search
main
0

Полноценность творчества.

Я работаю в Культурно-спортивном реабилитационном комплексе Всероссийского общества слепых со взрослыми людьми (возраст – от 25 до 75 лет) с ноября 2011 года. Театр не профессиональный, так как опыта театральной работы и методик обучения актерскому мастерству людей слепых и слабовидящих в России нет, да и в мире тоже. В работе с группой людей с ограниченными возможностями или с группой ограничений, есть свои специфические особенности и сложности, которые нужно учитывать.

1              Отсутствие отражения мира в мимике, жестах, позах и т.д.             Желая уйти от стереотипного мнения социума, открыть дорогу к свободе творчества и социальному равенству в его выражении, мы как театр решили пойти по пути наи сопротивления и выпустили первый музыкальный спектакль в это году –  инсценировали сказки Б.Шергина «Волшебное кольцо», называется он «Кольцо желаний». Инсценировка была выбрана не случайно, это был своего рода экзамен для актеров, во время которого проявились все наработанные в тренингах навыки – по освоению действия, взаимодействия, воплощению актерских задач и проявлению двигательной активности, так как спектакль очень динамичный.

Проблемы и сложности людей ограниченными возможностями по зрению в процессе театральной деятельности

На сегодняшний день существует около девяти любительских театров по регионам в разных концах России, в том числе и при интернатах для слепых, слепоглухонемых и слабовидящих детей. Так же было открыто актерское отделение в ГСИИ (Государственный специальный институт искусств), на кафедре актерского мастерства готовят специалистов в области сценической речи, в том числе, незрячих и слабовидящих. Однако по окончании института трудоустройство этих ребят весьма проблематично и это, скорее, социальная проблема.

История первого в России театра слепых и слабовидящих «Внутреннее зрение» насчитывает не многим более 45 лет. То есть театральная работа с этой категорией людей с ограниченными возможностями по зрению началась сравнительно недавно. Создатель театра Элла Иосифовна Варшавская – энтузиаст, фронтовик, человек, посвятивший всю свою жизнь этому необычному театру. За годы работы режиссер создала свою систему освоения драматургического материала, работы с незрячим актером. Э.И.Варшавская  исходила из уже существующих проблем каждого актера, и строила спектакли так, что актеры исполняли задуманный режиссером рисунок роли и спектакля без малейших отступлений. Доводя до определенного качества работу над ролью, Элла Иосифовна делала спектакли, приходя на которые, зрители забывали о том, что на сцене незрячие люди. Актеры запоминали позировку, мимику, интонации, считали шаги до предметов или ориентировались на звук. Конечно, такой способ работы имеет право на существование и зрителю не важно, как достигается результат – главное, чтобы было интересно. А интересно было. Спектакли имели успех.

Три года назад Э.И.Варшавская ушла из жизни, и театр стало «лихорадить» из-за переживания труппой этого события, отсутствия постоянного режиссера и планомерной работы.

Годами формируемая привычка получать все готовое и существовать в «детской» зависимой позиции, а не в позиции взрослого, отвечающего за себя, за свои действия человека, замешанная на социально переживаемой инвалидности, временами создавала нездоровую психологическую атмосферу. При жизни режиссер была сдерживающим фактором, сохраняла жесткую дисциплину. Большое количество народу в театре – и зрячих и не зрячих, с одной стороны, позволяло создавать репертуар, а с другой – оставлять большое количество участников коллектива за бортом творческой работы. Это происходило потому, что задача состояла в выпуске как можно большего количества спектаклей с теми, кто лучше и быстрее входил в работу. Выпускалось, как правило, по одному спектаклю в год, так как сам процесс постановки занимал много времени. И весь это период те, кто не занят в спектакле, не включались в процесс. Но если в профессиональном театре режиссер имеет право выбирать из «готовых» артистов, то в специальном театре задача иная. Нужно дать проявиться каждому участнику коллектива, но для этого необходимо посвятить значительное количество времени психофизической подготовке артиста с учетом его возможностей.

Я появилась в театре не в лучшее для него время, что дало возможность понаблюдать за происходящим и сделать определенные выводы, о которых я рассказала выше, и о которых буду говорить чуть позже. С учетом того, что уровень возможностей, способностей у труппы разный (после ухода режиссера остались 6 возрастных актеров, остальные пришли недавно), а желание играть в спектаклях у всех было огромным, нужно было выработать такую тактику работы, чтобы все были заняты и в тоже время подвести их уровень к определенному знаменателю. Появилась необходимость заниматься тренингами.

Конечно, привычка быть все время ведомыми дала свои плоды – поначалу было яростное сопротивление происходящему. «Мы так раньше не работали!», «Не забывайте, что мы инвалиды и этого не можем!», «Мы уже готовые артисты, зачем все это?», «Я играла только главные роли, не собираюсь тут букашкой ползать!» и т.д.

Помимо этих животрепещущих проблем, я бы выделила и другие, которые связаны с психофизиологическими особенностями людей с ограниченными возможностями по зрению. Наблюдаются такие свойства личности, которые осложняют творческий процесс и требуют обратить на себя внимание, особенно в театральной деятельности: повышенный уровень личностной конфликтности и эгоцентризма, что создавало межличностные конфликты в группе; завышенная или заниженная самооценка; повышенный уровень тревожности. Также нужно отметить проблемы с освоением пространства, в котором создается спектакль, так как особая светочувствительность или ее отсутствие у разных категорий невидящих вызывает сложности при перемещении, в работе с предметной средой, во взаимодействии с партнером.

Я обратила внимание на слабо развитое воображение и образное восприятие, что опять же обусловлено психофизиологией. Возникающие в процессе работы проблемы требуют тщательного осмысления и поиска путей их преодоления.

Психологические и физиологические особенности слабовидящих и слепых людей и взаимосвязь освоения предлагаемого творческого материала с давностью потери зрения

Изучая данную тему в научной литературе, я многое из происходящего стала понимать, что и явилось основанием для разработки методики по освоению актерского мастерства слепыми и слабовидящими людьми. Работа только недавно началась, но уж есть свои результаты.

Приведу психолого-педагогическую характеристику слепых и слабовидящих:

1.                  Фрагментарность и недостаточность отражения окружающего мира.

2.                   Преобладание слуха и осязания.

3.                  Снижение активности по отношению к миру.

4.                  Маскообразное выражение лица. У слепорожденных отсутствует мышечная лицевая активность.

5.                  Бедность мимики и пантомимики. Высокий уровень мышечных зажимов. Ребенок не может считывать с лица матери и других членов семьи эмоциональное выражение, в дальнейшем жестикуляцию.

6.                  Замедленность процесса восприятия. Константность восприятия сужается. Деформированные зрительные образы неустойчивы.

7.                  Память – высокие компенсаторные возможности.

8.                  Мышление – низкий уровень обобщенности. Словесно-логическое мышление – более длительное освоение. Есть трудности в выделении существенных признаков.

9.                  Речь – отсутствие соответствия между словом и образом.

10.              Более зависимы от общества и ранимы.

11.              Отсутствие отражения мира в мимике, жестах, позах и т.д.

В России общее количество инвалидов по зрению на 2010 год составляло 218 000, из них слепых –  103 000. Каждый год в Российской Федерации регистрируется 45 000 инвалидов. По данным Всемирной организации ВОС в мире около двести сорока шести миллионов человек с проблемами зрения и из них около тридцати миллионов слепых. Это около 1% населения.

Существует классификация инвалидов по зрению.

По состоянию зрения:

– слепые от 0 до 0,4% – тотальная слепота на оба глаза;

– слабовидящие от 0,05 до 0,2% – частичная или парциальная слепота при которой сохраняется светоощущение (способность различать свет и тьму); форменное зрение (возможность различать формы) – острота от 0,005 до 0,04%

По времени наступления:

– с рождения;

– позже ослепшие.

Исследования, проводимые в данной области до недавнего времени, в основном касались медицинских аспектов жизни слепых и слабовидящих. Наука «тифлопсихология» (в буквальном переводе – психология слепых), ветвь психологии, не так давно приобрела самостоятельность. Исследования в данной области в основном проводились в таких сферах, как внимание, память, воображение, мышление. Но в то же время очень мало уделялось внимания эмоционально-волевой сфере, проблемам личности и психологии деятельности. Если раньше (в 1934 г., К. Бюрклен), занимались исследованием только слепых, то сейчас область исследования переместилась на частично зрячих и слабовидящих. Это объясняется тем, что появились большие успехи в офтальмологии, разрешаются многие проблемы в социальной сфере.

У здорового человека, так же как и у слепого, психика, отражая субъективную и объективную реальность, специфически преломляется в сознании. Любое событие преломляется по-разному, в зависимости от опыта, знаний, психического и физического состояния. И возникающие в сознании образы, чувства и мысли более или менее адекватно отражают объективную реальность. На психику слепых и слабовидящих, помимо субъективной реальности, оказывают влияние и аномальные факторы, маскирующие и зачастую искажающие проявление основных психических процессов, состояний и свойств личности. Это может быть связано с патологическими изменениями других частей организма. Среди дефектов, сопутствующих слепоте и слабовидению наблюдаются: нарушение двигательной системы, остроты слуха и осязания, нарушение речи, умственная отсталость, нервные заболевания и т.д. Сложность в изучении психики данных людей заключается в разнообразии характера заболеваний, вызвавших слепоту и слабовидение, многое зависит от степени нарушения важнейших условий для функционирования зрения – остроты и поля зрения.

Существенное значение имеет время наступления слепоты и слабовидения. Чем позже это произошло, тем меньше аномальный фактор влияет на развитие и проявление некоторых сторон психики.

Развитие воли, эмоционального порога и характера слепого человека полностью зависит от среды и воспитания. Человек может вырасти как волевым и самостоятельным, так и полностью неспособным к принятию самых простых решений, эгоистичным и эмоционально неустойчивым. Есть еще вариант, когда человек воспитывается в семье, где абсолютно холодное и равнодушное отношение к незрячим. Часто процесс развития волевой и эмоциональной сфер формирует высокую самооценку и непритязательность к условиям жизни. Основными условиями компенсации слепоты является общение с другими людьми, родственниками, друзьями, осознание своей слепоты и понимание своих реальных возможностей.

Низкую самооценку вызывает неадекватное восприятие своей слепоты, отрицание возможностей компенсации и полноценной жизни, что приводит к внутренним конфликтам, конфликтам с окружающим миром, нежеланию учиться жить в условиях слепоты и др.

Психофизический актерский тренинг для развития компенсаторных возможностей в процессе занятий. Импровизация, как способ развития творческой индивидуальности и внутренней свободы слабовидящих и слепых. Работа в тренинге: от свободы тела к свободе творческих проявлений, от ощущений к образу.

При разработке методики опора делалась на принцип превращения ограничений в возможности. Работа строится на развитии индивидуальности. Очень часто инвалидность рассматривается, как нарушение «нормы». Если мы говорим о «норме», то тогда возникает вопрос – «что такое норма в творчестве»? В самом понятии «норма» есть представление о некой одинаковости и прямолинейности, что абсолютно неприменимо к процессу творчества. Каждый волен творить, создавать, воплощать. В акте творчества человек рождается заново, оно переводит человека на уровень полноценной жизни. Новое отношение к инвалиду в этом процессе – это глоток свежего воздуха для него. В то же время это новое движение вперед, преодоление, новая ступень в развитии. Театр позволяет пережить новые ощущения. Создается новая мотивации, потребность в новых ощущениях – это как мотор в творческом процессе.

Используя эту потребность в ощущениях, мы пошли от возможности получения ощущений через тактильные анализаторы, через кинестетические ощущения, через слуховые ощущения – к образу. Очень важно, чтобы вся работа строилась на положительном подкреплении, так как неуверенность в себе, повышенная тревожность, которая проявляется в закрытости, нежелании что-то делать, отстраненности от процесса, закрывают дорогу к открытому восприятию.

Одной из задач данной работы является развитие двигательной (кинестетической) активности. Кинестетический канал восприятия является у человека лишь третьим по значимости после визуального и слухового, поэтому его развитию, как правило, уделяется намного меньше внимания.

Чувствительность пальцев хорошо развита у тех, кто занимается ручным трудом – слесари, резчики по дереву, скульпторы, археологи и реставраторы, массажисты. Их работа предполагает бережное отношение к предметам, тонкие движения пальцев, на чувствительность которых им приходится полагаться. Кроме этого, все виды физической активности также развивают кинестетическую чувствительность.

Развитие чувствительности и мелкой моторики пальцев напрямую способствует и повышению интеллекта, поскольку происходит развитие коры головного мозга. Поэтому программы развития кинестетического ощущения полезны для детей и взрослых. Развитие осязания расширят восприятие, дает массу новых переживаний и раскрепощает.

Цикл тренингов по развитию психофизической активности слепых и слабовидящих актеров позволяет «раскачивать» проблемные зоны и выводить обучающихся на новый уровень самосознания и самоощущения.

Начало работы – релаксационный тренинг, направленный на снятие мышечных зажимов. Сюда же входят лицевая гимнастика и напряженные позы. Тренинг осознания направлен на коррекцию самооценки для обучения и личностного роста, что стимулирует трансформацию жизненного потенциала и создает «обратную связь» в группе. Биоэнергетический тренинг направлен на снятие хронических мышечных зажимов и обучает механизму обратной связи психического и физического. Ритмостимуляция – возможность сознательного самоуправления организма, основана на гипотезе универсального механизма передачи информации, регуляции и управления, свойственный всем биосистемам.

Работа с телом – основа тренинга. Необходимо научиться прислушиваться к собственным ощущениям, концентрировать внимание на этих ощущениях. Образ – это мысль, ощущение, как эфир. Воплощать образ – это придавать эфиру тело, облекая мысль в плоть. А воплощение всегда связано с концентрацией. Концентрация – не застывание на месте, а движение, направленное к партнеру, объекту. Это действие – психофизический акт. Изменилась психика – меняется физика и наоборот, все взаимосвязано.

Работа над мелкой моторикой ведется специалистом, который учит жонглированию, работе с предметами. Слепые и слабовидящие люди больше готовы к такой работе, нежели зрячие. Среди студийцев несколько слепых человек работают массажистами. Развитие кинестетических ощущений позволяют в той или иной мере выработать навык, который помогает контролировать процесс жонглирования, не прибегая к зрению.

Адаптированный психофизический тренинг дает возможность не только почувствовать собственное тело, высвободить мышечное напряжение, но и помогает освоить партнерские взаимоотношения, получить навык работы во взаимодействии.

На тренинговые упражнения тратится значительная часть времени занятий. Освоение материала сначала шло очень медленно, актеры долго привыкали к такой форме работы. Творчество всегда личностно и очень важно, как каждый проявляется в нем. В процессе тренингов стала раскрывать индивидуальность каждого актера. Творческий акт – это всегда риск. В группе, помимо незрячих и слабовидящих, есть зрячие актеры, которые работают в полном взаимодействии и взаимопонимании с ними. Видящий актер соотносит свои действия с реакцией окружающих – партнера, режиссера. Невидящему актеру сложно это сделать, поэтому длительное время был страх: вдруг что-то будет не так, не получится, на него смотрят много глаз. Чтобы исключить в некоторых упражнениях оценочную составляющую, первоначально каждый зрячий актер надевал на глаза повязку. Это ставило всех в одинаковое положение и успокаивало незрячих.

Еще один метод работы, который открыл путь к воображению и рождению образа – работа с предметом в закрытом пространстве, «Черный ящик». От тактильных ощущений при ощупывании к вербализации ощущений, не называя предмета, далее телесное пластическое воплощение образа предмета и звуковой эквивалент образа. Из этого предложенного упражнения вырастают множество других, которые рождаются в процессе занятия и на основе наблюдений за актерами.

Тот же принцип действует при развитии воображения в игре «Странная коробочка» – вербализация воображаемого предмета или явления, «появившегося» в коробке, не называя его. Используется еще масса игр и упражнений на развитие воображения, без включения зрения.

Важным разделом тренинговой работы является звукошумовой тренинг. Звуковая атмосфера создается самостоятельно, при помощи подручных предметов. Слуховые ощущения рождают образы, и в воображении всплывает картина происходящего. Это задание требует совместной работы коллектива в подгруппах, оно позволяет решить проблему нетерпимого отношения к мнению другого, совершить общее дело, направленное на общий успех.

Этюдный метод работы с актерами дал возможность свободно существовать в предлагаемых обстоятельствах. Этюд – зарисовка предложенной темы – очень трудная задача для незрячих. Освоение пространства перед выполнением этюда, помощь зрячих партнеров, внутренние ориентиры – кинестетическая чувствительность, энергетическая –  открывают простор для творчества не только во взаимодействии с партнерами, но и в процессе использования предметов на площадке.

Творческий акт – возможность личностной самореализации, создание пространства взаимодействия и сотворчества. Пространство искусства как реализация возможности рождения новой полноценной жизни и мотивации к повышению уровня личностного роста. Работа над спектаклем – создание атмосферы партнерства и поиск новых форм самореализации.

Для актеров нашего театра очень важна атмосфера существования внутри коллектива. Творческий процесс дает возможность каждому проявиться как личности и как части единого творческого организма. Поиск способов преодоления сложностей межличностного общения и воплощение их в процессе работы дал свои результаты. Как известно, любая творческая личность самодостаточна в своих проявлениях. И когда большое количество таких личностей концентрируется в одном месте, необходимо контролировать процесс их взаимодействия, направляя на деятельность, соответствующую их потребностям – то есть на создание творческого продукта, в данном случае – спектакля.

Навыки, полученные в тренингах, чрезвычайно помогли в освоении пространства, в создании атмосферы, в преодолении самих себя, в телесной выразительности и многом другом. В образном решении спектакля необходимо было учитывать специфические особенности зрения всех участников коллектива, в том числе и незрячих. Опять же сыграла свою роль мотивация. Актерская природа нацелена на демонстрацию своих способностей зрителю, следовательно, мотивация на создание образа роли и спектакля в целом была достаточно высокой. Желание выйти из узкого зрительского круга, куда обычно входили родственники и друзья, расширить поле представлений о специальном театре этого направления, выйти на другие площадки и заинтересовать зрячего зрителя  стало большим толчком к росту как личностному, так и актерскому.

Зрительская аудитория театра составляет узкий круг людей, которые периодически посещают мероприятия КСРК. И в основном все потенциальные зрители представляли себе возможности актеров театра «Внутреннее зрение». Из опыта фестивальных показов театров из регионов и нашего театра, основной особенностью спектаклей была невысокая двигательная активность актеров на сцене, сложившаяся по объективным причинам. Это зрительское ожидание формировалось годами и стало стереотипом. И отношение к театру «Внутреннее зрение» было, как к чему-то экзотическому. Люди «со стороны», кроме родственников, приходили смотреть спектакли скорее из любопытства. Тем самым создавался барьер между двумя группами – инвалиды и здоровый люди. Конечно, в последнее время информации о достижениях инвалидов других категорий потрясает. Например, в спорте. Кстати, в этом году была открыта горнолыжная трасса для слепых людей. Так же множество достижений и в других областях жизни. Но это скорее в личном «зачете». А так как театр – искусство коллективное, то возрастает сложность и риск организации такой работы.

Желая уйти от стереотипного мнения социума, открыть дорогу к свободе творчества и социальному равенству в его выражении, мы как театр решили пойти по пути наибольшего сопротивления и выпустили первый музыкальный спектакль в это году –  инсценировали сказки Б.Шергина «Волшебное кольцо», называется он «Кольцо желаний». Инсценировка была выбрана не случайно, это был своего рода экзамен для актеров, во время которого проявились все наработанные в тренингах навыки – по освоению действия, взаимодействия, воплощению актерских задач и проявлению двигательной активности, так как спектакль очень динамичный.

В процессе работы многие межличностные проблемы отходили на второй план, так как концентрация на поставленных задачах заставляла отдаваться творчеству полностью. Конечно, решение многих проблем требует времени и сил, однако первый шаг был сделан. На последнем спектакле было половина зала, а зал на 650 мест, много зрителей с детьми. Это хороший индикатор для актеров.

Сегодня много программ для людей с ограниченными возможностями, но, к сожалению, не все они работают. Много больных тем для инвалидов по зрению. Театр компенсирует психофизиологические проблемы этих людей, позволяет родится заново в акте творчества.

Путь от тренинга к спектаклю тот же, что и в работе с обычными актерами, только со своими особенностями и сложностями. Нет в этом никакой экзотики, есть желание людей жить полноценной жизнью, творить, отдавать, общаться. И я думаю, что они имеют на это полное право, главное, повторюсь, – «перевести их ограничения в возможности».

Ирина Амосова, режиссёр Культурно-спортивного реабилитационного комплекса Всероссийского общества слепых

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте