«Сначала мозг кипел и черепная коробка трещала из-за того, какой объем информации в нас пытаются, извините за грубое слово, впихнуть за один день. Казалось, что это ужасно! Но уже на следующий день все поменялось. При том же режиме все казалось другим – очень интересным, важным… У меня тетрадь кончилась! Я столько пишу и конспектирую, и мне уже хочется самой что-то рассказать у себя в школе. Здесь каждый мастер-класс имеет значимость. Нам даже игры показали, которые я обязательно включу в урок и буду проводить с детьми. Понравилось, как нам показали метапредметные связи, я увидела, что одну и ту же привычную, самую обычную вещь можно использовать и обыграть на разных уроках. И тут же стало понятно, что это еще и многогранный, многоуровневый анализ собственной деятельности – это здорово! Вот что с нами происходит: сначала все копится, мозг собирает информацию, и ты изо всех сил стараешься как можно больше загрузить в себя. А потом все это будет проанализировано и обязательно получится интересный результат». С такого эмоционального высказывания Анастасии Серенко, учителя русского языка и литературы школы №84 Воронежа, я решила начать рассказ о пятом, юбилейном, учебно-методическом сборе молодых педагогов «Шмель», который проходил под Воронежем с 28 по 31 марта и собрал 150 участников практически из всех районов и городов Воронежской области. Дело в том, что впечатления Анастасии Евгеньевны, работающей в школе первый год и продолжающей учебу в магистратуре Воронежского государственного педагогического университета, разделяет преобладающее большинство участников Школы молодых педагогов. Это было видно из опросов, которые организаторы постоянно проводят во время сбора. Организаторы – это Воронежский обком Профсоюза работников народного образования и науки РФ, а также руководитель проекта, его главный методист, учитель русского языка и литературы, член жюри всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Педагогический дебют» Наталья Сергеевна Тихонова.
«Шмелиная» историяВ юбилей принято подводить итоги, поэтому расскажем, как все начиналось. Оригинальное название Школы молодого педагога родилось во время первого сбора в 2015 году: сокращенное и скучное ШМП сами участники превратили в неунывающего и трудолюбивого «ШМеля Петровича», который, не старея от времени, а только молодея от общения с творческими, задорными педагогами, стал именоваться просто «Шмелем».В 2015‑м участниками первого сбора были 85 молодых учителей из школ Воронежской области. В 2016 году число «шмелят» увеличилось до 95, были среди них и гости из другого региона: в Воронеж приезжала делегация из соседней Липецкой области. Сбор 2017 года шагнул дальше: воронежцы принимали 150 молодых педагогов из одиннадцати регионов России – Астрахани, Белгорода, Екатеринбурга, Иваново, Калмыкии, Курска, Липецка, а также из Москвы, Московской области и из Санкт-Петербурга. Профсоюзные организации этих регионов за свои средства направили молодых учителей, чтобы те смогли пообщаться с воронежскими коллегами, в том числе педагогами-наставниками, победителями и призерами областного этапа конкурса «Учитель года России». Именно такие люди – интересные, творческие педагоги, профессионалы самого высокого класса ведут занятия на «Шмеле». В 2018‑м, на четвертый сбор, они приехали отдельной командой наставников и не только работали как кураторы в отрядах молодых участников сбора, но и сами «показывали класс», выступая на вечерних мероприятиях наравне со «шмелятами».Каждый год, и это уже стало традицией сбора, на нем появляется что-то новое или что-то меняется. Например, испытав себя на межрегиональном уровне, организаторы снова решили уделить больше внимания своим воронежским педагогам. На пятом «Шмеле» были только воронежцы. Но главной отличительной чертой юбилейной Школы молодого педагога стало даже не то, откуда приехали участники, а то, кто на этот раз проводил учебные занятия и мастер-классы. Но обо всем по порядку.Оригинальность мысли и настроенияУникальность «Шмелю» придает его особая атмосфера: абсолютная занятость в течение дня, доброжелательное отношение друг к другу, творчество и полное погружение в профессию. Рабочий день «шмелей» начинается в 7.45 и заканчивается в 23 часа, но это если не затянутся так называемые свечки – подведение итогов дня, когда каждая команда из 25 человек рассаживается на своем отрядном месте, гасят свет, зажигают свечу или маленький фонарик и обсуждают прожитый день. Сдружиться, обменяться опытом и просто пообщаться молодым учителям очень помогают творческие вечерние дела – обязательная часть сбора, которую «шмелята» каждый вечер готовят и проводят сами при помощи наставников и кураторов команд.Рассказывает руководитель проекта Наталья Тихонова:- Пятая Школа молодого педагога, как и предыдущие, тематическая. Как известно, ООН провозгласила 2019 год Международным годом Периодической таблицы химических элементов, а в России этот год дополнительно объявлен Годом театра. Поэтому у нас все связано с этими знаменательными датами и посвящено театру и химическим элементам. Точнее, мы решили все подчинить поиску «философского камня» и алхимии. Эти образы помогают нам раскрыть основную тему, посвященную 150‑летию открытия Дмитрия Ивановича Менделеева, творчески, необычно, интересно и с использованием театральных элементов.Также с темой театра есть свои пересечения в нашем учебном блоке, например, мастер-класс лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года»-2012, учителя школы №75 Евгения Древаля называется «Еще не Гамлет, но уже не Монблан». Есть специальный раздел в газете сбора (а мы ее делаем каждый год), который называется «Маски». И еще один мастер-класс посвящен тому, сколько масок и сколько ролей приходится сменить учителю. А все остальное – это уже наши традиции.Традиции, о которых говорит Наталья Сергеевна, это основные знаковые мероприятия, без которых не обходится ни один «Шмель». Первый день – обязательное открытие сбора и знакомство с организаторами: председателем Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамарой Андреевной Бирюковой и ее заместителем Евгенией Ивановной Поповой, традиционно отвечающей за все жизнеобеспечение «Шмеля». Далее эстафета на командообразование, которая выполняет сразу несколько функций: помогает сдружиться и познакомиться, понять, сколько в новой команде лидеров, а заодно идет подготовка к вечернему делу. В этом году оно называлось просто «Открытие…», но это только на первый взгляд просто, недаром в конце стояло многоточие.Поиски философского камняПостараюсь коротко передать тот вечер первого дня, в ходе которого шесть команд молодых учителей, одетых в футболки шести цветов, постарались рассказать о смысле профессии учителя через волшебство алхимии, поиски философского камня и периодическую систему Дмитрия Ивановича Менделеева. Может, кому-то пригодится сценарий такого вот небольшого праздника, созданного всего за полдня, ведь год периодической системы еще не закончился.На сцене появляется ведущий и под загадочную музыку (тут очень помогает фильм про Гарри Поттера) обращается к залу:- Что мы знаем об алхимии? Вот бы нам, учителям, изобрести эликсир, позволяющий превратить в настоящих профессионалов каждого из нас. Может быть, нам, в отличие от средневековых алхимиков, удастся найти свою формулу философского камня? Сегодня каждый из вас работал в нашей «алхимической» лаборатории, все экспериментировали, искали. К чему же привели эти поиски? Об этом мы узнаем из выступлений команд «алхимиков».Каждая из них представит свою формулу – песни, произошедшие алхимические реакции, получившиеся системы «педагогических элементов», а также слово-заклинание, которое трижды прозвучит в каждом выступлении. Какое это слово, предстоит угадать именно вам.Встречаем «философскую тайну» команды «красных»!На сцене появляется команда в красных футболках:- Наша команда №1, педколлектив наш непобедим! Мы прочность титана, говорим без обмана! Кальций в кости – для нашей основы, чтоб разбивать нам любые оковы!.. То золото каждый из нас увезет, что лучшее здесь на сборе возьмет. Наша цель – совместить несовместимое, соединить несоединимое, сочетать несочетаемое. И в этом нам помогает самое страшное, самое секретное, самое таинственное заклинание: «целедостигатикус – формасодержатикус»!.. В чем логика? Волшебство не поддается логике!Затем на экране, расположенном на сцене, появляются фотографии, которые все участники делали на одной из станций во время курса командообразования. Каждый отряд должен был изобразить химические элементы, которые, по его мнению, символизируют профессию учителя. Команда «красных» выбрала золото, которое должно означать, что красные всегда первые и добиваются своей цели. Второе фото – изображение титана, где педагоги предстают крепкими, сильными и выносливыми.Третье – римская единица, которая указывает не только на то, что это команда номер один, но и на первый элемент в таблице Менделеева – водород, без которого так же, как и без учителя, жизнь на земле невозможна. А последнее фото – улыбка, символизирующая гелий и кальций, без красивой улыбки учителю не обойтись. После ухода команды со сцены зал угадывает главное волшебное слово – «философский камень» команды, у «красных» это слово «цель».Команда «желтых» первым делом выставляет на сцену «волшебный котел»: еще пару часов назад это была старая, довольно обшарпанная пластиковая бочка, которая после обклейки бумагой и раскрашивания неожиданно превратилась в незаменимый для волшебников предмет. В этот котел команда «желтых» складывает все самые необходимые для зарождения педагога элементы – аурум (без него нельзя, потому что у учителя должно быть золотое сердце), феррум (железная воля), фосфор (светлый ум), титан (титановые нервы), кислород (учителя необходимы в мире как кислород). Тут же рядом, как бы из «волшебного котла» возникает фигура учителя, а над ней звучит «заклинание»: «Пусть знание идет через твое сердце, пусть знание идет через твой ум, пусть знание идет в мир – так рождается учитель!». Команда рассказывает, почему выбрала именно эти элементы. Заканчивается выступление песней, а главным словом оказывается «знание».Команда «бирюзовых» с первой секунды «улетела» в будущее: «Шел 3019 год, в школах не стало учителей – ФГОС их отменил!» Но дети без них заскучали и начали вспоминать, что когда-то, тысячу лет назад, на земле жили такие люди, которые назывались учителями. И у них было золотое сердце, а в голове много кислорода, поэтому у них были интересные здравые мысли – и в большом количестве. И учителя всем все рассказывали, а для этого имели железные нервы и титановые ноги, чтобы целыми днями напролет стоять перед учениками на уроках! Тут же школьники будущего решили создать учителя заново из всех перечисленных элементов. Еще кремния добавили для крепости. Но когда учитель ожил и воплотился, оказалось, что это был учитель музыки, и тогда «музыка объединила мир»! Команда закончила свое выступление песней и словами:- Самое главное, что в прошлом учитель отдавал свое сердце детям. А все мы знаем, что дети для учителя – целый необъятный мир! – Секретным словом команды оказалось слово «дети».Команда «оранжевых» перехитрила всех и сразу начала с объявления своего волшебного слова, и это была «наука». А потом они просто спели, но как же здорово они это сделали! Идея «волшебной» песни заключалась в том, чтобы попытаться переложить на известную музыку или мотив слова из какой-нибудь другой, но тоже хорошо известной песни. «Оранжевые» буквально взорвали зал, исполнив текст «Аргентина – Ямайка 5:0» на мотив песни «На большом воздушном шаре…» Удивительно, как можно совместить такие разные вещи, но у них получилось, и зал суперактивно поддержал неожиданное исполнение.Тут необходимо маленькое пояснение. За что молодые педагоги Воронежской области любят «Шмеля»? Когда их об этом спрашиваешь, называют новые знания, интересное общение, эмоции и подъем сил, которые потом перерастают в творческие педагогические приемы на уроках, в положительное отношение к ученикам и родителям. И очень многое из перечисленного достигается через один «секретный» принцип, который педагоги-наставники раскрывают молодым коллегам: все вместе они пробуют сделать из обыденного будничного что-то неожиданное, творческое, как они сами сказали, «совместить несовместимое». Потому что именно это интересно современным детям. Вот только совмещать надо с большой осторожностью, аккуратно, чтобы не переборщить, не забывая о чувстве меры и вкуса, а также соблюдая принцип единства формы и содержания. Этому молодые учителя тоже учатся на «Шмеле».В полной мере это продемонстрировала команда «зеленых», которые в молчании, под живые звуки фортепьяно изобразили на сцене… то ли ромашку, то ли круг, разделенный на сектора, а может быть, солнце?.. Понадобилось всего несколько отрезков веревки, и с их помощью центральная фигура объединила остальные. Потом команда объяснила свои фотографии. В виде живого ручья, который бурно начинается и тихонько иссякает, педагоги попытались изобразить элемент литий, название которого созвучно со словом «лить», а утекает и льется быстрее всего жизнь. Второе фото: титан, означающий объединение. Третье – наша жизнь – сочетание многих элементов: «Все мы разные и проживаем разную жизнь, хотелось бы хорошую!». Волшебным словом этой команды стало «солнце».Команда «синих» начала со стихотворной формы.- Разумно было бы нам спеть балладу. Поведать вам историю о том, как в юности вести себя не надо, чтобы об этом не страдать потом…Главным словом этой команды оказалась «жизнь».Итог вечера – найденные в «алхимической лаборатории» во время поиска «философского камня» основные слова-понятия, без которых не может существовать ни школа, ни педагогика: солнце, наука, дети, знание, цель, жизнь. Шесть команд – шесть слов, без которых хороших детей не вырастишь. Какую фразу сложить – подумайте сами. У меня получилось вот что: цель учителя – сделать знание и науку солнцем, которое освещает детям их жизнь.Интересные встречиВажными моментами «Шмеля» всегда оказываются знакомства педагогов с приглашенными гостями. На этот раз молодые учителя получили возможность пообщаться с заместителем руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Натальей Салогубовой. Она назвала Школу молодого педагога ярким событием, которое входит в ряд мероприятий, характеризующих Воронежскую область. «Подобные мероприятия, – сказала Наталья Валерьевна, – есть далеко не во всех регионах и не в таком интересном формате». Также она ответила на вопросы участников сбора и рассказала о реализации в Воронежской области национального проекта «Образование».В последующие дни гостями сбора были директор информационного центра атомной отрасли, координатор Всемирной акции «Тотальный диктант» Татьяна Валерьевна Воронина и кандидат наук, доцент кафедры политологии и социологии Воронежского государственного университета Роман Васильевич Савенков.В числе самых востребованных и важных «шмелята» также назвали лекции заведующей отделом труда и заработной платы областной организации профсоюза Людмилы Николаевны Дороховой и главного правового инспектора труда обкома профсоюза Татьяны Ивановны Крюковой. Из их выступлений молодые учителя узнали о правах и гарантиях работников образования.Обычно программа «Шмеля» включает не только лекции от ведущих сотрудников обкома профсоюза, но и ежедневные занятия, семинары, мастер-классы и предметные мастерские от опытных педагогов, победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года». Особенностью юбилейного сбора стали мастер-классы и занятия, подготовленные самими участниками сборов прошлых лет. Теми, кто был в числе «шмелят» на первом, втором или третьем сборах, потом был приглашен в роли куратора команды, и вот теперь пробует свои силы уже в роли педагога-наставника.- Для нас важно было посмотреть, чему учатся наши ребята, – поясняет Наталья Тихонова. – А им важно расти в собственных глазах. Поэтому некоторые сами обратились с просьбой: «Можно мне провести свой урок? Я специально подготовил, и мне есть что показать».Таких занятий в последний день сбора было более десяти.Напомним, что «Шмель» ведет свою работу не только на этом мероприятии, но и в течение всего учебного года. В муниципалитетах Воронежской области стали популярны уроки в рамках проекта «Молодые – молодым!», когда начинающие педагоги дают открытые уроки с последующим широким обсуждением в среде молодых коллег. Модераторы на таких занятиях – обычно более опытные учителя. На пятом «Шмеле» вышло очень интересно: этот проект получил свое интерактивное развитие прямо во время сбора. Кстати, это не отменяло лекции и мастер-классы от многолетних друзей Школы молодого педагога – ее наставников и победителей конкурса «Учитель года» разных лет.
Комментарии