В окружном филологическом турнире школьников «Литературная Россия», организованном окружным методическим центром, окружным советом учителей русского языка и литературы и педагогическим коллективом Центра образования №1485, приняли участие ученики 9-10-х классов из 16 образовательных учреждений ЗАО.
Марина СМИРНОВА,учитель русского языка и литературы школы №1011, член окружного Совета учителей русского языка и литературы
В самом начале участники разделились на 4 команды – «Вишневый сад», «Желтая лампа», «Герои нашего времени», «Веселые рифмы», выбрали капитанов. В первом раунде ребятам предложили ответить на вопросы, связанные с творчеством А.С.Пушкина. Сначала надо было узнать, кому принадлежат высказывания о великом поэте, и тут никто не угадал, что высказывание «Пушкин – наше все…» принадлежит А.Григорьеву, однако в конце турнира ответ на этот вопрос знали все. «Герои нашего времени» узнали авторов известных портретов Пушкина – В.Тропинина и О.Кипренского. Эта же команда, а также «Вишневый сад» и «Веселые рифмы» верно определили, в каких произведениях А.С.Пушкина упоминаются картины с такими сюжетами: история блудного сына; вид из Швейцарии; лубочные картины, представляющие взятие Кистрина и Очакова; выбор невесты. Все команды разгадали сюжеты будущих произведений из записной книжки А.С.Пушкина.
Во втором раунде участников турнира ждал конкурс лингвистов, – по 2 человека от каждой команды. Члены жюри отметили, что школьники хорошо знают значения таких слов, как «пасквиль», «памфлет», «ходатай», «колодник», «супостат», «ключница», «стольник», однако испытали трудности при определении лексического значения и происхождения слов «наперсник», «присяжный», «стряпчий». Хорошо справились с этим заданием ребята из команд «Желтая лампа», «Веселые рифмы», «Вишневый сад». Остальные ребята в это время определяли, кому из писателей принадлежат известные высказывания (например, «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием» или «Быть, а не казаться»). Этот конкурс позволил проверить, как хорошо ребята знакомы с творчеством таких писателей, как И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, В.Г.Короленко, Л.Н.Толстой, А.С.Грибоедов,
А.П.Чехов. Перевоплотившись в образы литературных героев, ребята увлеченно доказывали справедливость одного из высказываний своего персонажа. Практически все великолепно справились с заданием, требовавшим еще и навыков актерского мастерства.
Современные школьники с особым трепетом, любовью отнеслись к выполнению заданий, требовавших не только знания программных произведений литературы XIX-XX веков, но и интересных фактов из жизни писателей и поэтов. Причем интрига состояла в том, чтобы этот факт из биографии прозвучал без указания имени автора – его должна была угадать другая команда.
В 3-м раунде участников команды ждали видеовопросы, позволившие им стать участниками заочной экскурсии: в Мелихово, Спасское-Лутовиново, Константиново. Ребята должны были определить, с творчеством какого писателя или поэта связано это место, рассказать о нем. Этот этап конкурса показал, что дети знают литературные места не только родной Москвы, но и России.
Вопросы, связанные с творчеством А.П.Чехова, 150-летний юбилей которого отмечался особенно широко, предложили художественные коллективы школ №№1953 и 712: юные артисты показали отрывки из спектаклей, поставленных по произведениям классика, а участники команд, внимательно посмотрев представленные отрывки, ответили на поставленные вопросы. Особый интерес вызвало задание, связанное с «футлярной» трилогией
А.П.Чехова – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», в которой Чехов показывает людей, ограждающих себя от мира, живущих мелкими целями. Члены жюри были приятно удивлены тем, что знатоки литературы, понимая позицию чеховских героев, смогли провести параллели с произведениями других писателей и сделать вывод о необходимости жизни для других. Пример с Данко был предсказуем, но когда члены жюри услышали об Агафье Пшеницыной, посвятившей свою жизнь Обломову, Григории Добросклонове, видевшем свое счастье в служении людям, героях-молодогвардейцах, отдавших свои жизни в борьбе за победу над фашистами, то не смогли скрыть радости. В этом раунде были даны аргументированные выразительные ответы, оцененные максимальным количеством баллов.
В ходе турнира активное участие принимали и болельщики. Они определяли значения иностранных слов (авантаж, амбиция, камарден и др.), встречающихся в комедиях А.Н.Островского, узнавали героев произведений русских писателей. Верно отвечая на вопрос, ребята приносили бонусные баллы команде, за которую болели. Самым активным болельщиком оказался Алексей Гришаев, учащийся школы №1119.
Пока члены жюри подводили итоги, все присутствующие в зале смотрели замечательный спектакль по творчеству А.П.Чехова, показанный театральным коллективом Центра образования №1481.
Но не так-то просто оказалось выбрать команду-победителя – между членами жюри разгорелись настоящие дебаты! В итоге победителем была объявлена команда «Вишневый сад», на 2-м месте – «Герои нашего времени», и «Веселые рифмы», 3-е место – у «Желтой лампы». Все члены команд были награждены грамотами, а победители получили еще и памятные подарки.
Ребята предложили такой турнир проводить ежегодно, а взрослые радовались от осознания, что русская литература занимает важное место в сердцах наших школьников, а значит, литературной России жить.
Комментарии