search
main
0

Пока учитель не будет проводником идей, счастливой страны не получится. Рашид ХУНАГОВ, ректор Адыгейского государственного университета, доктор социологических наук, профессор

В 1940 году был создан Майкопский учительский институт, с тех пор прошло 66 лет, былой институт стал сначала одним из самых крупных педагогических высших учебных заведений, а потом превратился в классический университет, признанный как крупный научно-образовательный комплекс. В университете сегодня реализуются такие профессиональные образовательные программы, которые позволяют ему осуществлять процесс непрерывного образования – от довузовского до дополнительного профессионального.

Студенты обучаются в АГУ по 42 специальностям высшего и среднего профессионального образования. Но главной для нас остается подготовка учителей. Несмотря на то, что мы стали классическим университетом, за последние годы я, как ректор, и коллектив, который меня поддерживает, считаем, что одно из приоритетных направлений нашей работы – забота о пополнении педагогических коллективов учебных заведений. Мы стараемся улучшать подготовку учителей: недавно провели совместное заседание ученого совета университета и коллегии Министерства образования и науки РА, посвященное проблемам улучшения подготовки педагогических кадров. В результате было принято постановление, разработан план мероприятий, который мы теперь реализуем. Сегодня все чаще звучат предложения о создании в составе университета педагогического института. Предложения основываются на совершенно справедливом мнении: это своя среда, своя субкультура, свои взаимоотношения, иная, чем в классическом университете, атмосфера. По учительским специальностям предусматривается больший объем часов подготовки по педагогике и методике. Все это у нас было за годы работы накоплено, и нужно использовать все внутренние резервы для того, чтобы максимально расширить методическую и педагогическую подготовку всех, кого мы выпускаем по педагогическим специальностям. Мы стараемся это делать, хотя наши возможности не очень велики. Думаю, что сейчас требует осмысления проблема, которая возникла в связи с преобразованием педагогических вузов в классические университеты. Сначала в эйфории классические университеты сокращали объем педагогических специальностей, сегодня приходится думать, как укрепить этот блок, поскольку система образования остро нуждается в хорошо подготовленных специалистах. Если мы создадим педагогический институт в классическом университете, возможно, Адыгейский педагогический колледж, с которым мы тесно взаимодействуем, не организационно, а содержательно войдет в наше сообщество как ступень подготовки будущих учителей. Мы уже сейчас сотрудничаем с колледжем по основной базовой специальности «Учитель начальных классов», сделали сквозные учебные планы и набираем группы выпускников колледжа, учим их три года и даем диплом о высшем образовании. Я за то, чтобы в условиях нашей республики, где есть своя специфика, не множились учебные заведения, а именно классический университет выполнял свою миссию, используя весь накопленный годами интеллектуальный и духовный опыт. Главное отличие университетского образования – соединение профессиональной подготовки с фундаментальными научными исследованиями. Например, в нашем университете они ведутся по 27 научным направлениям на базе 11 научно-образовательных центров, семи лабораторий и трех музеев. Миссия университетов в том, чтобы стать реальными научными, методическими, культурными, учебными центрами в своих регионах. В законах все это продекларировано, но вот механизмов, которые бы обеспечивали эту роль, содействовали ей, обращали бы внимание общества и государства на эту миссию университетов, к сожалению, пока нет.

Именно классический университет – об этом мы часто говорим на заседаниях ученого совета – несет ответственность за состояние школы. В СМИ звучат упреки, что школа не дает хорошие и качественные знания своим выпускникам. Мы эти упреки принимаем и на свой счет и считаем важной задачей – помощь школе. К сожалению, в Адыгее не всегда удается выполнять целевой набор в вузы, но тут, к сожалению, наблюдается такая тенденция: главы местных администраций не всегда считают своим долгом помогать школе ликвидировать дефицит педагогических кадров в местных школах, не думают о том, чтобы предоставлять молодым педагогам жилье, заинтересовывать в работе, то есть органы местной власти перестали заниматься созданием необходимых условий для выпускников вузов. Как раз на совместном заседании ученого совета АГУ и коллегии Министерства образования и науки РА мы договорились проводить ярмарки вакансий. Это не новая форма, но эффективная, позволяющая изучать планы выпускников и устанавливать контакты с представителями городов и районов, которые приезжают на ярмарку со своими предложениями. Не удается пока сдвинуть с мертвой точки равнодушие власти к этому процессу. Глава администрации населенного пункта, района хотя бы один раз в год должен сам, лично интересоваться тем, как обеспечена педагогическими кадрами каждая школа на его территории. Без этого ничего не изменится, я сам вырос в учительской семье и помню, как раньше власти заботились о педагогах и школах, решали кадровые проблемы.

Будущее России – за учителем, поэтому нужно поднимать его статус. Когда Борис Николаевич Ельцин стал Президентом РФ, когда была принята новая Конституция РФ, я, как и многие другие граждане, стал думать, а с помощью какого механизма, какого сообщества президент смог бы реализовать все свои идеи. Я был убежден, что таким мобильным сообществом могло бы стать и может стать исключительно учительство. Если проводниками идей (социальных, политических, культурных и прочих) не становятся учителя, то ни у кого ничего путного не получится.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте