Общероссийский профсоюз образования самостоятельно, а также в рамках Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы, в течение трех лет активно работал над совершенствованием Трудового кодекса РФ, участвуя в деятельности рабочей группы в Государственной Думе. Принятый в июне 2006 года федеральный закон внес изменения более чем в 300 статей ТК РФ. При этом членские организации Ассоциации подготовили около 40 поправок, две трети которых вошли в состав предложений от профсоюзной стороны РТК и в текст нового Трудового кодекса. К числу принятых предложений профсоюза относится, в частности, установление государственных гарантий и совершенствование порядка регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы.
В статью 129 Трудового кодекса РФ включено понятие «базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы», что может стать более существенной государственной гарантией, чем используемый сейчас минимальный размер оплаты труда.
В своем постановлении от 22 сентября 2007 года №605 Правительство РФ поручило Министерству здравоохранения и социального развития подготовить предложения по установлению базовых ставок (окладов) с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Подготовка нормативных правовых актов, необходимых для формирования систем оплаты труда работников образовательных учреждений, ведется при активном участии профсоюза в рамках рабочих групп, созданных Министерством образования и науки РФ, Рособразованием, Минздравсоцразвития РФ.
Базовые ставки и оклады будут устанавливаться по профессиональным квалификационным группам должностей руководителей, специалистов, служащих и профессий рабочих. Профсоюз настаивал на формировании достаточного количества таких групп, чтобы обеспечить необходимую дифференциацию в оплате труда работников с учетом уровня подготовки, квалификации, ответственности и сложности труда. Профсоюз предложил сформировать четыре группы должностей специалистов и служащих по учреждениям довузовского образования и не менее трех-четырех групп – по учреждениям высшего и послевузовского образования. Для сравнения – Минздравсоцразвития РФ установило принципы формирования четырех профессиональных квалификационных групп должностей руководителей структурных подразделений, специалистов и служащих федеральных бюджетных учреждений.
При активном участии профсоюза подготовлены Методические рекомендации по введению новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденные приказом Минздравсоцразвития. Кроме того, в декабре в результате непростых переговоров РТК приняла Единые рекомендации на 2008 год, которые определяют принципы и подходы к оплате труда, обязательные для применения на всей территории России. Рекомендации предполагают, что объем бюджетных средств на введение новых систем оплаты труда должен формироваться за счет дополнительных ассигнований на эти цели, а не только за счет средств на индексацию зарплаты. Игнорировать эти документы и принципы при формировании и реализации НСОТ в регионах вряд ли удастся.
Вместе с тем разработка новой системы оплаты труда в соответствии с подходами, определенными постановлением Правительства РФ №605, показала необходимость внесения поправок в текст самого постановления. Профсоюз намерен добиваться установления дополнительных гарантий дифференциации оплаты труда по квалификационным уровням внутри профессиональных групп, установления перечней компенсационных и стимулирующих выплат с учетом специфики сферы образования. Кроме того, в Миздравсоцразвитии РФ начаты консультации с профсоюзами по определению принципов установления размеров базовых ставок (базовых окладов). Позиция нашего профсоюза – начальный базовый оклад для группы должностей, занятие которых не требует профессионального образования, должен быть не ниже утвержденного законом МРОТ.
Как ожидается, работа над формированием новых систем оплаты труда работников федеральных учреждений завершится к 1 июня 2008 года. Затем Правительство России определит сроки, порядок и объем финансирования мероприятий по их введению в разных отраслях бюджетной сферы. Не исключено, что для выделения дополнительных ассигнований, достаточных для реального повышения зарплаты в федеральных учреждениях, профсоюзу придется более жестко проявлять свою позицию, вплоть до организации коллективных акций.
Одновременно предстоит немало сделать для того, чтобы были приняты необходимые меры по устранению допущенных нарушений в сфере нормирования и оплаты труда учителей в регионах, реализующих комплексные проекты модернизации образования.
Для укрепления кадрового потенциала отрасли, привлечения молодежи в сферу образования по инициативе территориальных организаций профсоюза в регионах принимаются законы, специальные программы и проекты, направленные на поддержку и адаптацию молодых специалистов. В 34 субъектах РФ на региональном уровне и в 35 – на муниципальном уровне им установлены единовременные пособия на обзаведение хозяйством в размере от одного до шести месячных окладов. В 42 субъектах РФ – повышенные размеры ставок или доплаты.
В Нижегородской области принята и успешно работает целевая программа, в соответствии с которой молодым специалистам бесплатно предоставляются в собственность жилье и автотранспорт. С начала действия программы для них уже построено 40 индивидуальных домов, приобретено 246 жилых помещений и 317 автомобилей.
В Белгородской области молодым семьям и молодым специалистам выделяется единовременная адресная помощь в размере 100 тысяч рублей для строительства либо приобретения индивидуального жилья.
В нескольких регионах органы власти поддерживают молодых работников вузов, выделяя различные стипендии, премии, гранты. Это характерно для Ивановской, Тверской, Белгородской, Ярославской областей, Краснодарского, Хабаровского краев. Размеры стипендий и других форм выплат варьируются от 10 до 100 тысяч рублей.
Количество субъектов РФ, которые целенаправленно решают проблему привлечения молодых специалистов в систему образования, растет. Вместе с тем следует отметить, что эта тенденция пока не носит устойчивого и прогрессивного характера.
Комментарии