которое будет широко применяться в школе, но, самое главное, заставляет педагогов задуматься над тем, как эти устройства могут наиболее эффективно использоваться в учебном процессе.
Бумажная книга не умерла и еще достаточно долго будет использоваться в школе. А все то, что расширяет возможности образовательного процесса, способствует развитию индивидуальной информационно-образовательной траектории школьника, ядром которой является учебник, за этим реальное будущее. Именно в этом направлении работает издательство \”Просвещение\”.
Это факт
Предельный вес для одного учебника 1-4-х классов 300 граммов, для 10-11-х – 600.
Разработанный для не состоявшегося пока эксперимента ридер «Дигитека» весит 500 граммов и вмещает более 200 книг.
На заметку
По итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации, прошедшего 8 июля 2010 года, Президент России Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений. Одно из них – «обеспечить масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и принять меры по методической и технической поддержке педагогов на местах. Срок – 1 декабря 2010 года».
Комментарии