search
main
0

Полет. «Хрустальный пеликан» – это прилагательное

Уж не помню кто, но в одном из бесчисленных интервью, взятых для газеты, мой собеседник сказал: «Настоящий учитель – тот, которого всегда окружают ученики». Согласно этому утверждению Сергей Букинич, учитель истории гимназии №116 Приморского района, вошедший в «пятерку» победителей конкурса «Учитель года-2006», может считаться эталоном. Мне кажется, в школе он никогда не остается один. Во всяком случае, за тот краткий период времени, что был отведен нам для беседы, класс не пустовал. Сюда постоянно заглядывало то одно, то другое милое личико, и в конечном итоге парочка одиннадцатиклассниц в лице Маши Радзивиллович и Кати Тимофеевой так и осела здесь, слушая «122-ю рассказку» учителя. Что и говорить, их историк ныне – личность популярная, избалованная вниманием СМИ. Впрочем, сам Букинич, как и положено человеку, имеющему дело с «непредсказуемым прошлым», к слову «победитель» относится философски. Формально он уже обладатель малого «Хрустального пеликана», и в то же время, по его признанию, «победить» – вообще неудачный глагол.

Вторую мини-победу он связывает с одним из лозунгов конкурса: «, не изменять себе, быть искренним» и со своим представлением «визитки», за которое ему присудили последнее место.

– В Челябинске нам досталось множество замечательных подарков. Один из них – компакт-диск с видеопрезентациями, рекламными роликами всех участников. Это, кстати сказать, позволило еще раз окунуться если не в атмосферу конкурса, то в предконкурсные будни точно. Просматривая видеоматериал, я поймал себя на мысли, что победить никого невозможно. Это не спортивное соревнование, где выигрыш остается за кинувшим, прыгнувшим дальше. Здесь за каждым педагогом стоит субъект РФ, его район, его школа, его ученики. Как я могу победить лучшего учителя Татарстана, Калмыкии, Москвы? У каждого из коллег есть что-то свое, неповторимое, изюминка, что выделяет его из остальных.

Мне мои ребята перед отъездом задавали разные вопросы, и некоторые из них интересовались, к примеру, не когда я уезжаю, а когда приезжаю. Я до сих пор ношу с собой открытку, где ученики написали: неизвестно, как все сложится, но вы для нас все равно лучший не только в городе, России, но и в мире. Думаю, такие открытки если не писали, то мысленно отправляли в адрес всех пятидесяти трех участников конкурса. Поэтому победа или поражение мало что изменят в сознании городского или сельского школьника, считающего своего учителя лучшим. «Хрустальный пеликан» – это только прилагательное, которое, может быть, несколько повышает социальный статус. Кому-то это пригодится в дальнейшем.

Я себя абсолютным победителем не считаю. Но зато на этом конкурсе я одержал ряд своих маленьких побед.

Остаться самим собой

Первой победой Сергей Букинич считает то, что ему доверили представлять свою гимназию, свой район, свой город. В 1996 и 2000 годах он уже участвовал в конкурсах педагогического мастерства, и вот десять лет спустя президентский грант позволил педагогу поехать в Челябинск.

Вторую мини-победу он связывает с одним из лозунгов конкурса: «Остаться самим собой, не изменять себе, быть искренним» и со своим представлением «визитки», за которое ему присудили последнее место.

– Существовало несколько путей представления себя, – объясняет Сергей Александрович. – Первый путь – привычный, то есть выступление сопровождается видеокомпозициями. Мне показалось, что это проторенный путь. И если честно, не хотелось город выставлять в качестве щита, поскольку понятно, что таких каналов, музеев нигде больше нет. Поскольку я увлекаюсь фотографией, были идеи сфотографировать Петербург с какого-то необычного ракурса, допустим, с крыш домов, через отражения в лужах, но мне хотелось, чтобы город отражался во мне, коль я его представляю. Отражалась его культура, интеллигентность. Для подобной цели я выбрал жанр одностиший, и это оказалось рискованным. Одностишия ситуативны, и кто не проживал, «как подло отменяют электрички!» (Владимир Вишневский), тот не поймет.

Уроки «визитки» я учел на презентации педагогического опыта. Во-первых, продлил выступление. Во-вторых, результативность, а она такова, что за последние три года победителей районных, городских, всероссийских олимпиад по истории в нашей гимназии – 43 человека, и Евгений Гришковец вдохновил меня на творческие, лирические отступления. Родилась ассоциация школы как некоего тоннеля, где редкие проблески – это друзья, любимые учителя. Тот опыт, что представлял, связанный с проведением деловых игр на уроках как одно из необходимых условий самореализации учащихся, я ассоциировал со светом в конце тоннеля. А третий кадр – удивительная, солнечная картина – представлял открытый мир, в который входит юный человек. Этот ассоциативный ряд совместно с внутренним драйвом вселили в меня уверенность, что я на правильном пути.

Свеча на балконе

Далее, как говорит Сергей Букинич, был долгожданный урок. Почему долгожданный? Потому что соскучился по детям. Самым важным для него было, чтобы предложенная тема совпала с тем опытом, что представлялся ранее. Абсурдным было бы говорить о деловых играх и давать скучную лекцию. В итоге досталась «Первая русская революция», и Букинич успокоился, так как понял, как он впишет ее в урок. А вообще тридцать минут конкурсного урока он уроком не считает. Для Сергея Александровича это встреча, знакомство и… полет учителя и учеников.

– Вы облекли Первую русскую революцию в форму деловой игры?

– Нет, всю ее облечь невозможно. Я вычленил фрагмент, связанный с Николаем Вторым и принятием им ответственного решения 17 октября 1905 года: подписывать или нет манифест об усовершенствовании государственного порядка, и если да, то в каком виде? Мы использовали при этом такую деловую форму, как «мозговой штурм», то есть попытались раскрепостить сознание. Основная интрига заключалась в том, что можно по заданному вопросу высказывать любые идеи, которые нельзя критиковать. Ребята включились в работу активно, и хотя все было небезупречно, свое видение урока я защитил.

После урока пришло время мастер-класса – урока со взрослыми, где моему собеседнику досталась тема «Трудно ли быть интеллигентом в России?». Тема, требующая размышления, тема безответных вопросов.

– А ваша ассоциация со словом «интеллигент»?

– Я ее давал на фото в финале мастер-класса: горящая свеча на балконе на фоне города. Свет, который не греет, но который является все же островком в этом огромном мире.

Впрочем, здесь Сергей Александрович ошибается. Свет, который греет. Причем не кого-нибудь, а его самого, взращенного на постулате: «Культура – это воспитание». Не случайно последняя часть конкурса, так называемый «педагогический ринг» стал своеобразной лакмусовой бумажкой для его внутренней позиции. На его взгляд, такая форма состязания, как защита и критика одной и той же точки зрения, имеет право на существование, однако темы для этого были предложены неудачные. Особенно тема патриотизма и православной культуры. Человек, говорящий со сцены сначала «да» патриотизму, потом «нет», выглядит, по меньшей мере, некрасиво. Оставаясь искренним до конца, Букинич не мог не высказать это публично.

– Я рисковал, – признается он, – но не мог не сказать в силу того, что представлял Петербург и озвучивал тему интеллигенции. Отрадно, что мое мнение было созвучно мнению членов жюри и многих коллег-учителей.

Сергей Букинич вписал свое имя в историю конкурсного движения еще и тем, что впервые за семнадцать лет конкурса ему устроили проводы челябинские школьники. Причем в гостиницу приехали те ребята, которые по тем или иным причинам не смогли присутствовать на уроке.

– Это для меня значило больше, чем «Хрустальный пеликан», – говорит учитель, и я ему верю. Потому что вижу, с каким интересом слушают его сидящие в классе Маша и Катя. Потом они скажут, что на уроках Букинича можно выдвигать любые идеи, можно их обсуждать. А главное, он заставляет ребят самих размышлять и делать выводы.

– История – не школьный предмет. Она бездонна и не ограничивается несколькими годами за партой, – говорит Букинич. – Эту мысль сумел донести до меня мой учитель истории 124-й школы Выборгского района Игорь Николаевич Канторович. Вообще в становлении педагога огромную роль играют наставники. Я хочу сказать спасибо заместителю по внеклассной работе Сергею Юрьевичу Филимонову, моему классному руководителю Алисе Яковлевне Горюновой, которая была учителем русского языка и литературы. Первоначально я хотел стать словесником, но поскольку полностью в школе прочел только «Отцы и дети» и «Преступление и наказание», понял, что не имею на это морального права. Благодарю также бывшего директора гимназии №116 Ирину Ивановну Бакареву, поддержавшую меня еще на четвертом курсе пединститута, весь нынешний коллектив гимназии и, конечно, моих учеников, без которых не состоялась бы ни одна победа.

Пока Сергей Александрович говорил, мне подумалось: а ведь в скором будущем и Катя, и Маша, осуществив свои мечты поступить в петербургские университеты и став молодыми, а потом маститыми специалистами, тоже отдадут дань мастерству своего учителя. Поймут, что фундамент для побед закладывается здесь, в светлых школьных аудиториях. И многое зависит от способности учителя быть неравнодушным.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте