Понятие «смешанное обучение» появилось около 20 лет назад, тогда же началась первая волна интереса к этой теме в России, но достаточно быстро затухла из-за технических проблем – низкого уровня оснащенности школ компьютерами и другими электронными устройствами, низкого уровня проникновения Интернета и так далее.
Интерес к смешанному обучению активизировался в последние годы в связи с ростом технологических возможностей. Возникло множество вариантов использования информационных технологий в образовании. В школах появились не только компьютеры, но и планшеты, электронные доски, электронные лаборатории. Вырос уровень проникновения Интернета. Интернет появился во всех школах страны (правда, в большинстве школ ширина канала оставляет желать лучшего и не позволяет обеспечить одновременный доступ всех учащихся в Интернет). Однако большинство школ так и не продвинулись от базового применения технологий к новым рубежам. И причина не в технологиях.Напомним определение смешанного обучения: это образовательная технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающая хотя бы частичный самостоятельный контроль учеником своего пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.Эффективные модели смешанного обучения предполагают не только наличие самостоятельной работы ученика в онлайн-среде, что задает определенные требования к среде, но и практико-ориентированной проектной работы, а также различных видов командной работы. И здесь возникает проблема: современные российские дети приходят в школу, воспитанные семьей и массмедиа в логике индивидуализма. Большинство детей не умеют работать в команде, отказываться от личных целей ради успеха команды, договариваться, распределять задачи при выполнении проектов. Однако зачастую обучение работе в команде происходит спонтанно и стихийно. В смешанном обучении перед учителем возникают не только образовательные (предметные), но и воспитательные задачи, причем на разных этапах взросления ребенка эти задачи отличаются. Кроме того, развитие самостоятельности и личной ответственности учащихся за собственные результаты предполагает работу с семьями для переключения с позиции потребителя образовательных услуг на сотрудничество и соучастие в образовательном и воспитательном процессе. В то же время отсутствие широкого пула русскоязычных проектных практико-ориентированных задач и проблем по всем предметам ставит перед учителем необходимость искать и придумывать такие задания для интеграции опыта обучения в онлайн-среде. Несмотря на большое количество образовательных материалов в Интернете и существование более десятка различных русскоязычных онлайн-систем для школьников, сложно выбрать бесплатную систему, удовлетворяющую всем требованиям, предъявляемым к онлайн-системам для смешанного обучения: адаптивность, вариативность образовательных маршрутов, наличие мгновенной обратной связи, геймификации, инструментов целеполагания и самооценивания. За время существования Центра смешанного обучения мы встретили учителей, пришедших к смешанному обучению в результате педагогического поиска новых решений, адекватных современной реальности. Такие учителя работают в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Ростовской области и других регионов, но пока это не массовое явление. Обычно путь к смешанному обучению начинается с применения самой простой в реализации модели – «Перевернутый класс». Учителей, работающих в моделях «Ротация станций» и «Ротация лабораторий», пока очень мало, потому что такая деятельность предполагает существенные систематические изменения учебного процесса и учебной культуры класса. В модели «Ротация станций» класс делится на группы по видам учебной деятельности – беседа с учителем, онлайн-обучение и, например, работа над коллективным мини-проектом. В течение урока группы меняют виды деятельности так, чтобы каждый ученик поработал на каждой станции. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи и подготовленности к уроку учащихся. Самая интересная и многообещающая «Гибкая модель» существует в разных формах и предполагает наличие индивидуальной траектории у каждого учащегося, работу над коллективными и индивидуальными межпредметными проектами, в онлайн-среде и в малых группах с учителями. К этой модели переходят учителя и школы, практикующие проектное обучение. Они включают в учебный процесс работу в онлайн-среде. Кейсы российских учителей, работающих в разных моделях смешанного обучения, можно найти в книге «Шаг школы в смешанное обучение» (скачать по адресу: https://cloud.mail.ru/public/G6h3/zjCN65YzQ).
Наталья АНДРЕЕВА, руководитель Центра смешанного обучения, Москва
Комментарии