Жизнь в небольшом месте, где проработал педагогом на всех уровнях много лет, имеет свои преимущества и недостатки. Тебя все знают, подходят на улице и звонят домой как своему человеку. Ты, естественно, далеко не всех помнишь или просто не узнаешь во взрослых людях бывших учеников. К тому же многие, вырастая, приводят к нам своих детей, и тут уж разобраться практически невозможно, да и не надо. Когда взрослая женщина бросается ко мне на улице, радостно взвизгнув, как девочка, или мужчина в возрасте сияет улыбкой и тут же рассказывает свои новости, остается только выслушать, улыбнуться в ответ и пожелать успехов. Положение обязывает. Слава богу, что для большого количества людей я остаюсь любимой учительницей. Это значит, что мне доверяют, ждут помощи или участия.
Ко мне часто обращаются за советом как коллеги-преподаватели, так и родители школьников, студентов. Что делать с непослушными, неспособными учениками? Как разговаривать с родителями? Почему учитель придирается к ребенку (с точки зрения родителей)? Конечно, я далеко не всегда знаю верные ответы, но жизнь научила «держать лицо», успешно делать вид, что все нормально. И действительно, со временем замечаешь, что одинаковые ситуации повторяются ежегодно.
Моя подруга-педиатр уверяет, что нет детей с совершенно новыми проблемами, просто теперь они называются иначе. Иногда я с ней соглашаюсь. Недавно ко мне пришла знакомая, теперь уже бабушка, и спросила, что делать. Показала мне дневник, я прочитала запись – и да, вполне поверила своим глазам, потому что не раз видела эту формулировку. «Научите ребенка правильно кидать мяч!» – пишет учитель физкультуры. Выясняется, что на уроке педагог издевается над учеником начальной школы, обзывает обидными словами. Да, ребенок и правда не очень спортивный. Но он с первого класса участвует в школьных олимпиадах и занимает призовые места.
Тут сразу отмечу: ситуация, к сожалению, типичная для разных школ, я не имею в виду какое-то одно конкретное учебное заведение. Умные педагоги, завучи, директора обычно держат таких одаренных детей в поле своего зрения, следят, чтобы их не обижали… коллеги. Отношение к победителю конкурсов – вопрос школьной этики. Каждая школа включает все детские победы в свои отчеты и получает благодаря им баллы, деньги, престиж. Не худо бы регулярно ставить в повестку дня педсоветов пункт о поддержке талантов, а не только уделять внимание отстающим.
Но вернемся к данной ситуации, которая возникает в связи с любым предметом. «Я дам сегодня дроби, а вы дома детям объясните, что это такое!» – повелевает учительница второго класса. Мы, родители, молча выслушиваем. Если возразишь, у ребенка появится двойка в журнале и/или запись в дневнике. Помню, когда-то давно, в начальной школе, на уроке физкультуры мне самой в очередной раз швырнули мяч в лицо, разбили очки и поранили бровь. А учительница попыталась доказать моей маме, что я сама виновата. Мама не стала спорить, просто добилась освобождения по зрению и отвела меня в группу лечебной физкультуры, где мне объяснили, что я замечательно бегаю, и стали тренировать на участие в соревнованиях. Урок усвоился на всю жизнь, равно как и способы решения проблемы.
Прошли годы, и моя дочка, учась в «началке», принесла ту же запись в дневнике: «Научите ребенка правильно кидать мяч!» Учитель другой, а подход тот же. Так как я сама работала в той же школе, дочка коллеги училась у меня, я предложила ей простой вариант: я учу своего ребенка правильно кидать мяч, а учительница физкультуры тем временем приходит на мой урок и объясняет классу три сослагательных наклонения в английском языке. Вопрос был снят.
Что же посоветовать научным сотрудникам, родителям или бабушкам и дедушкам неспортивного ребенка? У них нет моих рычагов воздействия. Предлагаю несколько вариантов. Самый простой – определить ребенка в секцию или группу, это освободит от уроков с горе-педагогом. Второй, не всегда действенный, – обратиться к администрации школы, предъявить Закон «Об образовании в РФ». В нем ясно указано, что недопустимо делать замечания, унижающие честь и достоинство ученика. Думаю, слово «дебил», сказанное при всем классе, тут вполне подходит. Третий (часто действенный) вариант – подойти к учителю и попросить совета. Не важно, нужен ли вам совет от такого человека. Важно проявить внимание, уважение (пусть показное).
Конечно, есть и простой путь – обратиться к классному руководителю, которому нужно напомнить, что ребенок хорошо учится по всем предметам. Беда тут в том, что любой одаренный ребенок, равно как и отстающий ученик, может вести себя на уроках нестандартно или неадекватно, а значит, он попросту достает каждого педагога. При постоянной перегруженности далеко не у всех хватает сил и умения разбираться, чем именно вызвано странное поведение. Может, школьнику скучно, потому что он все давно понял и сделал упражнения. А может, ничего не понял и потому протестует доступными ему способами, вплоть до срыва урока.
Знает ли молодой педагог, как себя вести в нештатных ситуациях? Учат ли этому в педагогическом вузе? Не уверена. В МГУ у нас не было ни методики, ни педагогики, ни школьной практики. Я получила там прекрасное образование, а принципам работы в учебном заведении обучилась в своей педагогической семье. Важнейшее умение – это не только навыки того, как справляться с дисциплиной и развивать мотивацию, но и общение с коллегами, с родителями.
Уволить неадекватного учителя, если не произошло ничего экстраординарного, невозможно, так как замену не найдешь. Думается, стоит привлекать школьного психолога для беседы с учителями, напоминать всему коллективу на педсоветах простую истину. Главная задача человека, пришедшего работать в школу, – учить. Всех и каждого независимо от их способностей.
Нина КОПТЮГ, Новосибирск
Комментарии