Остается немногим более года до 200-летия со дня рождения Михаила Глинки. Сейчас с уверенностью можно сказать, что одним из центров юбилейных мероприятий к его 200-летию станет Берлин. Здесь, благодаря усилиям и энтузиазму Юрия Николаевича Фоста и его жены, создавшим Общество друзей памяти Глинки в Германии, подготовка к празднованию началась уже несколько лет назад. Делается все возможное, чтобы обратить внимание немецкой общественности на приближающийся юбилей величайшего русского композитора. Но как имя Глинки связано с Германией и с Берлином?
Мемориальная доска на доме № 8 по Францезише штрассе
Именно здесь находился дом, в котором прошли последние месяцы жизни Михаила Ивановича, и здесь 15 февраля 1857 года он скончался.
В этом году члены Общества друзей памяти Глинки собрались около этого дома уже в седьмой раз, чтобы почтить его память. Впервые на этом месте они отметили день памяти Глинки, когда исполнилось 140 лет со дня его смерти в 1997 году. Тогда самая первая памятная доска из картона с фотографиями, посвященными жизни Глинки, появилась здесь на столбе. Затем началась серьезная работа над созданием мемориальной доски.
Важно, что немецкий хозяин нового дома, построенного на месте дома, где жил Глинка, очень благожелательно отнесся к этой инициативе. Ведь от него в большой степени зависело, дадут ли немецкие власти разрешение на размещение памятной доски. Кроме того, было встречено взаимопонимание со стороны комиссии по памятным доскам Центрального района города Берлина.
Открытие доски состоялось 18 февраля 2000 года. Владельцы дома даже предоставили свободные помещения, где выступал ансамбль «Кристалл», исполнявший произведения Глинки. Становится уже традицией, чтобы в день памяти Глинки здесь звучала мелодия его «Жаворонка», строка из которой «Кто-то вспомнит про меня и вздохнет украдкой» написана на мемориальной доске.
Бывшая Пушкарская
Кроме мемориальной доски, сравнительно недавно установленной и указывающей точное место, где был расположен дом Глинки, в центре Берлина есть улица Глинкаштрассе. Барельеф великого русского композитора расположен на одном из зданий в начале улицы, поэтому многие по ошибке считают, что именно там жил Глинка.
Глинкаштрассе (улица Глинки) ранее называлась Канонир штрассе (Пушкарская или Артиллерийская улица). Раньше, когда формировалась эта часть города, заложенная еще в конце XVII века, она была окружена стеной. Тогда Канонир штрассе упиралась в ворота на южной стороне стены, где размещались канониры – пушкари.
После второй мировой войны, когда восточная часть Берлина стала столицей ГДР, на этой улице в единственном сохранившемся на улице после войны доме появилось Общество германо-советской дружбы. Общество активно пропагандировало российскую культуру, в том числе и творчество Глинки. В 1951 году к очередной годовщине со дня рождения композитора эта улица была переименована в Глинкаштрассе.
По памятным местам
Это прежде всего площадь, на которой когда-то был Королевский дворец. Из всех наших русских композиторов Глинка был единственный, удостоившийся чести, чтобы его произведения были исполнены на ежегодном празднике, который проходил с позволения самого короля. В то время музыкальным руководителем придворной капеллы был Меервер, большой поклонник творчества Глинки. Король Фридрих Вильгельм IV знал прекрасно русскую культуру, писателей, поэтов, художников, был другом Василия Андреевича Жуковского, знал Пушкина, конечно, не без участия своей сестры Александры Федоровны, жены Николая I. И вот 21 января 1857 года в Королевском дворце на Шпрее состоялся большой концерт, где наряду с другими были исполнены произведения Глинки. Предполагают, что после этого концерта, выйдя из теплых помещений на улицу, Глинка простудился. На следующий день он заболел и больше не встал.
Другое памятное место в Берлине, связанное с именем Глинки, – Мариенштрассе. Это одна из немногих в Берлине улиц, полностью уцелевших после войны в первозданном виде. Когда Глинка в мае 1856 года приехал в Берлин, то его друг и учитель Зигфрид Вильгельм Ден, живший на этой улице, снял для него квартиру рядом с собой. Там Глинка прожил несколько месяцев и почти каждый день наслаждался обществом своего немецкого друга. Они вместе ходили на концерты, в театры, встречались с музыкантами, вместе с друзьями и родными отмечали праздники во дворе дома Дена. По меткому выражению Глинки, Ден «снабжал его музыкальным продовольствием».
В 1833 году состоялось первое знакомство Глинки с немецкой музыкой, немецкими исполнителями, а главное, Зигфридом Вильгельмом Деном. Он взял у него первые уроки.
Зигфрид Вильгельм Ден – выдающийся немецкий теоретик музыки XIX века, директор музыкального отдела королевской библиотеки. Это он заложил основу для ее гигантского и прекрасного музыкального собрания. Ден был выдающимся исследователем средневековой музыки. В своих воспоминаниях Глинка очень тепло пишет о Дене: «Это был лучший мой маэстро».
Михаил Иванович пробыл в Берлине более полугода, но в 1834 году был вынужден вернуться домой, так как скончался его отец. Потом было еще несколько поездок Глинки в Европу, и каждый раз он заезжал в Берлин.
Силами Общества друзей памяти Глинки в прошлом году в клубе «Диалог», расположенном в Русском доме в центре Берлина, в течение месяца была выставка фотографий, посвященная жизни Глинки и его творчеству. Эта выставка, дополненная новыми материалами, может быть развернута в любом месте к дню рождения композитора. По мере сил проводятся и будут проводиться творческие вечера Глинки.
Среди замыслов, символизирующих настоящую русско-немецкую дружбу, – установка памятной доски М.И.Глинке и его немецкому учителю и другу Зигфриду Вильгельму Дену на улице Мариенштрассе на сохранившемся до наших дней доме, где жил Ден. Проект этой доски подготовлен Обществом друзей памяти Глинки, и получено разрешение на ее установку. Осуществление этого проекта важно не только как дань памяти великому русскому композитору, но и в свете начавшегося Года российской культуры в Германии и немецкой культуры в Москве.
Надо отметить, что отношение к музыке Глинки не всегда однозначно. Он, как любой оригинальный автор, как любой классик, был разобран на кусочки, на составные части, которые звучат уже там и тут. И у многих, когда они сейчас слушают музыку Глинки, создается впечатление, что все уже знакомо, что оно встречается на каждом шагу у того или другого автора. Но нельзя допустить, чтобы наша молодежь не знала о музыкальной культуре своей страны, своего народа.
Комментарии