Эксцентричной комедии «Полосатый рейс», ставшей культовой для нескольких поколений, в 2021 году исполнилось 60 лет. Репетировали фильм на старом сухогрузе, а снимали в Черном море на современном теплоходе.
Сегодня – особый день в истории неувядающей классики, навсегда вошедшей в Золотой фонд российского кино. 27 июня 1961 года в кинотеатрах СССР состоялась премьера фильма «Полосатый рейс», который буквально с первых дней имел невероятный успех.
Комедию смотрели поодиночке и семьями, в кинотеатры ходили целыми классами, студенты собирались группами. А выйдя из кинозалов, хохотали, повторяя реплики полюбившихся героев. Такие, как проговаривала хорошенькая, но взбалмошная Марианна, влюбленная по сюжету в старпома: «Обыкновенная прическа. Форма называется «Я у мамы дурочка», «Он ко мне придирается! Он на меня внимания совсем не обращает!», «Бедненький, поцарапал тебя старпом». К слову, фразу «Я не трус, но я боюсь», знакомую по «Бриллиантовой руке», произнес в картине иностранный дрессировщик.
В 1961 году фильм «Полосатый рейс» стал лидером советского кинопроката – его посмотрели почти 46 миллионов зрителей. Картина и сейчас пользуется успехом. А в год юбилея вновь стала необычайно популярной. Сетевое издание «Учительская газета» решило рассказать читателям о нескольких фактах, которые имеют отношение к съемкам.
Если бы не король Эфиопии
Не окажись господин Хайле Селассие в нужное время и в нужный момент в Москве, возможно, и вспоминать сегодня было бы не о чем. Однако у фильмов, как и у людей, свои судьбы, предначертанные свыше. В 1959 году в Советский Союз приехал король Эфиопии Хайле Селассие I. В культурной программе правителя далекого государства, помимо выставок, концертов и прочей атрибутики значилось посещение известного на весь мир Московского цирка на Цветном бульваре.
Делегацию, отправившуюся с его королевским величеством на Цветной бульвар, возглавил Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. Разумеется, в программу включили лучшие цирковые номера, так называемые, «гвозди». Одним из них стало выступление молодой дрессировщицы Маргариты Назаровой.
Король, его свита, да и сам Хрущев пришли в восторг от увиденного на арене. Дрессировщицу пригласили в правительственную ложу, чтобы выразить восхищение ее ювелирной работой. Назарова пришла не одна, а с маленькими тигрятами, чем окончательно покорила высокопоставленных гостей.
В непринужденной беседе Никита Сергеевич заметил, что о таких смелых женщинах надо снимать кино. Уже через три месяца студия «Ленфильм» озаботилась поисками сценариста, способного воплотить задуманное, а еще через три месяца начали снимать кино «про Назарову».
Пока искали сценарий, предложения сыпались одно за другим. Кому-то пришла в голову идея рассказать о тигре, живущем в обычной коммунальной квартире. Кто-то мечтал воплотить на экране историю о полосатых хищниках, поселившихся в зажиточном колхозе, где был свой маленький зоопарк. «Не то», – пожимали плечами руководители киностудии.
Когда одному из руководителей студии попал на глаза сценарий, написанный капитаном дальнего плавания Виктором Конецким, все облегченно вздохнули. В основе сценария лежала реальная история о том, как с острова Врангель на материк перевозили белых медведей. Один из тройки «большегрузных» хищников вырвался из клетки и устроил настоящий переполох на судне. Животное загнали за решетку с помощью брандспойта. О том, как это происходило в действительности, будущий писатель рассказал увлекательно и интересно.
«Если останемся живы»
Сюжет сценария руководству «Ленфильма» показался забавным. Напомним, о чем идет речь в картине. Судно с романтическим названием «Евгений Онегин» (в действительности теплоход «Фрязино», совершавший рейс Одесса-Батуми) перевозило животных – льва и тигров. Сопровождать опасный груз доверили буфетчику, который не знал, как подступиться к опасным постояльцам. Ситуацию усугубила шустрая обезьянка, сумевшая открыть клетку и выпустить животных на свободу.
Заменить медведей тиграми на бумаге оказалось не трудно. Виктор Конецкий и известный кинодраматург Алексей Каплер, подключившийся к работе над сценарием, добавили романтическую линию, придавшую сюжету «изюминку», и съемочный процесс закрутился.
Чтобы люди и звери привыкли друг к другу, было решено поселить их на судне «Матрос Железняк», находившемся, к тому времени, на заслуженном отдыхе в Ленинградском порту. Перед тем, как приступить к съемкам, артистам пришлось подписать договор, разработанный представителями Комиссии по охране жизни и труда актеров с помощью дрессировщиков.
По сути это была инструкция, как вести себя с хищниками в различных ситуациях, которые могли возникнуть во время съемочного процесса. Некоторые пункты, вроде того, что советовал не «заигрывать» с тигром, захватившим ногу артиста, дабы животное не подумало, что с ним играют, а бить кулаком в морду, неподготовленных людей ввергал в шок. Правда, однажды он очень даже пригодился, но об этом позже.
Артисты «сделаны» из такого сплава, что удивить или испугать их довольно сложно. Впрочем, подобные моменты все же были, и это вполне естественно, учитывая, с кем актеры имели дело изо дня в день. Стишок типа «Не подходите слишком близко, я – тигренок, а не киска» очень хорош, когда его читают детям. В жизни огромные «киски» из «Полосатого рейса» особого умиления у артистов, пожалуй, не вызывали.
Приступая к работе над картиной, режиссер Владимир Фетин на собрании съемочной группы так и сказал: «Постараемся сделать веселый и интересный фильм. Если останемся живы…».
В чем мать родила
Конечно же, все остались живы и здоровы, по другому быть просто не могло, ведь за соблюдением безопасности следили профессионалы. Но отступления имелись – не без того. Попробуйте обойтись без внештатных ситуаций, когда у полосатых «артистов» – ни элементарного актерского чутья, ни уважения к системе Станиславского, ни желания пойти навстречу воле режиссера. Одни звездные амбиции.
Популярный к моменту съемок актер Евгений Леонов, сыгравший в комедии «Полосатый рейс» буфетчика Шулейкина, полюбился зрителям особенно – он был, как всегда естественен и убедителен. Однако по роли ему пришлось едва ли не чаще остальных персонажей общаться с полосатыми хищниками, что оказалось непросто.
Съемки шли в обычном режиме. До сцены в ванной, где Леонов предстал перед зрителями в «революционной», по тем временам, форме, то бишь нагишом. По сюжету в душевую комнату, где был Шулейкин, неожиданно наведался тигр. Актер выдвинул условие: между ним и животным должно быть пуленепробиваемое стекло.
Преграду соорудили, но как только заработал мотор, стало понятно: ничего не получится, поскольку стекло отчаянно бликует. Заграждение убрали незаметно, когда сцену уже снимали, а Леонов, намыленный роскошным французским шампунем, купленным специально для съемок, с наслаждением погружался в воду, так что актер ни о чем не догадался.
Любимец Маргариты Назаровой тигр Пурш, зашедший в ванную, настолько оказался впечатлен увиденным, что приблизился к намыленному герою вплотную. Почувствовав неладное, Леонов открыл глаза и … в панике бросился наутек, в чем мать родила. Этот исторический кадр и вошел в картину. Позже, когда речь шла об утверждении фильма для кинопроката, министр культуры Екатерина Фурцева сказала по поводу эпизода с обнаженным героем: «Я не ханжа».
Хоть и не дуэль, но все-таки перчатка
Помните кадр, в котором хищники подплывают к берегу, где лежат отдыхающие? Для этой сцены клетку с полосатыми «артистами» на катере отвезли в море и открыли ее там, надеясь, что инстинкт подскажет животным плыть к берегу. Как выяснилось, инстинкт инстинкту рознь. Одному из тигров он подсказал не плыть, куда надо, а залезть на крышу клетки, где в тот момент находились операторы.
Операторы в панике бросились в море. Вторая попытка тоже оказалась неудачной – «группа в полосатых купальниках», как именовал тигров герой Василия Ланового, устремилась к берегу. Но двое «пловцов» неожиданно резко изменили маршрут и развернулись в сторону катера, на котором находилась клетка. Операторы помчались к каютам, один из них, перепугавшись, даже залез на мачту.
Сцену все-таки сняли. Но когда тигры доплыли до берега, тигрица Лойда решила проигнорировать четырехметровое ограждение. Перемахнув через него, хищница, пошла «знакомиться» с отдыхающими.
Эту сцену снимали на знаменитом одесском пляже «Аркадия» рано утром, когда там никого обычно не было. Но разве можно было скрыться от любопытных глаз! Известие о предстоящих съемках мгновенно разлетелось по городу, так что ранним утром на подступах к пляжу оказалось не менее 10-15 тысяч отдыхающих. Потребовалась помощь милиции, чтобы сдержать огромную толпу.
Но стоило Лойде появиться на пляже, как там началась неимоверная паника. И тут проявила находчивость девушка по имени Антонина, работавшая осветителем. Возможно вспомнившая нужный на тот момент пункт договора-инструкции. Схватив брезентовую перчатку, Тоня Иванова стукнула хищницу по носу. От неожиданности та мгновенно устремилась к воде, где была встречена укротителями. Правда, по одной из легенд, сначала любопытная тигрица вволю нагулялась по городу.
Вася, тот самый Вася
Лев Василий Васильевич, а попросту Васька, сыгравший в картине, разумеется, льва, не состоял на службе в цирке. Немолодое животное обитало в Ленинградском зоопарке, но славилось сотрудничеством с кинематографом. Лев Василий до «Полосатого рейса» успел сыграть в трех фильмах: «Новые похождения Кота в сапогах», «Дон Кихот», «Она вас любит». Так что для царя зверей эта роль стала четвертой и последней.
После выхода картины в прокат ходили слухи, что Василия во время съемок пришлось умертвить. Как выяснилось, это была неправда. Лев Василий ушел из жизни гораздо позже, в родном зоопарке, по причине старости и болезней.
До последних дней Василий Васильевич пользовался авторитетом. Слава о нем заставляла гостей Ленинграда специально ехать в зоопарк, чтобы увидеть легендарного льва собственными глазами.
Полосатые актеры и Пират впридачу
В знаменитой комедии, помимо льва Василия Васильевича, снялись 10 цирковых амурских тигров. С ними было все понятно – подопечных Назаровой привезли из Москвы. А вот с обезьянкой намучились. Искали повсюду, пока не узнали про шимпанзе из Киевского зоопарка с кличкой «Пират».
На павильонные съемки, которые проводились в Ленинграде, Пирата доставили самолетом, да не одного, а с невестой Чилитой, поскольку жених без своей «половинки» мгновенно впадал в депрессию. Так что старпому (Ивану Дмитриеву), когда он знакомился с будущим коллегой, пришлось пожимать не одну, а две обезьяньих лапы.
Пират оказался любезным и воспитанным животным, а Чилита проявила агрессию, успев цапнуть актера за палец. Пока жених снимался, невеста всегда была рядом – без нее игра не ладилась. Чилите выбрали уютное место в уголке павильона, давали коробку зефира, который она обожала, и пока четвероногая обжорка поглощала сладости, Пират демонстрировал великие лицедейские способности.
Правда, каждые 20 минут, как впоследствии рассказывал режиссер, он «делал брови домиком». Ассистенты Фетина быстро вычислили, что это значит. Так Пират давал понять, что скучает по Чилите. Прижавшись к подружке, он гладил ее, а потом, слегка шлепнув по лапке, давал понять: пора браться за работу.
Актеры рассказывали, что Пират был необыкновенным партнером – контактным, исполнительным, доброжелательным. По утрам Иван Дмитриев варил напарнику кашу и учил пользоваться ложкой. Чилита на эти ухищрения смотрела с презрением, но в воспитательно-дрессировочный процесс не вмешивалась.
Актеры, дублеры, каскадеры
Главную роль в фильме «Полосатый рейс» сыграла незабвенная Маргарита Назарова – бесстрашная дрессировщица, имя которой любители цирка и поклонники кино произносили с придыханием. К моменту съемок в комедии Владимира Фетина она считалась искушенной актрисой – в ее послужном списке было несколько работ, в которых она являлась дублером именитых артистов. Таких, например, как Людмила Касаткина из «Укротительницы тигров».
В «Полосатом рейсе» у Назаровой был свой дублер – супруг дрессировщицы Константин Константиновский. Это он поставил все трюковые сцены. Константиновский был каскадером Ивана Дмитриева – напарника Маргариты Назаровой (по сюжету). Но в некоторых особо опасных эпизодах, надев парик, выходил на арену вместо жены. В некоторых кадрах, например, в драке старпома с хищником, его можно увидеть, даже не будучи подготовленным. Но зрителей это никогда не смущало.
В картине «Полосатый рейс» поистине звездный состав. Помимо Евгения Леонова, Маргариты Назаровой, Ивана Дмитриева в фильме сыграли Алексей Грибов (капитан), Владимир Белокуров (боцман), Алиса Фрейндлих (помощница Шулейкина), Алексей Смирнов (вахтенный матрос Кныш), Николай Волков (агент, эту роль озвучивал Ефим Копелян), Александр Бениаминов (дрессировщик-иностранец), Аркадий Трусов (кок), Юрий Горобец (милиционер-регулировщик), Николай Трофимов (штурман), Вячеслав Сирин (матрос-чечеточник Мотя) и другие.
В эпизодической роли под названием «отдыхающий на пляже» снялся Василий Лановой – восходящая звезда советского кино. Случилось это мимоходом – Лановой действительно в то время отдыхал в Одессе, где работала съемочная группа, и с легкостью согласился сыграть небольшой эпизод. Знаменитую фразу про «группу в полосатых купальниках» оценили в 50 рублей – гонорар по тем временам неплохой. Это была единственная роль Василия Ланового, сыгранная великим актером в жанре комедии.
Вместо послесловия
О фильме «Полосатый рейс» можно рассказывать до бесконечности – картина этого заслуживает. Ее с удовольствием показывали за границей. На Международном кинофестивале в Калькутте (1973) «Полосатый рейс» получил Серебряный приз. В Германии кинолента вышла в прокат под названием «Спасайся кто может!». Фильму дали высокую оценку именитые кинематографисты, пришедшие в восторг от честности игры – многие сцены были просто уникальными.
Конечно, у актеров были дублеры, этого требовали правила безопасности. Но Алексей Смирнов принципиально отказался от помощников. И тигра за хвост он тянул своими собственными руками. Хищник простил эту вольность, поскольку каждый день актер задабривал его и других полосатых актеров всякими вкусностями, подолгу «разговаривал» с ними, сидя у клетки.
Было бы несправедливо не сказать о людях, благодаря которым фильм получился безупречным и очень зрелищным. Это главный оператор Дмитрий Месхиев, оператор Дмитрий Долинин, звукооператор Арнольд Шаргородский, художник Алексей Рудяков, композитор Вениамин Баснер, редактор Светлана Пономаренко. Посмотрите этот фильм еще раз. С детьми, друзьями, коллегами, ведь «Полосатый рейс» – фильм на все времена.
Комментарии