search
main
0

«Полосатый рейс» – легендарный советский фильм отмечает 60-летний юбилей

Эксцентричной комедии «Полосатый рейс», ставшей культовой для нескольких поколений, в 2021 году исполнилось 60 лет. Репетировали фильм на старом сухогрузе, а снимали в Черном море на современном теплоходе.

Кадр из фильма

Сегодня – особый день в истории неувядающей классики, навсегда вошедшей в Золотой фонд российского кино. 27 июня 1961 года в кинотеатрах СССР состоялась премьера фильма «Полосатый рейс», который буквально с первых дней имел невероятный успех.

Комедию смотрели поодиночке и семьями, в кинотеатры ходили целыми классами, студенты собирались группами. А выйдя из кинозалов, хохотали, повторяя реплики полюбившихся героев. Такие, как проговаривала хорошенькая, но взбалмошная Марианна, влюбленная по сюжету в старпома:  «Обыкновенная прическа. Форма называется «Я у мамы дурочка», «Он ко мне придирается! Он на меня внимания совсем не обращает!», «Бедненький, поцарапал тебя старпом». К слову, фразу «Я не трус, но я боюсь», знакомую по «Бриллиантовой руке», произнес в картине иностранный дрессировщик.

В 1961 году фильм «Полосатый рейс» стал лидером советского кинопроката – его посмотрели почти 46 миллионов зрителей. Картина и сейчас пользуется успехом. А в год юбилея вновь стала необычайно популярной. Сетевое издание «Учительская газета» решило рассказать читателям о нескольких фактах, которые имеют отношение к съемкам.

Кадр из фильма

Если бы не король Эфиопии

Не окажись господин Хайле Селассие в нужное время и в нужный момент в Москве, возможно, и вспоминать сегодня было бы не о чем. Однако у фильмов, как и у людей, свои судьбы, предначертанные свыше. В 1959 году в Советский Союз приехал король Эфиопии Хайле Селассие I. В культурной программе правителя далекого государства, помимо выставок, концертов и прочей атрибутики значилось посещение известного на весь мир Московского цирка на Цветном бульваре.

Делегацию, отправившуюся с его королевским величеством на Цветной бульвар, возглавил Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. Разумеется, в программу включили лучшие цирковые номера, так называемые, «гвозди». Одним из них стало выступление молодой дрессировщицы Маргариты Назаровой.

Король, его свита, да и сам Хрущев пришли в восторг от увиденного на арене. Дрессировщицу пригласили в правительственную ложу, чтобы выразить восхищение ее ювелирной работой. Назарова пришла не одна, а с маленькими тигрятами, чем окончательно покорила высокопоставленных гостей.

В непринужденной беседе Никита Сергеевич заметил, что о таких смелых женщинах надо снимать кино. Уже через три месяца студия «Ленфильм» озаботилась поисками сценариста, способного воплотить задуманное, а еще через три месяца начали снимать кино «про Назарову».

Пока искали сценарий, предложения сыпались одно за другим. Кому-то пришла в голову идея рассказать о тигре, живущем в обычной коммунальной квартире. Кто-то мечтал воплотить на экране историю о полосатых хищниках, поселившихся в зажиточном колхозе, где был свой маленький зоопарк. «Не то», – пожимали плечами руководители киностудии.

Когда одному из руководителей студии попал на глаза сценарий, написанный капитаном дальнего плавания Виктором Конецким, все облегченно вздохнули. В основе сценария лежала реальная история о том, как с острова Врангель на материк перевозили белых медведей. Один из тройки «большегрузных» хищников вырвался из клетки и устроил настоящий переполох на судне. Животное загнали за решетку с помощью брандспойта. О том, как это происходило в действительности, будущий писатель рассказал увлекательно и интересно.

Кадр из фильма

«Если останемся живы»

Сюжет сценария руководству «Ленфильма» показался забавным. Напомним, о чем идет речь в картине. Судно с романтическим названием «Евгений Онегин» (в действительности теплоход «Фрязино», совершавший рейс Одесса-Батуми) перевозило животных – льва и тигров. Сопровождать опасный груз доверили буфетчику, который не знал, как подступиться к опасным постояльцам. Ситуацию усугубила шустрая обезьянка, сумевшая открыть клетку и выпустить животных на свободу.

Заменить медведей тиграми на бумаге оказалось не трудно. Виктор Конецкий и известный кинодраматург Алексей Каплер, подключившийся к работе над сценарием, добавили романтическую линию, придавшую сюжету «изюминку», и съемочный процесс закрутился.

Чтобы люди и звери привыкли друг к другу, было решено поселить их на судне «Матрос Железняк», находившемся, к тому времени, на заслуженном отдыхе в Ленинградском порту. Перед тем, как приступить к съемкам, артистам пришлось подписать договор, разработанный представителями Комиссии по охране жизни и труда актеров с помощью дрессировщиков.

По сути это была инструкция, как вести себя с хищниками в различных ситуациях, которые могли возникнуть во время съемочного процесса. Некоторые пункты, вроде того, что советовал не «заигрывать» с тигром, захватившим ногу артиста, дабы животное не подумало, что с ним играют, а бить кулаком в морду, неподготовленных людей ввергал в шок. Правда, однажды он очень даже пригодился, но об этом позже.

Артисты «сделаны» из такого сплава, что удивить или испугать их довольно сложно. Впрочем, подобные моменты все же были, и это вполне естественно, учитывая, с кем актеры имели дело изо дня в день. Стишок типа «Не подходите слишком близко, я – тигренок, а не киска» очень хорош, когда его читают детям. В жизни огромные «киски» из «Полосатого рейса» особого умиления у артистов, пожалуй, не вызывали.

Приступая к работе над картиной, режиссер Владимир Фетин на собрании съемочной группы так и сказал: «Постараемся сделать веселый и интересный фильм. Если останемся живы…».

Кадр из фильма

В чем мать родила

Конечно же, все остались живы и здоровы, по другому быть просто не могло, ведь за соблюдением безопасности следили профессионалы. Но отступления имелись – не без того. Попробуйте обойтись без внештатных ситуаций, когда у полосатых «артистов» – ни элементарного актерского чутья, ни уважения к системе Станиславского, ни желания пойти навстречу воле режиссера. Одни звездные амбиции.

Популярный к моменту съемок актер Евгений Леонов, сыгравший в комедии «Полосатый рейс» буфетчика Шулейкина, полюбился зрителям особенно – он был, как всегда естественен и убедителен. Однако по роли ему пришлось едва ли не чаще остальных персонажей общаться с полосатыми хищниками, что оказалось непросто.

Съемки шли в обычном режиме. До сцены в ванной, где Леонов предстал перед зрителями в «революционной», по тем временам, форме, то бишь нагишом. По сюжету в душевую комнату, где был Шулейкин, неожиданно наведался тигр. Актер выдвинул условие: между ним и животным должно быть пуленепробиваемое стекло.

Преграду соорудили, но как только заработал мотор, стало понятно: ничего не получится, поскольку стекло отчаянно бликует. Заграждение убрали незаметно, когда сцену уже снимали, а Леонов, намыленный роскошным французским шампунем, купленным специально для съемок, с наслаждением погружался в воду, так что актер ни о чем не догадался.

Любимец Маргариты Назаровой тигр Пурш, зашедший в ванную, настолько оказался впечатлен увиденным, что приблизился к намыленному герою вплотную. Почувствовав неладное, Леонов открыл глаза и … в панике бросился наутек, в чем мать родила. Этот исторический кадр и вошел в картину. Позже, когда речь шла об утверждении фильма для кинопроката, министр культуры Екатерина Фурцева сказала по поводу эпизода с обнаженным героем: «Я не ханжа».

Кадр из фильма

Хоть и не дуэль, но все-таки перчатка

Помните кадр, в котором хищники подплывают к берегу, где лежат отдыхающие? Для этой сцены клетку с полосатыми «артистами» на катере отвезли в море и открыли ее там, надеясь, что инстинкт подскажет животным плыть к берегу. Как выяснилось, инстинкт инстинкту рознь. Одному из тигров он подсказал не плыть, куда надо, а залезть на крышу клетки, где в тот момент находились операторы.

Операторы в панике бросились в море. Вторая попытка тоже оказалась неудачной – «группа в полосатых купальниках», как именовал тигров герой Василия Ланового, устремилась к берегу. Но двое «пловцов» неожиданно резко изменили маршрут и развернулись в сторону катера, на котором находилась клетка. Операторы помчались к каютам, один из них, перепугавшись, даже залез на мачту.

Сцену все-таки сняли. Но когда тигры доплыли до берега, тигрица Лойда решила проигнорировать четырехметровое ограждение. Перемахнув через него, хищница, пошла «знакомиться» с отдыхающими.

Эту сцену снимали на знаменитом одесском пляже «Аркадия» рано утром, когда там никого обычно не было. Но разве можно было скрыться от любопытных глаз! Известие о предстоящих съемках мгновенно разлетелось по городу, так что ранним утром на подступах к пляжу оказалось не менее  10-15 тысяч отдыхающих. Потребовалась помощь милиции, чтобы сдержать огромную толпу.

Но стоило Лойде появиться на пляже, как там началась неимоверная паника. И тут проявила находчивость девушка по имени Антонина, работавшая осветителем. Возможно вспомнившая нужный на тот момент пункт договора-инструкции. Схватив брезентовую перчатку, Тоня Иванова стукнула хищницу по носу. От неожиданности та мгновенно устремилась к воде, где была встречена укротителями. Правда, по одной из легенд, сначала любопытная тигрица вволю нагулялась по городу.

Кадр из фильма

Вася, тот самый Вася

Лев Василий Васильевич, а попросту Васька, сыгравший в картине, разумеется, льва, не состоял на службе в цирке. Немолодое животное обитало в Ленинградском зоопарке, но славилось сотрудничеством с кинематографом. Лев Василий до «Полосатого рейса» успел сыграть в трех фильмах: «Новые похождения Кота в сапогах», «Дон Кихот», «Она вас любит». Так что для царя зверей эта роль стала четвертой и последней.

После выхода картины в прокат ходили слухи, что Василия во время съемок пришлось умертвить. Как выяснилось, это была неправда. Лев Василий ушел из жизни гораздо позже, в родном зоопарке, по причине старости и болезней.

До последних дней Василий Васильевич пользовался авторитетом. Слава о нем заставляла гостей Ленинграда специально ехать в зоопарк, чтобы увидеть легендарного льва собственными глазами.

Полосатые актеры и Пират впридачу

В знаменитой комедии, помимо льва Василия Васильевича, снялись 10 цирковых амурских тигров. С ними было все понятно – подопечных Назаровой привезли из Москвы. А вот с обезьянкой намучились. Искали повсюду, пока не узнали про шимпанзе из Киевского зоопарка с кличкой «Пират».

На павильонные съемки, которые проводились в Ленинграде, Пирата доставили самолетом, да не одного, а с невестой Чилитой, поскольку жених без своей «половинки» мгновенно впадал в депрессию. Так что старпому (Ивану Дмитриеву), когда он знакомился с будущим коллегой, пришлось пожимать не одну, а две обезьяньих лапы.

Пират оказался любезным и воспитанным животным, а Чилита проявила агрессию, успев цапнуть актера за палец. Пока жених снимался, невеста всегда была рядом – без нее игра не ладилась. Чилите выбрали уютное место в уголке павильона, давали коробку зефира, который она обожала, и пока четвероногая обжорка поглощала сладости, Пират демонстрировал великие лицедейские способности.

Съемочный процесс. Фото: kinoteatr.ru

Правда, каждые 20 минут, как впоследствии рассказывал режиссер, он «делал брови домиком». Ассистенты Фетина быстро вычислили, что это значит. Так Пират давал понять, что скучает по Чилите. Прижавшись к подружке, он гладил ее, а потом, слегка шлепнув по лапке, давал понять: пора браться за работу.

Актеры рассказывали, что Пират был необыкновенным партнером – контактным, исполнительным, доброжелательным. По утрам Иван Дмитриев варил напарнику кашу и учил пользоваться ложкой. Чилита на эти ухищрения смотрела с презрением, но в воспитательно-дрессировочный процесс не вмешивалась.

Актеры, дублеры, каскадеры

Главную роль в фильме «Полосатый рейс» сыграла незабвенная Маргарита Назарова – бесстрашная дрессировщица, имя которой любители цирка и поклонники кино произносили с придыханием. К моменту съемок в комедии Владимира Фетина она считалась искушенной актрисой – в ее послужном списке было несколько работ, в которых она являлась дублером именитых артистов. Таких, например, как Людмила Касаткина из «Укротительницы тигров».

В «Полосатом рейсе» у Назаровой был свой дублер – супруг дрессировщицы Константин Константиновский. Это он поставил все трюковые сцены. Константиновский был каскадером Ивана Дмитриева – напарника Маргариты Назаровой (по сюжету). Но в некоторых особо опасных эпизодах, надев парик, выходил на арену вместо жены. В некоторых кадрах, например, в драке старпома с хищником, его можно увидеть, даже не будучи подготовленным. Но зрителей это никогда не смущало.

В картине «Полосатый рейс» поистине звездный состав. Помимо Евгения Леонова, Маргариты Назаровой, Ивана Дмитриева в фильме сыграли Алексей Грибов (капитан), Владимир Белокуров (боцман), Алиса Фрейндлих (помощница Шулейкина), Алексей Смирнов (вахтенный матрос Кныш), Николай Волков (агент, эту роль озвучивал Ефим Копелян), Александр Бениаминов (дрессировщик-иностранец), Аркадий Трусов (кок), Юрий Горобец (милиционер-регулировщик), Николай Трофимов (штурман), Вячеслав Сирин (матрос-чечеточник Мотя) и другие.

В эпизодической роли под названием «отдыхающий на пляже» снялся Василий Лановой – восходящая звезда советского кино. Случилось это мимоходом – Лановой действительно в то время отдыхал в Одессе, где работала съемочная группа, и с легкостью согласился сыграть небольшой эпизод. Знаменитую фразу про «группу в полосатых купальниках» оценили в 50 рублей – гонорар по тем временам неплохой. Это была единственная роль Василия Ланового, сыгранная великим актером в жанре комедии.

Кадр из фильма

Вместо послесловия

О фильме «Полосатый рейс» можно рассказывать до бесконечности – картина этого заслуживает. Ее с удовольствием показывали за границей. На Международном кинофестивале в Калькутте (1973) «Полосатый рейс» получил Серебряный приз. В Германии кинолента вышла в прокат под названием «Спасайся кто может!». Фильму дали высокую оценку именитые кинематографисты, пришедшие в восторг от честности игры – многие сцены были просто уникальными.

Конечно, у актеров были дублеры, этого требовали правила безопасности. Но Алексей Смирнов принципиально отказался от помощников. И тигра за хвост он тянул своими собственными руками. Хищник простил эту вольность, поскольку каждый день актер задабривал его и других полосатых актеров всякими вкусностями, подолгу «разговаривал» с ними, сидя у клетки.

Было бы несправедливо не сказать о людях, благодаря которым фильм получился безупречным и очень зрелищным. Это главный оператор Дмитрий Месхиев, оператор Дмитрий Долинин, звукооператор Арнольд Шаргородский, художник Алексей Рудяков, композитор Вениамин Баснер, редактор Светлана Пономаренко. Посмотрите этот фильм еще раз. С детьми, друзьями, коллегами, ведь «Полосатый рейс» – фильм на все времена.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте