Закладывать навыки бережного отношения к природным ресурсам, в том числе и к электроэнергии, необходимо, конечно же, в раннем детстве. Многое зависит от родителей, которые своим примером могут показать, как важно следить за тем, выключен ли свет или не уходит ли тепло в плохо закрытую форточку. Но воспитание общей культуры энергосбережения не может оставаться делом отдельной семьи, и лучше школы с этой задачей не справится никто. Тема энергосбережения должна стать важной составляющей как учебного процесса, так и вне его. А для этого нужны программа обучения, учебные пособия и методические материалы для педагогов. Именно поэтому в школах Москвы и Санкт-Петербурга в рамках апробации печатного и электронного учебных пособий для школьников 3-4-х классов «Учимся беречь энергию», разработанных компанией «Кирилл и Мефодий» («Учительская газета» уже писала об этом учебном пособии в №44 от 30 октября 2012 года), проходят открытые уроки.
Урок по энергосбережению прошел в московской школе №263 в самом конце третьей учебной недели марта. Однако это был совсем не обычный урок. Ребят ждал большой сюрприз. На сцену актового зала, где собрались ученики 3-х «А» и «Б» классов, вместо серьезного учителя вышли ожившие персонажи пособия «Учимся беречь энергию» – профессор Киловаттыч и его ученик Замыкайка. Они и поделились с ребятами своими знаниями о том, как надо беречь энергию. Первый урок был посвящен самому простому объекту, связанному с энергией, который знаком школьникам с раннего детства, – лампочке. – Когда еще не было электричества, люди пользовались огнем, факелами, свечами, керосиновыми лампами… – начал рассказ Киловаттыч. – Профессор, но это же так неудобно! – недовольно воскликнул Замыкайка. – Конечно, – ответил Киловаттыч, – поэтому им на смену пришли лампы. И оказалось, что их существует целое множество: и обычные лампы накаливания, и светодиодные, и даже удивительная радиолампа, которую никто из ребят, наверное, еще не встречал. И каждой лампе находится свое применение, несмотря на то что технологии совершенствуются и на смену старым приходят новые, более экономичные. Кроме этого, надо еще знать, как правильно утилизировать перегоревшие, ведь они по-разному влияют на окружающую среду – например, лампа дневного света содержит ртуть, и потому ее нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором и т. д. В ходе урока ребятам удалось ознакомиться не только с различными видами ламп, но и с другими предметами, которые часто встречаются в повседневной жизни. Оказалось, что пользоваться ими тоже нужно с умом. Как вскипятить воду быстрее всего? Где должна стоять плита на кухне? Почему надо следить за тем, чтобы на люстре и торшере не было пыли? На эти и множество других важных вопросов ребята получили точные и понятные ответы, посмотрев познавательные видео. Очень понравился третьеклассникам и интерактивный персонаж, который сопровождал мини-фильмы своими комментариями. Он был как две капли воды похож на Замыкайку и Киловаттыча и, словно их третий виртуальный брат, расхаживал по экрану с назидательно поднятым указательным пальцем, обращая внимание на самые важные моменты. Молодым актерам, исполнявшим роли профессора Киловаттыча и Замыкайки, удалось в буквальном смысле создать заряженную атмосферу – они так и лучились задором и энергией, перебегая от одного заполненного школьниками ряда к другому. Тем не менее за всей их импровизацией, шутливой и легкой подачей материала стояла серьезная продолжительная работа авторского коллектива пособия «Учимся беречь энергию». Ведь задача доступно и ярко рассказать ученикам 3-4-х классов о проблемах сохранения и расходования энергоресурсов очень непроста. Несмотря на явный успех, который имел урок у юной аудитории, его проведение оказалось тоже достаточно нелегким делом. И это прекрасно понимали педагоги. Поэтому перед началом занятия Замыкайка и Киловаттыч прошли небольшой инструктаж о том, как сосредоточить внимание ребят, если они вдруг начнут шалить, и наоборот, что делать, если понадобится их немного взбодрить посреди изложения серьезного материала. Впрочем, по словам экспертов, независимо от школы или региона ребятам нравятся такие занятия. Конечно, ведь оно идет вне класса, ярко и зажигательно, а задания предлагают решать на большом экране в ходе мини-игр и интерактивных викторин. На сегодняшний день подобные открытые уроки уже прошли в пяти учебных заведениях Санкт-Петербурга (гимназии №513, 157, 192, школы №207, 232) и пяти школах Москвы (№263, 966, 264, 1459, 1486). Учителям этих учебных заведений предстоит подумать над прошедшими уроками и, дав оценку их организации, сделав неформальный срез знаний, предоставить данные разработчикам пособия, чтобы они смогли сделать его еще лучше. – Это электронное пособие появилось очень кстати. Оно построено таким образом, что позволяет обсудить с ребятами довольно серьезные вещи и научные понятия на доступном языке и в игровой форме. Думаю, оно неплохо интегрируется с такими предметами, как окружающий мир, технология, информатика и даже русский язык. Когда мы знакомились с пособием, то у нас прямо по ходу просмотра рождались идеи, где можно применить тот или иной фрагмент. В голове возникали целые сценарии. А вот методические разработки, представленные на сайте, несколько разочаровали. Похоже, они еще нуждаются в доработке и корректировке, – считает руководитель 3-го «А», учитель начальных классов Оксана Лазарева. – А мне кажется, что для работы с этим учебным пособием дополнительные усовершенствования потребуются педагогам. Для тех, кто имеет небольшой опыт работы с электронными изданиями, это просто необходимо. А для остальных будут полезны дистанционный курс или качественное методическое сопровождение, которое обратит внимание педагогов не только на основные разделы пособия, но и подскажет нюансы, тонкости подачи материала. Ведь в нем более 300 фрагментов, и велика вероятность пропустить что-то важное и интересное, – отметила учитель начальных классов Марина Кизима, которая привела на урок свой 3-й «Б». А сами третьеклассники 263-й школы уже готовы поставить пособию «Учимся беречь энергию» и проведенному уроку окончательную положительную оценку. «Мне очень понравилось то, что нам рассказывали Замыкайка и Киловаттыч!», «А мне – что рассказывали полезное, теперь мы будем правильно пользоваться лампочками!», «Мы были здесь дольше, чем на уроке, хотя совсем этого не заметили!» – наперебой говорили школьники и вспоминали самые важные советы своих веселых учителей. Что еще можно сказать после таких неподдельных, ярких откликов? Наверное, только то, что, похоже, работа методистов, педагогов и всех, кто принимал участие в проведении первого настоящего урока по энергосбережению, удалась.КомментарииЯков ГЕРШОВИЧ, руководитель проекта по созданию учебного пособия «Учимся беречь энергию» компании «Кирилл и Мефодий»: – Сейчас учебно-методический комплект «Учимся беречь энергию» проходит процесс апробации, в которой участвуют 40 школ во всех регионах России. В каждом субъекте выбрано по 5 школ. Мероприятия проводятся в рамках исполнения государственного контракта «Разработка и внедрение информационных материалов для развития культуры энергосбережения и энергоэффективности среди учащихся образовательных учреждений субъектов Российской Федерации». Учителям предстоит оценить, насколько разработанные учебные пособия можно эффективно использовать на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие состоит из двух частей: электронной – серьезной, познавательной, где сосредоточена вся информация по теме, а также печатной – легкой, творческой, написанной в стихотворной форме и дополняющей электронный учебник. Эти красочные книги каждому классу вручают по окончании занятия. Нам очень важно, чтобы в ходе апробации учителя оценили содержание пособий, их соответствие возрастным особенностям учащихся, доступность изложения и иллюстративного ряда, а также возможности их использования в учебном процессе, в том числе на уроках окружающего мира, технологии, изо, математики, физкультуры и т. д. Кроме этого, каждый учитель-апробатор должен провести не менее одного урока или внеклассного/внеурочного мероприятия с использованием пособий. Результаты фиксируются в дневнике учителя-апробатора. Уже сейчас мы получили очень полезные замечания и советы учителей, которые, безусловно, будут учтены при доработке пособий. Реальная педагогическая практика лучше всего помогает выявить все успешные и слабые стороны как содержательного наполнения пособий, так и их структурной составляющей. Удобный рубрикатор и возможность быстро переходить к дополнительному или уже пройденному материалу в ходе урока позволяет учителю добиться максимального внимания учеников и усвоения ими предлагаемого материала. Только после подведения итогов апробации может быть принято окончательное решение о распространении учебных пособий.Григорий ТИТКИН, директор школы №263, доктор географических наук, член-корреспондент РАЕ: – Вопросам разумного использования энергоресурсов мы уделяем в нашей школе большое внимание. Энергоаудит для нас не просто умное слово, а необходимая составляющая работы школы. Не забываем и о тематических классных часах и родительских собраниях, где затрагиваем вопросы сбережения тепла, света, воды. Конечно, азы знаний по энергосбережению закладываются еще в начальной школе. И эту основу можно сформировать у младших школьников, и лучше всего в творческо-игровой форме (викторины, конкурсы рисунков и плакатов и т. д.). У нас в школе изюминкой этой работы является «Час научного фильма», на котором раз в четверть для всех классов показывают видеофрагменты учебных передач по этой тематике. Мы уже накопили большой опыт интеграции «Часов» в учебный план педагогов-предметников. Вообще эта тема для нас важна и интересна, поэтому мы решили принять участие в апробации учебно-методического комплекта «Учимся беречь энергию» и провести пилотный урок. Мы всегда стараемся идти в ногу со временем, а за уроками с использованием учебных образовательных сред, без сомнения, будущее. В то же время наши учителя, повышая свою ИКТ-компетентность при работе в образовательной среде, могут помочь создателям пособия лучше адаптировать материал для 3-4-х классов, на которые он рассчитан.
Комментарии