Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Полет к звездам. Системно-деятельностный подход в обучении. Номинация «Фундаментальные понятия в природопользовании»

Учительская газета, №34 от 23 августа 2016. Читать номер
Автор:

Учитель-мастер проводит урок (занятие) со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися (воспитанниками). Слушатели одновременно играют две роли – учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на занятии. Слушатели самостоятельно разрабатывают собственную модель урока (занятия) в режиме технологии урока (занятия) мастера. Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.

Основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям, – имитационная игра, моделирование. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».Ход мастер-классаI. Введение, обозначение основных целей и ключевых проблем Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мое выступление сегодня проходит в соответствии со словами Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность».Методологическая основа нового стандарта – деятельностный подход в обучении, а основным результатом образовательной деятельности является набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.Основная функция универсальных метапредметных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающихся, умение учиться.Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию в течение всей жизни. Основные правила деятельностного подхода: главное не содержание образования, а организация деятельности, возможность реализации потребностей ребенка в познании (скука – от безделья).Итак, начнем. Уважаемые дети! Мы сегодня с вами совершим полет к звездам, опираясь на отрывок из героической комедии Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак».Для начала предлагаю вам поработать с предложенным материалом, внимательно прочитать, проанализировать, увидеть физическое содержание в тексте. Вы можете объединиться в группы для обсуждения. Режим времени достаточно ограниченный, поэтому постарайтесь выполнить задание за минуту. Затем в порядке нумерации вам нужно будет выразительно зачитать текст. Получится мини-инсценировка. Пока ребята работают, я поясню их деятельность. На данном этапе обучающиеся выполняют исследовательскую работу по анализу физического содержания текста. Здесь используются такие приемы, как абстрагирование, анализ текста, моделирование ситуации, задача как загадка, фантастическая добавка.Существует, конечно, много способов узнавать новое. Это практический и мыслительный эксперимент, решение открытых и закрытых задач (в школе мы чаще всего сталкиваемся с закрытыми задачами, где определены условия, границы применения, достаточно данных для решений задач, но в жизни все иначе – нам приходится постоянно решать задачи открытые: выбирать спутника жизни, работу, выход из сложившейся ситуации и т.  д.) и другие способы познания окружающего мира.II. Освоение В сцене 10 действия 3 пьесы «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана говорится о том, что Сирано де Бержерак использует самые невероятные физические способы, чтобы не допустить злодея де Гиша в дом Роксаны, где происходит ее свадьба. Спрыгнув с ветки дерева перед носом у де Гиша, Сирано клянется, что только что упал с луны.ИнсценировкаДе Гиш – педагог.Сирано – ученик.Педагог: Что это значит, сударь?Откуда он упал?Ученик: С луны.Педагог: С луны?..Он не в своем уме!Ученик: Хотите знать, как я туда влетел?Тут весь вопрос в изобретенье!..Шесть способов подняться есть.Педагог: Но неужели целых шесть?Первый ученик:Вот первый: в утренней росеЛожитесь голый под оконцем – Вы испаритесь так, как все Росинки, поднятые солнцем!Второй ученик:Второй: на мельнице крестьянской,При ветре крылья отпилив, Вы понеслись бы с силой адской Под сень космических олив!Педагог: А третий?Третий ученик:Взяв ядро стальное, Набейте порохом внутриИ, наплевав на все земное, Взрывайтесь и неситесь…Педагог: Три.Четвертый ученик:Четвертый способ – лучший в мире: Воздушный шар приклейте к бороде, И шарик унесет вас в ту равнину, гдеПасутся звездочки…Педагог: Четыре!Пятый ученик:Лечь на железный лист и сильными рывкамиМагнит подбрасывать.Он лист железный с вамиПодтянет кверху. Вы опять.Так до луны и упражняйтесь!Де Гиш: Пять!Шестой ученик:Последний способ – номер шесть!Бараньим мозгом смажьтесь весьИ при луне ложитесь оголенным,Втирая в кожу жирные мазки.Луна ведь, судя по влюбленным,Вбирает всякие мозги.Педагог: Да, шесть! Бесспорные не все хоть,Но способом каким вы были там в гостях?Ученик:Но, сударь, на луну поехатьПри нашей технике – пустяк!Педагог: Какое ж было ваше средство?Ученик:Седьмое! В яркий лунный свет…Угу-гу-гу… Вы догадались?Педагог: Нет. Ученик: Луна оттягивает волны, как известно.Поэтому отлив бывает по ночам. Я на волну прилег…Меня отлив качал…Усиливался между тем он…И вдруг… я поднялся…И полетел… как демон!III. Обратная связь Педагог: Теперь я предлагаю вам обсудить возможность или невозможность данных способов путешествия к Луне с физической точки зрения. Пожалуйста, группы, работающие над данными ситуациями, выдвигают свои предложения о возможностях описанных способов, участвовать в обсуждении могут все.Напомню первую ситуацию:Вот первый: в утренней росеЛожитесь голый под оконцем – Вы испаритесь так,  как все Росинки, поднятые солнцем.Аналогично разбирается возможность других способов.Педагог: А теперь предложите свой способ, идею. Какие еще способы могли быть предложены во времена Сирано де Бержерака? А в наши дни?Обучающиеся размышляют, выдвигают свои гипотезы, предположения, факты, а педагог с ними соглашается или, аргументируя, опровергает, корректирует.Педагог: Идеи не рождаются мгновенно. У вас есть над чем подумать. Можно следующий урок начать с обсуждения идей.Опыт по анализу ситуации, конечно, имеет большое практическое применение и за пределами предметной области, например, в творчестве. IV. Рефлексия Педагог: В заключение я бы хотела спросить ребят: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный ученик, чтобы его дорога к звездам оказалась успешной? Напишите качества ученика, которые могут привести его к успеху.Педагог зачитывает ответы. Наклеивает звездочки с ответами на картину – шаблон неба.Педагог: Вот такой получился образ успешного ученика. Спасибо!​Татьяна ДАМЗИНА, учитель физики средней школы №160 города Новосибирска, победитель конкурса мастер-классов среди учителей образовательных организаций России


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt