В Выборге завершился XXIV кинофестиваль «Окно в Европу». Впечатления он оставил неоднозначные. Не сам фестиваль, конечно, его организация, как всегда, безупречна, но те фильмы, которые вошли в его программу. Их было больше ста, и по этим картинам можно было получить полное представление об отнюдь не радужном положении дел в новом российском кино.
По традиции у «Окна в Европу» несколько конкурсов и жюри. И если эксперты, оценивавшие неигровое и анимационное кино, жаловались на то, что им не хватило призов, то судьи игрового конкурса столкнулись с проблемой прямо противоположной.«Я могу только позавидовать коллегам, которые мучительно выбирали, и им не хватало призов. Нам призов хватило и даже хотелось бы их число сократить», – заявил возглавлявший игровое жюри режиссер Сергей Урсуляк.Остальные судьи своего председателя поддержали. Оператор Дмитрий Долинин признался, что чувствовал себя как будто на защите вгиковских дипломов, некоторые из которых были на тройку, некоторые – на четверку, и ни одного с отличием. «Люди не только не знают, как выстроить кино, но и не понимают, зачем они вообще его делают. Ощущение детского сада», – добавил Долинин.Агния Кузнецова очень хотела увидеть интересные актерские работы, но, увы: «Складывается ощущение, что артистам просто нечего играть».Звезда сериала «Тихий Дон» актер Евгений Ткачук признался, что ему было очень тяжело на просмотрах – все время хотелось спать. Ему показалось, что большинство конкурсных фильмов были сделаны впопыхах, их авторам нечего сказать, кроме: «Смотрите, я режиссер, я снимаю кино, и это круто!»А кинокритика Леонида Павлючика конкурсная программа не просто огорчила, а удручила. «Когда в прошлом году Светлана Проскурина резко отозвалась о конкурсной программе, мне это показалось несправедливым по отношению к фестивалю, обидным. Но теперь, боюсь, я ее понимаю», – заявил критик, по мнению которого, мы наблюдаем инфантилизацию кинематографа.Члены жюри, к сожалению, во многом правы: программа «Осенние премьеры», в которой были представлены новинки отечественного кинематографа, не только не потрясла шедеврами, но даже не особо располагала к дискуссии. При просмотре большинства конкурсных фильмов возникал только один вопрос: зачем и для кого это сделано?У авторов, конечно, ответы есть. Так, режиссер Маргарита Михайлова говорит, что ее дебют «Хит» – это «красивый, музыкальный взгляд на мир». И ничего, что в картине с трудом можно найти хоть какой-то намек на сюжет, главное – снят он очень красиво и современно: на экране постоянно мелькают «лайки» и смайлики. Героини – две незнакомые друг с другом девушки. Одна – фотограф и по совместительству музыкант – Катя (ее играет финалистка второго сезона популярного проекта «Голос» Алена Тойминцева), другая – будущий архитектор Юля (дебютантка Соня Озерова). Они юны, стройны и прекрасны, радуют взор и мечтают о славе, ну а что еще нам, зрителям, нужно? Да, в сущности, ничего! Скучно полтора часа смотреть на то, как героини мечтают о славе? Ладно, вот вам крутой драматургический поворот: к Юле приезжает старшая подруга, ровесница матери, которая хочет устроить свою личную жизнь. Она уже познакомилась по Интернету с несколькими красивыми и богатыми мужчинами и теперь собирается встретиться с ними лично. Хорошо, что «старшую подругу» играет Юлия Ауг, эта актриса даже через многочисленные смайлики и абсолютную режиссерскую беспомощность может донести до зрителя и вечную драму женской неустроенности, и столь же вечную жажду любви, придав смысл бесконечному броуновскому движению в кадре.«Занимательной и яркой картинки» захотелось и создателям фильма «Птица» – режиссеру Ксении Баскаковой и продюсеру Эдуарду Пичугину. «Мы хотели сделать красивую историю, правильно ее снять и создать настроение», – объяснил продюсер, добавив, что в качестве «неких ориентиров» они рассматривали фильм «Королевство полной луны». Для реализации замысла была привлечена «тяжелая артиллерия» в лице финалистки на сей раз детского «Голоса» Евдокии Малевич и актера и сценариста Ивана Охлобыстина. «Интерн всея Руси», загорелый и бодрый, сыграл больного туберкулезом рок-музыканта по прозвищу Птица, переживающего глубокий душевный кризис. У героини Малевич – Кати – тоже все непросто: помимо закрытой формы туберкулеза еще и напряженные отношения с матерью, у которой новый муж и масса проблем. В основу сценария была положена повесть крепкого драматурга Ярославы Пулинович, из которой вполне могло бы получиться симпатичное и трогательное кино о дружбе «двух одиночеств», если бы не отчаянное стремление авторов сделать «что-то жизнеутверждающее». В результате получилось странное кино, в котором, по сути, ничего не происходит. Только где-то на заднем плане маячит Гарик Сукачев в образе ангела. Впрочем, продюсер абсолютно доволен и считает, что у «Птицы» есть все шансы на хороший прокат.Режиссер Роман Каримов, блистательно дебютировавший в Выборге шесть лет назад картиной «Неадекватные люди», на этот раз, по его собственным словам, привез на фестиваль нежанровое кино. Изначально фильм «Черная вода» задумывался как экологический хоррор, и снимать его должны были другие режиссеры. Но что-то не срослось, и продюсер Андрей Новиков предложил Роману подхватить картину. Сам режиссер не очень доволен тем, что у него получилось. Правда, он убежден, что юмора в картине море, да, видимо, спрятан он очень глубоко, потому как история о том, как два брата и девушка едут ремонтировать корабль, получилась несколько затянутой, несмотря на многочисленные неожиданные повороты сюжета и обилие мистики.А теперь о картинах, которые все же украсили конкурсную программу. Это в первую очередь фильм «Его дочь» якутского режиссера Татьяны Эверстовой – тоже дебют, можно сказать, выстраданный.«Я снимала этот фильм давно, еще в 2010-м, но из-за нехватки денег долго не могла его завершить», – объяснила автор. На съемках работала интернациональная команда: в якутскую съемочную группу попали не только москвичи, но даже четыре француза. Снятая с большим вкусом картина автобиографична. Вспоминая свое детство, автор пытается донести до зрителя красоту и философию якутской культуры.Ни Министерство культуры России, ни Министерство культуры Якутии денег на фильм не дали. По словам режиссера, господдержку в Якутии получает немного фильмов. Но национальный кинематограф все же чувствует себя неплохо, так как зритель якутское кино очень любит и активно на него ходит. Поэтому творческие люди кооперируются, снимают фильм, а заработанные с проката деньги вкладывают в следующие картины.Не получил господдержку и фильм «Прикосновение ветра», сделанный на стыке игрового и документального кино. Над фильмом работали два режиссера – дебютантка Ольга Веремеева и известный режиссер-документалист Елена Демидова. Продюсером картины стала Анастасия Разлогова, использовавшая для реализации проекта технологию краудфандинга. Главную роль сыграла Юлия Ауг, и, по словам режиссеров, «если бы не было Юли, не было бы и фильма».Все началось с того, что Ольга Веремеева, будучи еще студенткой ВГИКа, оказалась в столице Бурятии Улан-Удэ. Эти места показались ей другой планетой. После она побывала в Бурятии еще несколько раз и в одну из поездок даже взяла с собой драматурга в надежде, что тот придумает и напишет какую-нибудь историю об этих замечательных местах. Однако тогда истории не случилось, а спустя какое-то время Ольга, по совету своего мастера Валерия Ахадова, решила соединить в картине элементы документального и игрового кино. Затем появилась актриса Юлия Ауг, и вся съемочная группа села в Москве в машину и отправилась в путь. Это было настоящее паломничество: сначала кинематографисты доехали до Улан-Удэ, потом до берегов Байкала, откуда отправились в дацан. Так и родился фильм «Прикосновение ветра», который прямо из Выборга отправляется на Международный кинофестиваль в Монреаль. Главный приз – фильм «Его дочь», режиссер Татьяна Эверстова Спецприз жюри за чистоту и глубину авторского высказывания – «Его дочь» Приз за хорошую и добротную сценарную работу – фильм «Суперплохие», режиссер Дмитрий Суворов Спецприз жюри – оператор Федор Стручев за фильм «Дизлайк» Спецприз жюри – актриса Юлия Ауг за фильм «Прикосновение ветра»Выборг
Комментарии