search
main
0

Покорение LEGO-высот. Расти и будешь интересен!

​Для учеников начальных классов школы №2086 кружок дополнительного образования по LEGO-проектированию один из самых любимых, а его участники не раз становились лауреатами и призерами различных фестивалей и конкурсов по робототехнике. Например, этой весной они пополнили свою коллекцию сразу двумя престижными наградами, полученными в Москве на фестивале «РобоФест» и в Сент-Луисе на чемпионате First Championship Event, проходящем уже более 25 лет. Огромная заслуга в успехах ребят принадлежит руководителю кружка, одному из старейших педагогов образовательного комплекса №2086 Татьяне МАРКОВОЙ.

– Татьяна Григорьевна, среди преподавателей LEGO-проектирования чаще можно увидеть учителей младшего и среднего поколения. И было бы очень интересно узнать, как пришли в этот мир вы?- Предложение вести LEGO-проектирование, сделанное директором нашей школы Еленой Владиславовной Орловой несколько лет назад, было для меня неожиданным.По первой специальности я… портной мужского костюма. И проработала я по ней не один год. Позже перешла работать в школу пионервожатой, экстерном окончила МПГУ имени В.И.Ленина, получила квалификацию учителя начальных классов. А с 1986 года начала работать учителем труда. И работа эта мне тоже очень нравилась.Я старалась дать ребятам умения, которые помогли бы им максимально полно реализовывать их творческие замыслы. Что готов исследовать юный техник? То, что ему интересно. Именно интерес погружает его в процесс творчества. И мы старались себя пробовать в самой разной деятельности – и лепили, и выжигали, и выпиливали, и конструировали, знакомились даже со слесарным делом и электромоделированием. Работа с соломкой, аппликации из тополиного пуха, мягкая игрушка – все было. И в школе, и в пионерском лагере Московского государственного университета, где я каждое лето вела кружки. При этом я всегда учила ребят не только осваивать новые навыки, но и использовать на моих занятиях знания и опыт, полученные на других уроках.Мы работали с бумагой, картоном, тканью, деревом, природным материалом, с конструктором LEGO-техник, с металлом. Много моделировали и изобретали, конструировали различные объекты и механизмы, изучали их технические параметры и строение. Даже участвовали в соревнованиях, например в конкурсе «Я – изобретатель», и не раз добивались победы.- То есть конструирование как таковое было вам не чуждо?- Конечно. И LEGO я, конечно, вместе с детьми тоже собирала. Но вот программирование, даже самое простейшее, было для меня совершено новой областью. Мы тогда только начинали осваивать компьютеры, в школе были курсы, но это было скорее пользовательское освоение, да и оно у меня продвигалось не очень гладко. Будучи куратором проектной деятельности в начальной школе, я иногда тратила несколько дней, чтобы «вбить» конкурсные проекты в компьютер.- А что заставило вас заинтересоваться этой новой областью и освоить ее?- Главной мотивацией для меня всегда был интерес детей. Использование информационных технологий значительно повышает их творческий потенциал. А творческий потенциал – один из главных компонентов лидерских качеств. Все звенья в цепи развития детей тесно связаны. И педагог должен расти со своими учениками. Так что пришлось браться за дело.- Что помогало преодолевать трудности?- Решив ступить на новую для меня дорогу, я действовала точно по тому же алгоритму, по которому мы работали с детьми, когда занимались проектной деятельностью. То есть проанализировала проблему, поразмыслила, кого из знакомых и друзей могу привлечь в качестве экспертов, ведь, работая в вычислительном центре МГУ, я со многими людьми знакомилась, в том числе и с программистами. Да и среди родителей наших ребят было немало людей сведущих. Посмотрела, где и какие проходят мастер-классы, записалась на курсы. Школа, конечно, тоже помогала мне с образованием, постоянно куда-то направляла.Когда мы работаем с ребятами, я всегда говорю, что они должны ставить перед собой сверхзадачу: сделать такой механизм, который бы не просто двигался, но и приносил пользу людям. Ну а как же в таком случае не ставить сверхзадачи и перед собой? Я считаю, что если ты не растешь вместе со своими учениками, то ты просто перестаешь быть им интересен. Поэтому расти надо. В нашей работе есть «привкус вечности», мы даем нашим ученикам возможность приобрести навыки, которые они будут сохранять на протяжении всей своей жизненной траектории и передавать их своим детям и внукам.- Уже четвертый год подряд ваши ребята становятся лауреатами фестиваля «РобоФест». А в этом году вы с ними успешно выступили на соревнованиях в Америке. Как удается добиваться таких успехов?- Работа над проектом для фестиваля начинается задолго до того, как рождается сама модель. Например, в 2016 году, когда главной темой РобоФеста стала утилизация отходов, мы представляли модель завода по переработке пластика. Но прежде чем остановиться на этой идее, просмотрели фильмы про переработку бумаги, стекла, железных и строительных отходов. Думали и о том, чтобы сделать машины для весенней уборки гравийной крошки, и о станции по сортировке мусора. И только обдумав все, сделали свой выбор, решив остановиться на заводе по переработке пластика. А потом вновь принялись за сбор информации, теперь уже по более узкой теме. Узнали о том, какие виды пластика существуют, какие из них подлежат переработке. Один документальный фильм на эту тему пересмотрели раз 15, досконально разглядывая каждый кадр. В итоге ребята так увлеклись, что одной утилизации пластика, точнее пластиковых бутылок, им показалось мало. И решено было построить еще и завод, где пластиковые гранулы будут превращаться в детали нового конструктора LEGO. Каждый из ребят взял на себя определенную «зону»: одни делали мойку для бутылок, поступающих на переработку, другие гранулятор, кто-то собирал транспортерную ленту, а кто-то барабан для очистки. Испытания проводили несколько раз, дорабатывая и усовершенствуя элементы, работающие недостаточно хорошо, лучшие конструктивные решения выбирали голосованием. На РобоФест-2016 от нашей начальной школы вышли сразу две команды – «Умка» и «ЭкоЛегоГрад». Ребята из «Умки» демонстрировали «умную сортировку», от идеи которой им не захотелось отказываться, а команда «ЭкоЛего Град» – завод по переработке пластика. В итоге два диплома – за «Самый интересный и уникальный механизм» и за «Покорение высот в программировании» в категории Junior First Lego.- А какой проект принес вам успех в Америке?- Разрабатывать его мы начинали тоже для фестиваля «РобоФест». В этом году фестиваль удивил своих участников необычной, «биологической» темой – «Медоносная пчела. Среда обитания и животные, соседствующие с ней». Признаюсь, что в работе с ней было немало сложных моментов. У нас было много промежуточных разработок, которые мы развивали, тестировали и, если они не стыковались с основной темой, перерабатывали. Как обычно, начали работу с изучения темы, с фильмов о пчелах, с карты понятий. Делали презентации по собранной информации, попробовали сделать несколько механизмов, которые имитировали бы движения пчел. В итоге команда получила на РобоФесте приз в номинации «Самая полезная разработка». И, кроме того, жюри фестиваля выделило нам квоту на поездку в Америку.- Расскажите немного подробнее о вашей поездке.- В этом году соревнования чемпионата First Championship Event развернулись в Хьюстоне (штат Техас) и Сент-Луисе (штат Миссури). Мы выступали в Сент-Луисе, соревнуясь в младшей группе First Robotics с 58 командами из разных стран, том числе Германии, Испании, Кореи, Японии и нескольких штатов США. В младшей группе First Robotics Россия участвовала впервые, и тем приятнее успех, которого добились ребята, победив в номинации Amazing movement award («Уникальные механизмы движения в проекте»). Понимая, что едем на международный форум, мы значительно усовершенствовали проект, который представляли на РобоФесте. По условиям чемпионата площадка макета должна быть строго определенного размера. Но мы нашли выход – сделали макет в два этажа, тем самым увеличив его площадь вдвое. Удивительно, но до нас никто этого не делал! Особо хочу отметить то, что ребята сами проводили презентацию проекта на английском языке. Я считаю очень важным, что на чемпионате им удалось не только показать свою работу, но и посмотреть модели, представленные другими командами, в том числе и в более старших группах. Вот только как следует рассмотреть Сент-Луис, увы, не удалось: помешал сильный дождь.Впрочем, в самом посещаемом туристами месте – у арки «Ворота на Запад» они все же побывали.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте