От выпускника школы к успешному студенту, от выпускника вуза к конкурентоспособному специалисту – такой путь сегодня проходит современный школьник, и в этом процессе его все чаще непрерывно сопровождает высшая школа. Какова ее роль в реализации принципа «обучение в течение всей жизни», мы говорим с ректором Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Натальей ТИХОМИРОВОЙ.
– Наталья Владимировна, не секрет, что предпосылки успешного будущего конкурентоспособного специалиста закладываются еще в школе. Какие шаги сегодня необходимо предпринять вузам, чтобы обеспечить непрерывную подготовку востребованных кадров? – Основная задача любого вуза – организовать подготовку кадров в соответствии с той задачей, которую заявило руководство субъекта, и готовить тех специалистов, которые обеспечивают устойчивый рост приоритетных для города экономических секторов. На сегодняшний момент жители многих субъектов России не испытывают проблем с трудоустройством. Но при этом многие регионы ощущают дефицит высококвалифицированных кадров в новых, развивающихся отраслях экономики. В связи с этим вузам необходимо проводить регулярные мониторинги рынка труда, выявлять, какие специалисты востребованы регионом, разрабатывать новые учебные программы и готовить именно такие кадры. Кроме этого, чтобы реализовать принцип непрерывности образования, вузам необходимо обеспечить преемственность содержания учебных программ различных образовательных уровней, а для этого необходимо тесное сотрудничество с детскими садами и со школами. Совместно разработанные программы должны отличать практическая направленность, личностно ориентированный подход, они должны быть направлены на развитие персональных компетенций всех участников образовательного процесса. Только соблюдение этих условий обеспечивает системный подход в повышении компетентности абитуриентов, студентов и выпускников вуза.- Вы упомянули о персональных компетенциях студентов. Каков сегодня тот минимум, которым надо обладать, чтобы успешно трудоустроиться и эффективно работать? – Сегодня наличие определенных компетенций становится все более важным, ведь зачастую работодатели выдвигают требования к выпускникам вузов не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации – о владении теми или иными знаниями, умениями и навыками. Об этом же думает и каждый выпускник. На сегодняшний день некоторые компетенции стали приоритетными. Это в первую очередь глубокое проникновение в профессиональную область, умение не просто один раз и на всю жизнь получить профессиональные знания и навыки, а способность учиться самостоятельно в течение всей жизни. От специалистов сегодня требуются лидерские качества, и не только для управленцев. Один из ключевых сегодняшних трендов – это глубокие IT-компетенции, которые гарантируют, что на рабочем месте специалист способен найти нужную информацию, проанализировать ее и эффективно использовать. Основа основ, как и все вышеперечисленное, – это знание иностранного языка, тем более когда наша страна вошла в ВТО, а мир стал глобальным. Безусловно, все эти компетенции нуждаются в постоянном совершенствовании, и в этом на помощь специалистам также приходят вузы, предлагающие программы повышения квалификации, магистратуры и МВА. – Какие первостепенные задачи предстоит решить образовательному сообществу, чтобы вырастить из вчерашнего школьника молодого ученого, успешного профессионала? – Конечно, нужно формировать систему стимулов к участию школьников и студентов в научно-исследовательской и инновационной деятельности. Причем это могут быть не только денежные поощрения, но и гранты, стажировки за рубежом, возможность с первого курса индивидуально работать с научным руководителем. Чтобы повысить интерес к интеллектуальной и творческой деятельности школьников и студентов, необходимо разрабатывать новые формы работы: организовывать бизнес-инкубаторы, технопарки, лаборатории, в том числе и виртуальные. Крайне остро стоит проблема создания системы социальных лифтов для талантливой молодежи. Возможные пути решения здесь – центры молодежного предпринимательства, привлечение к учебному процессу практиков и работодателей, которые могут открыть для талантливой молодежи карьерные перспективы. Безусловно, обмену опытом, налаживанию интересных контактов способствуют социальные сети, профессиональные сообщества и блоги в Интернете. Мы в МЭСИ, к слову, взяли эту идею на вооружение и сейчас работаем над созданием единого информационного пространства для школьников, их родителей, учителей, студентов и молодых ученых – научно-образовательного портала МЭСИ «Поколение СМАРТ». – Какие еще проекты и программы реализует МЭСИ для талантливой молодежи? – Для системы среднего образования по примеру наших корейских коллег, которые сегодня являются одними из лидеров в электронном обучении, мы работаем над проектом «Кибердом», который сможет в виртуальном пространстве объединить детей, их родителей, тьюторов и киберпедагогов. Электронные технологии позволяют нам проводить привычные мероприятия, такие как олимпиады, на качественно новом уровне. Благодаря тому что показ работ проводится в режиме видеоконференции, а все документы публикуются в электронной среде обучения МЭСИ «Виртуальный кампус», мы можем гарантировать проведение олимпиад в наших филиалах на том же высоком уровне, что и в Москве. Именно использование технологий позволило нам привлечь к участию в олимпиадах большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Кстати, в МЭСИ реализуется целая программа их профессионального самоопределения, разработаны и применяются специальные программы обучения. Все наши программы, пожалуй, и не перечислишь. Но их объединяет одно: для МЭСИ принципиально предоставить равные возможности для детей и талантливой молодежи независимо от территории проживания, социального статуса и возможностей здоровья. К этому мы стремимся и для этого используем самые современные педагогические методики и технологии электронного обучения.
Комментарии