Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Поисковое чтение

Учительская газета, №14 от 6 апреля 2010. Читать номер
Автор:

Многие первоклассники приходят в школу с недостаточным словарным багажом. Дети не умеют составлять предложения, выстраивать их в логическую цепочку в тексте, общаются только с помощью междометий. Помочь ребенку овладеть лексикой родного языка призваны словари. Они позволяют показать детям красоту и богатство русского языка. Для повышения орфографической зоркости и развития творческих способностей детей мы вместе с коллегой Лидией Павловной Коноваловой разработали свою методику работы со словарями.

С основными лексическими понятиями наши учащиеся знакомятся в 1-м классе. Слово рассматривается многосторонне: с точки зрения употребления, происхождения, однозначности или многозначности, наличия или отсутствия синонимов, антонимов, омонимов. Такой подход помогает детям понять лексическую систему языка, увидеть ее постоянное изменение. Поэтому важна словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения. Интересные задания повышают мотивацию, поэтому мы многое разработали сами. В первом же классе знакомим малышей с толковым, орфографическим, фразеологическим, словообразовательным, синонимическим, антонимическим словарями. Важно научить детей поисковому, просмотровому чтению, пользоваться справочным аппаратом словаря, прежде всего указателями слов, алфавитными индексами.

Для работы с оглавлением необходимы специальные упражнения. Начинать их лучше во время обучения грамоте. Организовывается эта деятельность при работе со схемами, которые позволяют анализировать звукобуквенный состав слова, усваивать графическую систему русского языка. В таком случае упражнения с оглавлением по работе над поисковым и просмотровым чтением должны носить синтетический систематический характер, помогая решать одновременно круг названных задач. Уже на начальном этапе обучения важно научить детей хорошо понимать, что представляет собой словарная статья, которая позволяет развивать речевое мышление, наблюдательность, накапливать в памяти «правилосообразные морфемные блоки», формировать навыки работы с лингвистическими словарями, самоконтроля, просмотрового, поискового и ознакомительного чтения, развивает интеллект и интерес к языку. Наш опыт показывает, что использование различных словарей на уроках русского языка и литературного чтения позволяет получить хорошие результаты грамотного письма и развитой речи.

Римма ПОЛЯКОВА, учитель начальных классов школы №145, Омск


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту