Всем известное ироничное высказывание о том, что учить детей всегда было сложно, а теперь и совсем невозможно, приобрело в последнее время вполне конкретный и, увы, невеселый смысл. Простые учителя и чиновники разных уровней ставят перед собой по этому поводу два извечных вопроса: кто виноват и что с этим делать? Вопросы одинаковые, а вот ответы разные. Происходит это, видимо, потому, что тем, кто наверху, ситуация видна хуже, чем тем, кто внизу, в гуще событий.
Попытки чиновников кардинально что-то изменить облачились в красивую форму в виде нацпроекта «Образование». Форма красивая, в духе времени. Жаль только, что содержание ей не соответствует.
В этом проекте, видимо, подразумевалось, что в погоне за дополнительными баллами и мизерными надбавками учителя проявят такую бурную инициативу и включатся в такие соревнования, что все проблемы разрешатся сами собой и в один миг.
Как педагог и психолог с большим стажем и опытом работы, имеющий много благодарностей от учеников и их родителей, хочу сказать, что этого не произойдет. А вот что действительно произойдет и уже происходит, так это то, что простые учителя чувствуют себя униженными и оскорбленными.
Предлагаемая система баллов очень напоминает рекламу, которую показывали несколько лет назад по ТВ. Если вы хоть однажды видели ее, то обязательно вспомните. В ней люди пожилого возраста с перекошенными от злобы лицами вырывали друг у друга обертки от жевательной резинки, чтобы участвовать в конкурсе за какой-то пустяковый приз.
Ничего более унизительного для человеческого достоинства я не видела.
А теперь подобную ситуацию пытаются навязать и нам.
Складывается такое впечатление, что разработчики данного проекта имеют весьма смутное представление о психологии человека, а конкретно о том, что все люди разные. Задачи в этом проекте рассчитаны на абстрактные усредненные модели как учителя, так и ученика, а разработчики, видимо, действовали по принципу: запустим проект, а что из этого выйдет – потом посмотрим.
Хочу по этому поводу напомнить, что учителя – это не подопытные животные, и экспериментировать на нас не надо!
Можно, конечно, предположить, что проект не являлся прямым руководством к действию и что руководители на местах должны были действовать согласно конкретной ситуации. Но здесь вышла ошибка. В частности, в школе, в которой работаю я, все инструкции и приказы, спускаемые сверху, воспринимаются буквально и исполняются неукоснительно. Администрация школы не вступает ни в какие дискуссии с УНО, требуя от учителей беспрекословного подчинения по принципу: обсуждению не подлежит!
В результате на данный момент учителя поставлены в жесткие рамки инструкций, которые никого из них не устраивают. Те, кто решил для себя, что выполнить все физически не сможет, а создавать лишь видимость деятельности они не привыкли, эти люди ушли из школы, тем, кому в силу разных обстоятельств просто некуда идти, была навязана такая нагрузка, что они едва не падают от усталости.
Если наши чиновники забыли, то хотелось бы напомнить, что у школьного учителя в течение всего рабочего дня нет ни одной минуты личного времени, так как он несет ответственность за жизнь и здоровье детей. При этом от администрации школы и в первую очередь от директора мы не слышим ни одного слова поддержки. Вместо этого – приказной тон и требования дисциплины.
О каком творчестве или личностно-ориентированном подходе к ученикам может здесь идти речь?
Призыв сеять разумное, доброе, вечное давно забыт. Его заменил другой – исполнять!
Все попытки внести хоть какие-то конструктивные изменения наталкиваются на стену неприятия. Например, когда я предложила ввести 1 час психологии в 10-м классе в основное школьное расписание, мне было отказано с формулировкой: «В перечне предметов учебного плана, обязательных для изучения в средней школе, психология не значится». И это в то время, когда все ученики 10-11-х классов постоянно обращаются ко мне с различными вопросами, связанными с этим предметом.
А вот когда была дана команда сверху усадить всех учителей за компьютеры, наша администрация немедленно приступила к ее выполнению. Ни возрастные, ни физиологические проблемы людей, не говоря уже о желании или его отсутствии, во внимание не принимались. А зачем? Ведь есть команда сверху.
Что касается влияния компьютера и интернета на личность человека, то хотелось бы привести в качестве примера одно из мнений компетентных специалистов по этому вопросу: компьютеры, ускоренное обучение в школах, телевизоры в домах – все это лишает человека самого главного – общения друг с другом, возможности познания и развития интеллекта и ума. С каждым новым поколением людей человеческий мозг все более превращается в обычную машину-компьютер, и его интеллектуальные возможности становятся все меньше и меньше нужны человеку и человечеству.
Не хочу, чтобы у кого-то сложилось впечатление, что я вообще против РС или других High-Tech, я лишь против фанатизма в любом начинании.
И для того чтобы несколько охладить пыл излишне рьяных директоров-исполнителей, предлагаю если не избирать, то по крайней мере утверждать на общем собрании трудового коллектива кандидатуру руководителя государственной школы, законодательно закрепив за ним обязанность ежегодно отчитываться о проделанной работе, а учителям дать право продления или отказа ему в дальнейших полномочиях.
Пока же ситуация в школе напоминает улицу с односторонним движением, когда у директора есть все права, а у учителя – одни обязанности.
Бесправное положение школьного учителя усугубляется еще и тем, что во всей системе образования, начиная с детского сада и заканчивая вузом, только среднее образование является обязательным, а следовательно, не оставляет права выбора тем, кто учиться не хочет. Учителей в такой ситуации превращают в бойцов и вынуждают поступать по принципу: не хочешь – заставим! Вот и превращается школа в поле боя.
Многие молодые люди не слишком думают о тех, кто рядом. Некогда обидное и даже оскорбительное слово «эгоист» приобрело хвалебный смысл. Понятия «благородство» и «порядочность» сейчас вовсе не в почете и воспринимаются как слабость.
Когда дети с такими жизненными установками приходят в школу, начинаются серьезные проблемы.
Такие дети изначально настроены одновременно на успех в учебе и на лидерство в классе. В действительности часто оказывается, что способностей и трудолюбия для получения хороших оценок у них не хватает. К тому же они быстро понимают, что на лидерство в классе претендуют многие.
Такое положение вещей их не устраивает, и именно это и становится причиной внутренней агрессии. А так как анализировать ситуацию и делать правильные выводы многие из них не умеют, то эта внутренняя агрессия переходит во внешнюю, направленную как на одноклассников, а чаще на тех, кто младше и слабее, так и на учителей.
При этом совершенно очевидно, что никакие компьютеры или интерактивные доски данную проблему не разрешат. Для этого нужны другие подходы.
Какие? Ответы и идеи есть!
Вот только где найти тех людей, наделенных властью, которые захотят сначала услышать, а затем и реализовать эти идеи?!
Следуя девизу «Школа для учеников», не стоит забывать, что без учителей, во всяком случае пока, школа обойтись не может.
Однако сейчас на учителя возлагается столько обязанностей, что время на личную жизнь и свою семью мало у кого остается.
И все это за такую низкую зарплату, о которой даже неприлично говорить.
Воистину, мы много учились, чтобы мало зарабатывать.
Видимо, считается, что нам, пришедшим в профессию учителя, ничего, кроме работы, в этой жизни не нужно.
Ошибаетесь! Нужно!
Мы хотим жить достойно, иметь время для своей семьи и детей, хотим, чтобы нас уважали, ценили наш труд и чтобы профессия учителя стала наконец престижной!
Елена ПЕТРОВА, учитель английского языка, практический психолог
Комментарии