search
main
0

Пока горит свеча. Преподавание через пропасть – дело бессмысленное

Если спросить, что сегодня стало главной проблемой отечественного образования, то назовут ЕГЭ, социальный статус учителя, платное высшее образование. И где-то в стороне окажутся вопросы: какая нить связывает сегодня учителя и ученика, на каком языке они общаются, что служит предметом их разговора. Неожиданный образ подарила «Учительская газета»: современные взаимоотношения учителя и ученика – это разговор учительницы-свечки с компьютером-учеником об электрической лампочке! Вот она, главная проблема образования, – прерывающийся диалог между двумя поколениями. Эта проблема подвигла меня задать самому себе ряд вопросов и попытаться на них ответить. Так возник свод правил «О чем нужно помнить, работая в школе, воспитывая и обучая детей», это обобщение моего личного опыта и своеобразное обращение к коллегам.

Почему учитель не должен работать за закрытой дверью?

Главное умение педагога – способность открывать двери и убирать препятствия, реальные и мнимые, возникающие между учителем и учеником. Преподавание через пропасть – дело бессмысленное. Школа будущего не будет иметь заборов, а классы – дверей и глухих стен, но дети все равно не разбегутся!

Для кого и для чего ученик учится?

Для себя и для будущего. Дети в школе учатся жить в обществе и для общества, учителя – первые «настоящие» взрослые, проводники в большой мир, а школьные науки лишь фонарики, освещающие путь в него. Учитель, освещай дорогу ребенку, а не себе!

Как сделать так, чтобы дети с радостью входили в класс?

Учителю нельзя быть для школьника царем, судьей и прокурором от своего предмета, а только гостеприимным хозяином небольшой, но интересной и солнечной страны. Больше солнца в кабинете!

Как сделать детей единомышленниками?

Влюбите учеников в свой предмет, и ваши встречи с ними будут собранием единомышленников и сотрудников. Учителю запрещено быть скучным!

Как поощрять и наказывать детей?

Соизмеряйте похвалу и порицание учеников с масштабом их мировоззрения, они другого «роста», чем взрослые. Знайте, что даже малое слово одобрения им кажется событием, а небольшое замечание – непогодой и ледниковым периодом. Не экономь похвалу ребенку, она для него маленькое лето!

Можно ли решить проблему трудных детей на уроке?

С «трудным» классом можно справиться простым способом: стань другом и помощником самого слабого и проблемного ученика в классе, справишься с этой задачей – справишься и с классом. Твои лучшие друзья в классе – это самые трудные дети!

Как погасить конфликт?

При возникновении конфликтной ситуации на уроке из трех вариантов лечения – хирургии, терапии и гомеопатии – выбирайте последний, дети это обязательно оценят. В спорной пограничной ситуации принимайте решение в пользу ученика. Помни: конфликты с детьми всегда небольшого роста!

Почему дети редко благодарят учителей?

Знайте, что ученики не всегда выражают благодарность учителю словесно, иногда награда для учителя прячется в изменившемся настроении школьников, в улыбках и веселых глазах. Цените это так же, как неожиданно произнесенную фразу не самым успешным учеником в классе в конце занятия: «Спасибо за урок!» Гордись бессловесной благодарностью детей!

На чем сегодня базируется авторитет педагога?

Помните, что современных школьников учитель не может уже поразить глубиной своих знаний по предмету, авторитет Интернета выше. Сегодня педагог может удержать детей в своем человеческом поле только одним способом – искренним интересом к личности ребенка и его проблемам. В информационном обществе нет дефицита знаний, есть дефицит любви и понимания!

Что должно для учителя быть аксиомой в работе с детьми?

Каждый педагог знает: дети – это лучшие, идеальные люди, их мечты и иллюзии сильнее реализма взрослых поколений. Берегите «малый народ» – детей, тогда он вырастет в народ большой!

Все перечисленное выше – это мои правила, которые помогают мне найти дорогу к ученикам. Возрождение роли учителя, восстановление связи с учениками возможно, если педагоги примут как должное утверждение: «Нужно меняться вместе со временем!»

Иван ФЕДОРОВ, учитель истории и краеведения школы №4, лауреат конкурса «Педагог года Подмосковья-2008», Дмитров

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте