Успешность образовательного процесса напрямую зависит от качества его учебно-методического обеспечения, которое должно как можно более полно обеспечивать запросы педагога и школьника, создавая максимально комфортные условия для учебы и работы.
Сделать учебный процесс более интересным для учеников и комфортным для учителя позволяют ЦОР, включенные в состав Набор ЦОР к каждому учебнику имеет следующую структуру.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Основой учебно-методического обеспечения по большинству предметов традиционно является учебно-методический комплект (УМК). Обычно в него входят:
программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины;
учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания;
методические рекомендации для учителя.
Многие УМК, кроме того, включают в свой состав ряд учебных пособий – изданий, дополняющих или частично заменяющих учебник:
наглядное пособие содержит материалы в помощь изучению, преподаванию и воспитанию в виде изображений, схем, таблиц и так далее;
рабочая тетрадь содержит особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе ученика по освоению учебного предмета;
практикум (задачник) содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного;
материалы для контроля знаний учеников.
Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны новые средства и построенные на их основе новые технологии обучения. Уникальные возможности ИКТ позволяют создавать средства обучения и технологии, ориентированные на:
индивидуализацию обучения;
интенсификацию процессов изучения, исследования и выявления закономерностей основ наук;
развитие интеллектуального потенциала обучаемого;
формирование умений самостоятельно приобретать знания и осуществлять разнообразные виды информационной деятельности.
В связи с этим в настоящее время в состав УМК все чаще включаются электронные (цифровые) образовательные ресурсы, реализующие возможности ИКТ в представлении учебной информации с применением технологии мультимедиа, осуществлении обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии, контроле результатов обучения и продвижении в учении и так далее. Кроме того, средства ИКТ сделали возможным оперативное взаимодействие учителей, учеников и родителей с авторами и издательствами.
Учебные издания нового поколения представляют собой УМК, органично сочетающие и традиционные («бумажные»), и инновационные (электронные/цифровые и «сетевые») составляющие (см. схему).
В этом ключе разработан и успешно используется в учебном процессе многих регионов РФ и в странах СНГ учебно-методический комплект по информатике для 5-7-х классов. В него вошли:
программа курса информатики и информационных технологий для 5-7-х классов общеобразовательной средней школы;
учебник информатики для 5-го класса;
рабочая тетрадь по информатике для 5-го класса;
учебник информатики для 6-го класса;
рабочая тетрадь по информатике для 6-го класса;
учебник информатики для 7-го класса;
рабочая тетрадь по информатике для 7-го класса;
методическое пособие для учителя;
комплект плакатов по информатике для 5-7-х классов;
CD с программно-методической поддержкой.
В учебниках, являющихся основными элементами УМК, реализована многоуровневая структура представления учебного материала:
1) наличие материала, обязательного для усвоения;
2) наличие дополнительного материала, расширяющего основной;
3) наличие ссылок на другие источники (словари, энциклопедии, учебники по другим предметам).
Теоретические сведения, содержащиеся в каждом из учебников, сопровождаются достаточным количеством вопросов, задач и заданий, позволяющих закрепить изучаемый материал.
Такая структура позволяет каждому ученику выбрать индивидуальную траекторию обучения, реализовать свои потребности, возможности и желания по широте и глубине освоения данного предмета. Кроме того, она формирует умение выбирать и отвечать за свой выбор, а также способствует развитию навыков поиска и использования информации.
Параллельно с изучением теоретического материала предполагается освоение технологических приемов по созданию различных информационных объектов (текст, список, таблица, диаграмма, рисунок, программа и так далее). Соответствующие задания собраны в 47 работах компьютерного практикума. Большинство из них включает задания нескольких уровней сложности.
Первый уровень содержит обязательные небольшие задания, знакомящие учеников с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня ученики должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе они будут искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочнике, имеющемся в конце учебника. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых учеников, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти испытания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома.
По возможности цепочки заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя тем самым привычку извлекать уроки из собственного опыта, что составляет основу актуального во все времена умения учиться.
Рабочие тетради (по одной для каждого года обучения) – необходимый элемент УМК. Во-первых, они расширяют границы учебника за счет большого количества различных заданий, упражнений и задач, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников, побуждающих их учиться самостоятельно, с увлечением и азартом. Во-вторых, наличие заданий на печатной основе позволяет организовать именно деятельность по их выполнению, а не по переписыванию условий или, что просто недопустимо, их записи под диктовку. В-третьих, без рабочей тетради учитель зачастую сталкивается с проблемой, как оценить работу ученика совершенно правильную с точки зрения информатики, но пестрящую разного рода грамматическими ошибками? И наконец, в-четвертых, при отсутствии достаточного количества компьютеров можно делить класс на две подгруппы: одна выполняет задания компьютерного практикума, а другая – задания в рабочей тетради.
Методическое пособие для учителя «Уроки информатики в 5-7-х классах» содержит несколько вариантов планирования, подробные поурочные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения ко всем заданиям в учебниках и рабочих тетрадях. Помимо этого в пособии приведен детальный перечень формирующихся у школьников в ходе обучения компетенций, определяющих их готовность к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности.
Как известно, наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании средств наглядности. Печатные наглядные пособия – обязательный атрибут каждого специализированного учебного кабинета. В состав УМК входит комплект из 12 плакатов. Работа с ними способствует успешному решению целого комплекса дидактических задач:
развитию у детей наглядно-образного мышления;
формированию навыков работы с информацией, представленной в графической форме;
фиксации внимания при усвоении учебного материала;
развитию познавательного интереса;
активизации познавательной деятельности;
конкретизации изучаемых теоретических вопросов;
наглядной систематизации и классификации изучаемых явлений на схемах, в таблицах и так далее.
Сделать учебный процесс более интересным для учеников и комфортным для учителя позволяют ЦОР, включенные в состав CD с программно-методической поддержкой. Набор ЦОР к каждому учебнику имеет следующую структуру.
Программа курса и варианты планирования включены в набор ЦОР для удобства учителя: имея эти материалы в электронной форме, он может легко адаптировать их под конкретную ученическую аудиторию, внести некоторые изменения в содержание, изменить последовательность изложения материала.
Файлы-заготовки (тексты, рисунки) необходимы для проведения компьютерного практикума. Их наличие экономит время учителя при подготовке к уроку, а ученики при выполнении работы могут сосредоточить основные усилия на главном – именно тех умениях и навыках, формированию которых и посвящено конкретное упражнение.
Демонстрационные работы – это подборка лучших ученических мини-проектов (текстов, графических изображений, презентаций). Учитель сам принимает решение о том, в каком случае целесообразно знакомить учеников с имеющимися образцами. В любом случае наличие таких работ позволяет учителю оценить с их помощью уровень достижений своих учеников.
Текстовые файлы с дидактическими материалами – это комплект тестов и контрольных работ в нескольких вариантах, которые учитель может распечатать в нужном количестве при подготовке к соответствующим урокам.
Цифровые плакаты – аналоги соответствующих печатных наглядных пособий, демонстрируемых с помощью проектора. Учитель может распечатать их и раздать ученикам в качестве опорных конспектов, раскрывающих основное содержание изучаемого материала.
Мультимедийные презентации, дающие при показе сильно увеличенное изображение, хорошо видное всему классу, предназначены для уроков изучения нового материала, повторения, организации практических работ и опросов. На слайдах презентации может быть представлена статичная или анимированная иллюстрация с поясняющим текстом или заданием (вопросом). Эта информация обеспечивает определенный этап урока – создание проблемной ситуации, актуализацию, открытие или применение нового знания. Презентации представлены в закрытом (в виде автономных исполняемых файлов с расширением .exe, для запуска которых не требуется наличие на компьютере самой программы Microsoft PowerPoint) и открытом для изменения форматах, чтобы учитель при необходимости мог внести любые требуемые ему изменения.
Интерактивные тесты «настроены» на работу в режиме «контроль». При этом ученик имеет возможность либо сразу ответить на вопрос или пропустить, а затем вернуться к нему, либо выбрать вариант ответа или просто не отвечать. Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.
Логические игры («Пары», «Морской бой» и другие) призваны организовать активную деятельность детей, разнообразить учебные приемы, переключать учеников с одного вида деятельности на другой, тем самым способствуя развитию у них логического мышления, внимания и интереса к изучаемому вопросу.
Виртуальная лаборатория – электронная среда, в которой ребята в интерактивном режиме наблюдают и исследуют некое явление или процесс, могут моделировать и конструировать разные ситуации и получать разные варианты результата. Так, включенная в набор ЦОР виртуальная лаборатория «Переливания», обеспечивает:
возможность повторить найденное решение, осмыслить его и попытаться найти более рациональное (оптимальное);
возможность отыскать ошибку и скорректировать алгоритм решения на любой стадии;
выразительность и яркость экранного видового ряда;
возможность наблюдать динамику решения.
Работа по решению задач в программной среде, соответствующей технико-технологическим, дизайн-эргономическим, психолого-педагогическим и содержательно-методическим требованиям способствует формированию устойчивого интереса к предмету и психологического комфорта.
Людмила БОСОВА, заслуженный учитель РФ, руководитель РМО учителей информатики, Истринский район, Московская область
Комментарии