search
main
0

Поле личностных смыслов. Готовимся к ОГЭ. Задание 15.3 – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста

«А счастье, казалось, было так возможно, так близко!..» – иронично и грустно вздохнула учительница, рассказывая о том, какую эйфорию испытала она в начале прошлого учебного года от того, что в части 2 демоверсии ОГЭ 2015 года появилось задание 15.3 – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Но, по ее словам, радостные эмоции улетучились после первой же работы, в которой ее ученики попытались истолковать значение слова и прокомментировать данное ими толкование.

Действительно, не только девятиклассник, но и взрослый человек порой не сразу сформулирует определение понятий, особенно нравственных, которые предлагаются в задании 15.3. Без систематической работы по подготовке к этому сочинению вряд ли стоит ожидать хороших результатов.Следует, однако, помнить, что в «Учебно-методических материалах для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом» сказано: «Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте». С чего же можно начать работу над сочинением? Следует напомнить ученикам, что толкование значения слова – тезис – состоит из подлежащего (о чем говорится) и сказуемого (какова функция, роль, характеристика данного понятия). Например: Доброта – это зримое проявление любви ко всему окружающему миру.А вот чтобы дать определение понятию, отражающему качество человека (чувство, черту характера, предмет и т. п.), необходимо внимательно изучить его, сравнить с другими предметами, чувствами, качествами, проанализировать их свойства и отношения. Например, читая рассказ Л.Куклина «Марки» и отвечая на вопрос задания 15.3 «Что такое сострадание?», свои наблюдения и выводы учащиеся оформили в виде схемы, которая значительно облегчила их дальнейшую работу над сочинением.Подобные варианты схем можно составить к любому слову или понятию.Как дать определение слова, используя материал предыдущей схемы? Предлагаем лишь несколько из возможных вариантов.Однако формулировка значения понятия не раскрывает его содержания, и нетрудно заметить, что материал схемы также дает возможность учащимся написать комментарий к сформулированному определению, перевести его в «поле личностных смыслов».  Думается, можно предложить девятиклассникам примерно такие вопросы, которые облегчат их работу по написанию комментария: – Почему дано именно такое толкование (определение)?- Что лежит в основе данного чувства (качества, свойства)?- Чем существенным можно дополнить данное определение?- На что хотелось бы обратить особое внимание? – Какой дополнительной информацией можно его расширить?- Какое ключевое слово (словосочетание) в данном определении хотелось бы пояснить (развернуть, расширить, уточнить, дополнить)?- Каковы, на ваш взгляд, могут быть условия (обстоятельства, причины, предпосылки) проявления данного качества, свойства?- Как, по вашему мнению, характеризует это свойство (качество, черта характера) его обладателя? Составление схем и их дальнейшее использование на уроках поможет сформировать у девятиклассников метапредметные учебно-информационные умения, сделает их подготовку к экзаменам по русскому языку, истории, обществознанию и другим предметам осознанной и эффективной.Прим. ред. Для тех, кто хочет прочитать подробнее о том, как готовиться к заданию 15.3 ОГЭ, рекомендуем учебное пособие Галины Егораевой «ОГЭ. 200 образцов сочинений на «отлично».​Галина ЕГОРАЕВА, руководитель департамента методики АНО «Национальный центр инноваций в образовании»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте