В конце марта в лицее информационных технологий № 1537 Москвы прошел городской семинар на тему «Результат инновационной работы в сфере информатизации образовательной среды». Этому учреждению есть чем поделиться с другими, ведь в 2007 году лицей стал победителем ПНП «Образование» и лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2007». Но особая гордость – это разработанная сотрудниками учреждения система удаленной обработки информации «Лицей: Учебный процесс» (СУОИ). О том, как она работает, и что изменилось с ее введением, на семинаре говорили больше всего.
позволяет осуществлять оперативную обратную связь с родителями. Раньше я выставляла отметки только в субботу и тут же получала от них сообщения, ознакомлены ли они с состоянием дел. Теперь это можно делать в любое время. Кстати, очень удобно, что можно отслеживать, кто из учеников или родителей когда заходил на сайт и смотрел отметки. Рис.3.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Михаил МИНЧЕНКО, заместитель директора лицея по экспериментальной работе:
– Тема программы развития нашего учреждения называется «Построение деятельностной образовательной среды на современной информационно-технологической основе». Ориентиром служит модель выпускника, который умеет работать с новой информацией, используя при этом современные технические средства, развивает навыки научно-исследовательской деятельности, творчески воспринимает все новое. Наша миссия заключается в профилизации обучения с выходом на научно-техническую деятельность.
Благодаря участию и победе в ПНП «Образование» мы получили миллион рублей, который потратили прежде всего на приобретение новой техники – компьютеров, ноутбуков, принтеров, интерактивных досок, сетевого оборудования для обеспечения всех учителей современными рабочими местами и возможностью работать в сети. Также было закуплено новое образовательное ПО (около 170 наименований) для использования на уроках.
И если еще недавно компьютеры у нас стояли только у администраторов и в кабинетах информатики, а учителя были лишены возможности использовать технику в своих кабинетах, то теперь все предметники могут работать с новейшими средствами ИКТ. При этом они пользуются как глобальной (точки подключения к Интернету есть в каждом кабинете), так и локальной сетью.
Благодаря использованию СУОИ заметно повысилась эффективность образовательно-воспитательного процесса. И если раньше мы отслеживали какие-то количественные показатели (частота посещаемости системы, количество учеников и учителей, зашедших на сайт, и так далее), то теперь главное – переход на изменение качества.
Создавая систему, мы отталкивались от потребностей школьника, стремились направить мотивацию в нужное русло, а также согласовать воздействие на ученика родителей, учителей, администрации и его одноклассников. Поскольку сейчас практически у всех есть компьютеры, все эти факторы весьма важно упорядочить. С помощью СУОИ мы смогли не только связать их в единое целое, но и усилить обратные связи между всеми элементами этой сети.
Интерфейс СУОИ реализован в форме динамического web-сайта, что обеспечивает регламентированный доступ к информации с любого компьютера, подключенного к Интернету. Предусмотрены следующие категории пользователей: «Ученик», «Родитель», «Учитель», «Классный руководитель», «Завуч», «Директор». Система предоставляет средства непрерывного контроля качества результатов обучения и других параметров учебно-воспитательного процесса с позиций пользователя каждой категории. Сюда входит индикация динамики среднего балла, диаграммы, рейтинговые таблицы и так далее.
Людмила БАЛЬЗАНОВА, учитель русского языка и литературы:
– Работаю с СУОИ уже третий год. Самое интересное, что у нас в лицее первыми, кто начал активно осваивать ИКТ, стали вовсе не математики и физики, а гуманитарии.
Благодаря системе удаленной обработки информации уровень литературного образования моих учеников заметно повысился, а мне стало гораздо проще осуществлять индивидуальный подход, планировать свою деятельность, а также общаться со школьниками и их семьями. Правда, и нагрузка тоже заметно повысилась, однако это окупается.
Хочу рассказать конкретно о разделе «Документы и файлы», потому что он более всего помогает мне именно как предметнику.
Приходя домой или оставаясь после уроков, я вхожу в систему под своим именем и паролем. Мне необходимо загодя заполнить очередной раздел, написать в нем задания, по которым дети будут готовиться.
В чем смысл работы с разделом? На одном из курсов повышения квалификации я услышала от именитого методиста фразу о том, что учитель должен быть предсказуемым. Поначалу меня это весьма задело, ибо я привыкла к здоровой импровизации и живому творчеству. Но потом все-таки пришла к выводу, что здесь есть своя доля истины. Действительно, ученик, приходя на урок, должен совершенно точно знать, о чем его могут спросить и что его ждет, а также видеть перспективу своей работы. То есть он должен быть готов включиться в активную постоянную систематическую деятельность. Кроме того, мы сейчас много говорим об индивидуальных траекториях развития ученика. У нас в лицее дети смотивированные, они пришли к нам, зная, чего хотят. Но большинство из них остро страдают от нехватки времени, так как посещают различные дополнительные занятия, олимпиады, готовят индивидуальные задания, проекты. Поэтому мы разрешаем им какие-то уроки не посещать, готовиться дома. Или они сами не могут этого сделать. Как же устранить эти пробелы? Узнать заранее систему работы учителя позволяет СУОИ. Дети с ее помощью могут выстроить свою траекторию развития, распланировать загруженность.
Это не только деятельностный, но и личностный подход. Если ученик получил на каком-то уроке неудовлетворительную отметку, я даю ему возможность не только исправить ее, но и повысить свой результат. И задания, которые размещаю в СУОИ, помогают вернуться к уже изученной схеме, пересдать в удобное для него время.
Например, начинается работа над произведением крупной литературной формы – скажем, нужно прочитать роман «Война и мир». Сейчас многие шутят, что сделать это ученику невозможно. Может быть, все не так безнадежно, однако сейчас мы стараемся читать по эпизодам, следуя за автором в той системе уроков, которую выстраивает учитель. Примерно за полторы-две недели до того, как мы начинаем изучать произведение в классе, я выкладываю в сеть задание по темам, по томам. Это позволяет ученикам работать над книгой в целом. Как же я проверяю, выполнили они задание или нет? Для этого мне достаточно просто посмотреть на монитор, чтобы понять, кто с заданием ознакомился, причем в какой день и час, а кто – нет. Допустим, урок у нас будет 15 марта, а я вижу, что задание к нему, данное 1 марта, ученик прочел лишь 14-го, да и то в 22.00. Конечно же, он не выполнит его! Подобный контроль организует детей и заставляет их относиться к заданию более ответственно.
Рис.1.
Система помогает сочетать индивидуальную и коллективную работу, предоставляет возможность учителю рассылать задания или обращения по конкретным адресам, среди которых не только дети, но и их родители, чтобы предупредить о положении дел и попросить помочь коллег-учителей, если мне нужна их поддержка в чем-то.
Задания могут быть совершенно разные, они зависят от целей и задач, которые ставит перед собой учитель. В образовательных стандартах есть такое требование: «Ученики должны уметь давать идейно-эстетическую оценку произведению малой художественной формы». Значит, их этому нужно учить. И СУОИ помогает делать это дистанционно и индивидуально.
По мнению некоторых педагогов, все эти задания представляют собой шаблоны, которые стандартизируют мышление ребенка, подгоняя его под некий образец. Но ведь любой виртуоз знает: прежде чем научиться импровизировать, нужно долго играть этюды, набивать руку. А возможности для импровизации и творчества у детей будет потом немало. Ведь начиная работу в проекте, они сначала составляют план, затем читают произведение, причем неоднократно. И все это мы отрабатываем по таким вот заданиям.
Вопросы к контрольной работе я тоже даю заранее, чтобы дети могли хорошо подготовиться, выбрать из произведения те или иные фрагменты, выучить что-либо наизусть. Тут проверяются не только знания, память, но и конкретные навыки, которыми дети к этому моменту уже должны были овладеть. Кто-нибудь из моих коллег наверняка против того, чтобы раскрывать карты заранее, но, поступая так, я имею полное моральное право предъявить более высокие требования и к оценке.
Рис.2.
ускоряет приобщение учителей к использованию ИКТ в образовательном процессе;
повышает информированность субъектов этого процесса о его основных характеристиках и результатах;
предоставляет родителям новую форму ознакомления с информацией о процессе и результативности обучения своих детей, а также канал прямой связи с учителями и администрацией лицея;
усиливает оперативный контроль основных индикаторов учебного процесса со стороны родителей, учителей и администрации;
обеспечивает возможность оперативного информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса на «едином информационном поле».
Людмила ВЕЛИКОРОДНАЯ, учитель английского языка:
– Систему, аналогичную СУОИ, я когда-то видела в США, когда была там на стажировке. И никогда не предполагала, что мне доведется работать с ней здесь, в России. Поэтому когда пришла работать в лицей, была приятно поражена таким невиданным прогрессом. Надо сказать, еще меня удивило то, что нас всех здесь регулярно обучают работать с ИКТ, организуют семинары. Правда, поначалу новая наука давалась с трудом, так как компьютеров в лицее было сравнительно мало и они стояли далеко не в каждом кабинете. Представьте, ведь у меня 8 групп, и надо выставить всем отметки хотя бы раз в неделю. Приходилось делать это по субботам, приходить в школу в свой методический день и сидеть за монитором по нескольку часов. При этом основная проблема была именно в поиске фамилий тех учеников, которым нужно выставить отметки. Но в ходе работы наши программисты быстро подкорректировали систему, чтобы можно было работать не с общим списком, а с учебными группами, и на это стало уходить значительно меньше времени.
А когда техника появилась во всех предметных кабинетах, стало гораздо проще заполнять электронный журнал каждый день.
Система позволяет осуществлять оперативную обратную связь с родителями. Раньше я выставляла отметки только в субботу и тут же получала от них сообщения, ознакомлены ли они с состоянием дел. Теперь это можно делать в любое время. Кстати, очень удобно, что можно отслеживать, кто из учеников или родителей когда заходил на сайт и смотрел отметки. Рис.3.
Очень удобно, что рядом с фамилией ученика стоит его рейтинг. И получив отметку, он может тут же увидеть свое место на общем фоне. При этом стрелочка показывает, повысил ли он средний балл или понизил. Кроме того, было введено такое интересное новшество – отметки у нас выставляются разными цветами: например, зеленый означает, что оценку можно исправить.
Благодаря этой системе практически не бывает «сюрпризов», когда дети или родители «вдруг» узнают о бедственном положении по тому или иному предмету. Помимо регулярного выставления в сеть текущих отметок, каждый преподаватель минимум за две недели объявляет триместровые. Это заставляет каждого подтянуться и начать готовиться к итоговой аттестации.
Конечно, не каждому учителю нравится вести отчетность, подсчитывать количество успевающих и отстающих, вычислять средний балл и делать другую рутинную работу. СУОИ позволяет все это выполнять автоматически, буквально несколькими нажатиями клавиш.
Татьяна ГОЛОВИНА, учитель информатики:
– Организация работы над проектами с использованием СУОИ помогает творческому развитию детей, формированию научного мировоззрения. Остановлюсь на результатах, которые помогают достичь успехов в профессиональной деятельности, в воспитании, учебе, социальной адаптации учеников.
Все наши выпускники предоставляют квалификационные компьютерные проекты. Работа над ними ведется у нас на специальных курсах. ИКТ здесь играют второстепенную роль, мы рассматриваем их не как объект изучения, а как инструмент познания. Мы стремимся к тому, чтобы работа была сделана на максимуме возможностей ученика, чтобы он мог максимально проявить свои способности.
С каждым годом наблюдается усложнение тем и увеличение объемов проектов. И это происходит вовсе не из-за каких-то капризов преподавателя, а благодаря выходу тем за рамки традиционных школьных предметов, развитию интеграции ИКТ с различными прикладными областями. Об уровне сложности таких работ можно судить даже по их названиям – «Альтернативные двигатели и источники энергии», «Возникновение и развитие религий Востока», «Оценка уровня финансовых рисков коммерческих банков», «Динамический мониторинг показателей здоровья учащихся» и так далее. Работа над этими проектами способствует углублению знаний учеников в конкретных сферах и решает задачи ранней профилизации.
Мы гордимся тем, что работы учеников находят реальное воплощение на практике. Причем некоторые из них имеют прикладное значение и апробируются в производственных условиях в Москве.
Наши ребята выполняют проекты и для самореализации по тем темам, которые интересуют их больше всего. И, конечно, масса работ по предметным областям. Презентации по «Москвоведению» можно смело использовать как путеводитель по памятным местам столицы, а те, что посвящены творчеству Лермонтова, Бальмонта, – на уроках литературы.
Мы понимаем, что знание истории родного края – это первый шаг к осознанию себя гражданином страны, в которой ты живешь. Кроме того, одна из главных задач воспитателей лицея – воспитание патриотических чувств. Такие работы развивают у детей уважение к истории нашего государства.
Особое внимание уделяется реализации экологических проектов, пропаганде и защите природных объектов. Эта работа не только знакомит детей с проблемами мегаполиса, но и формирует у них активную жизненную позицию, ответственность за то, что их окружает. Так, например, по заданию Всероссийского орнитологического общества наши ребята в течение двух лет вели подсчет соловьев в национальном парке «Лосиный остров», выявляли факторы, влияющие на их численность, составляли карты гнездования, записывали голоса птиц.
Обучая детей представлению своих проектов, преподаватели лицея развивают их коммуникативные способности, навыки ведения научной дискуссии, способность отстаивать свое мнение, отвечать на вопросы, быть доброжелательными к соперникам, по достоинству оценивать чужие работы. Все эти качества отличают интеллигентного человека. Мы учим ребят правильно реагировать не только на свои победы, но и на поражения, «держать удар». И все это способствует социальной адаптации учеников.
В прошлом году ученики лицея участвовали в конкурсе социальной рекламы с проектами «Нет наркотикам!» и «Не пей за рулем!». Обе работы получили высшие награды – за анимацию и лучшее изобразительное решение.
У Михаила Жванецкого есть замечательное высказывание: «Если результат не нужен, трудно сделать процесс захватывающим». Так вот, все созданные нами работы активно используются нашими педагогами в урочной и во внеклассной работе. Мало того, лучшие проекты были включены в сборник, выпущенный Московским институтом открытого образования, а также записаны на CD, который распространялся по всем школам Москвы.
Елена МУЗЛАНОВА, учитель английского языка:
– Использование ИКТ для обучения иностранному языку идет в нескольких направлениях.
Обучающие программы. В лицее создана большая медиатека, куда входят обучающие программы практически по всем дисциплинам. Могу сказать, что практически все программы по английскому языку опробованы и используются на уроках. Но активнее всего учителя применяют диски, входящие в состав УМК. Поскольку у каждого ученика есть такой комплект, он имеет возможность работать с диском как дома, так и на уроках. Теперь в школе есть гораздо больше возможностей для их успешной демонстрации (интерактивные доски, проекторы).
Хочу особо подчеркнуть, что часть обучающих и контролирующих программ создана непосредственно в нашем лицее. Конечно, это делают не учителя-предметники, а специалисты своего профиля, но программисты работают в тесном контакте с педагогами. Более того, нам активно помогают наши ученики, которые занимаются на курсе программирования.
Кое-какой доступный софт мы на законных основаниях скачиваем из Интернета. В основном это делается для тестирования уровня обученности, подготовки к олимпиадам и просто для использования во внеклассной деятельности.
Компьютерные презентации на уроках. Сейчас этим никого не удивишь. И если раньше презентации были в диковинку, то теперь урок без них кажется скучным и бесцветным. Особенно важно использовать все преимущества этого способа презентации информации при прохождении тем, где необходим максимум наглядности, например, в курсе «Страноведение Великобритании».
Презентации позволяют нам ставить перед собой и успешно решать задачи, о которых раньше мы не могли и мечтать. А теперь мы можем, например, вывести на экран или интерактивную доску тест, который дети решают за несколько минут в тетради. Это также помогает создать некие визуальные опоры, что крайне важно для развития у детей навыков говорения.
Презентации позволяют «оживить» даже такую скучную тему, как «Грамматика». Наглядное представление схем предложений и примеров помогает ученикам запомнить гораздо больше информации, чем раньше.
В былые времена учителю приходилось писать схемы мелом на доске, диктовать детям целые блоки информации, которые они должны были записать в тетрадь, на что уходило очень много времени урока. Теперь ребята получают раздаточный материал, отпечатанный на принтере, а то, что учителю приходилось писать на доске, проецируется сразу в виде готового текста или динамической анимации. И если раньше на тему уходило три урока, то сейчас мы вполне укладываемся в один. Это позволяет сделать процесс обучения более интенсивным.
Используя СУОИ, можно размещать презентации в сети, чтобы ученики смогли знакомиться с материалом вне урока, заранее, а также имели возможность еще раз смотреть то, что им необходимо, после занятия. Особенно это актуально для тех учащихся, которые пропустили уроки из-за болезни. Интерактивные компьютерные презентации помогают им усвоить материал пропущенного урока. Более того, мы сейчас вместе с преподавателями информатики и учениками разрабатываем особый вид презентаций, которые предназначены специально для домашней работы. И ребята нам очень здорово помогают, внося в проект то, что кажется важным именно им, ученикам.
Кстати, благодаря тому, что лицей оснащен мобильным классом ноутбуков Macintosh, у нас есть возможность использовать презентации для самостоятельных занятий на уроке.
Интернет-ресурсы и интернет-технологии. Наши дети активно участвуют в различных сетевых олимпиадах. Кроме того, посредством Всемирной паутины мы можем непосредственно общаться с носителями языка. В курсе делового английского практикуются задания, которые максимально приближены к реальности. Сейчас можно написать в конкретную фирму электронное письмо и оперативно получить от них ответ. А благодаря установленному Skype-оборудованию мы можем сделать устный запрос в режиме он-лайн.
Интернет-ресурсы позволяют детям выполнять проекты на более высоком уровне. Хочу сказать, что они делают не только крупные работы, но и мелкие проекты, направленные на усиление интеграции английского языка с другими школьными предметами. Это способствует реализации деятельностного подхода. Ведь язык – не самоцель, а средство получения информации. Поэтому при выполнении какого-либо задания ребята нередко ищут в сети информацию на иностранном языке по всем смежным дисциплинам. К примеру, выполняя задание по физике, дети не только осваивают специальную терминологию, но и учатся ориентироваться во Всемирной паутине, выискивая те или иные сайты, а значит, более уверенно владеют языком.
Использование СУОИ. Как и все другие преподаватели, мы используем эту систему. Конечно, весьма трудно измерить качество обученности детей. Но какие-то вещи совершенно объективно помогают ее повысить. В первую очередь это касается оперативного оповещения учителей и родителей о текущем состоянии дел ученика, о ситуации с пропусками и отметками. Но и самим ребятам стало гораздо удобнее. Ведь если раньше они то и дело спрашивали у меня, как у них обстоят дела и сколько хвостов, то теперь вся информация доступна им в любое время.
Рис.4.
Очень помогает педагогу то общение, которое позволяет организовать сайт. К примеру, если кто-то пропустил занятие по болезни, я пишу ему личное письмо, в котором говорю, что именно нужно сделать дома и какие задания выполнить к следующему уроку. Кроме того, я могу параллельно оповестить об этом родителей, попросить их проконтролировать. Теперь уже дети не могут использовать классическую отговорку про то, что они забыли дома дневник или не знали, что задано.
СУОИ позволяет оперативно обеспечивать учеников и учителей дополнительными материалами. Кроме того, СУОИ позволяет учащимся посылать учителю письменные домашние задания в режиме «Личные сообщения». В частности, я могу дать детям тему сочинения, а они присылают мне готовые работы.
Для чего это все делается? Дело в том, что, когда ученик готовит выступление по какой-нибудь теме, он неминуемо делает ошибки. И очень важно не дать ему запомнить неправильную информацию, так как потом будет крайне сложно переучить его. Любой психолог подтвердит, что ошибки запоминаются гораздо легче, чем правила. Следовательно, нужно на ранних этапах помочь ему определить правильное направление деятельности.
Конечно, учителю в этом случае приходится работать больше. Но это только на определенном этапе. Поверьте, в конечном итоге весь этот труд окупается, так как ученикам потом не приходится ходить на пересдачу и еще раз заново присылать новые работы.
Особенность СУОИ в том, что для ее реализации в конкретном образовательном учреждении не требуется собственный сайт. ЛИТ не только создал систему с нуля, но и начал реализовать этот проект тогда, когда у него не было собственных ресурсов. Вся система легко размещается в Интернете в виде динамического сайта на внешнем хостинге. Поэтому практически каждая школа может свободно заимствовать опыт ЛИТ. Для этого требуется сравнительно небольшой объем дискового пространства (правда, здесь следует учесть «вес» файлов дополнительных заданий, которыми она обрастает впоследствии).
Комментарии