search
main
0

Полное невозможно без дополнительного

Это позиция министра образования Москвы Исаака Калины. 7 и 8 ноября 2013 года в Воронеже состоялась научно-практическая конференция Центрального федерального округа «Система дополнительного образования: традиции, опыт, инновации», инициаторами которой выступили Министерство образования и науки РФ и Общероссийский профсоюз образования, а организатором – Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Поводом для конференции послужили грядущие изменения в законодательстве в области дополнительного образования детей, а именно широко обсуждаемый проект Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Участники конференции обсуждали новые условия работы педагогов дополнительного образования, что связано со скорой отменой типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, введением нового порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Вопрос о дальнейших векторах развития дополнительного образования детей в России зрел долго. Ученые искали противоречия в понятиях «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность», финансисты пытались разработать рекомендации по оплате труда педагогов, высчитать пресловутый норматив подушевого финансирования для отрасли. Тем временем в педагогической среде рождались совершенно фантастические слухи о скором развале всей системы дополнительного образования, порой просто чудовищные по масштабам прогнозируемых потерь и разрушений. Реальность оказалась более радужной: в Министерстве образования и науки РФ чиновники, всерьез обеспокоенные сложившейся ситуацией, методично разрабатывали пути решения проблем, обусловленных необходимостью модернизации всей системы. Продуктом труда сотрудников Минобрнауки стал проект Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Слово «межведомственный» звучало в Воронеже на всех секциях практически в каждом выступлении. Традиционно в России дополнительное образование детей осуществляют различные ведомства образования, культуры, спорта. Это рождает массу административных препонов, юридических коллизий и иных обстоятельств, препятствующих эффективной реализации программ дополнительного образования детей. Жертвами, естественно, становятся дети, которым сложно объяснить, почему в этом году в их центре творчества не закупят необходимые материалы, а спортивная школа не сможет организовать выезд на соревнования. Ребенок не сможет понять, почему Мария Ивановна, которая вела индивидуальные занятия по обучению игре на музыкальном инструменте, уволилась и открыла частную практику, не согласившись вести занятия в группах, так как это противоречит здравому смыслу. Поэтому различным ведомствам необходимо создать условия, в том числе законодательные, при которых можно договариваться и эффективно работать. Чиновники Минобрнауки РФ прекрасно понимают, что мнения ученых, методистов и управленцев для решения задач по истинной модернизации системы дополнительного образования недостаточно, необходимо слушать и слышать голос профессионалов – педагогов, которые, находясь на переднем краю, должны быть уверены в завтрашнем дне. Только уверенность в завтрашнем дне и стабильность позволяют трудиться с полной отдачей, а идей у профессионалов хватит не только до 2020 года. Например, выступления делегатов МГО Общероссийского профсоюза образования вызвали бурю оваций коллег. Андрей Барышев, будучи молодым управленцем, директором Центра развития творчества детей и юношества «Технорама на Юго-Востоке», покорил участников конференции спокойствием и обоснованным оптимизмом, предлагая интересные и нестандартные управленческие решения. По мнению Андрея Юрьевича, будущее развития системы дополнительного образования – в совершенствовании финансово-экономических инструментов. Его более опытный коллега Алексей Романов определил объекты межведомственного и внутрисистемного взаимодействия, способы выстраивания отношений с ними на примере работы Западного окружного управления образования и ЦРТДиЮ «Киевский», который он возглавляет. Алексей Борисович описал уже имеющийся положительный опыт реализации межведомственного взаимодействия в рамках окружной экспериментальной площадки «Воспитательное пространство округа – социальная инфраструктура детства». По инициативе Алексея Романова в резолюции конференции к ведущим тенденциям развития системы дополнительного образования детей внесено дополнение: «Интеграция учреждений дополнительного образования в единое образовательное пространство в рамках межведомственного профильного взаимодействия с производственными и бизнес-структурами, а также сетевое взаимодействие со среднеспециальными учреждениями и учреждениями высшей школы в области предпрофессиональной подготовки детей». Директор Центра развития творчества детей и юношества «Киевский» Романов остроумно напомнил, что новое – это хорошо забытое старое.Так или иначе, но дополнительное образование детей, будучи востребованным и необходимым для формирования будущих поколений граждан, просто обязано постоянно развиваться и становиться более эффективным и доступным. Только всеобщая консолидация интеллектуальных и административных ресурсов сможет вывести отрасль на новый уровень, тем более все предпосылки для этого есть.

Федор ЧЕРНЯКОВ,главный специалист МГО Общероссийского профсоюза образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте