search
main
0

Поиск смыслов

Не оскудела земля Русская талантами…

В апреле в школе №1569 «Созвездие» уже в 26‑й раз состоялась очередная ежегодная междисциплинарная конференция проектных и исследовательских работ старшеклас­сников «Время. Поиск. Открытие», в которой традиционно представляют свои работы как ученики из любых округов Москвы, так и из других городов России.

И все-таки эта, казалось бы, традиционная конференция исследовательских работ старшеклассников, на наш взгляд, оказалась весьма необычной и заслуживающей особого внимания. Дело в том, что она состоялась в очень сложный период пандемии, когда старшеклассники учились преимущественно дистанционно, вне привычных способов общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. Да и сама конференция проводилась в дистанционном формате, что, по-видимому, и определило уникальный состав ее участников.

В конференции приняли участие самые заинтересованные, пытливые и неравнодушные старшеклассники, те, для кого важны были не дипломы, награды и бонусы для поступления в вуз, а научная истина, справедливость, поиск своего профессионального и личностного предназначения, смысла жизни.

Это хорошо прослеживается в тех проблемах, которые были подняты старшеклассниками на конференции: «Гуманизация искусственного интеллекта в современной кинофантастике», «Какие мы читатели?», «Перспективы развития графического романа как новой формы художественной литературы эпохи постмодернизма», «Влияние энергетических напитков на организм подростков», «Волонтерство как новый вид социальной активности молодежи» и др.

Важно отметить, что дух и содержание этой конференции, как никогда, соответствовали ее исходному замыслу и философии – создать площадку для обсуждения и представления итогов самостоятельного поиска старшеклассников в целях стимулирования их личностного развития и творческого самоопределения.

Именно для этого в школе №569 «Созвездие» – инновационной площадке РАО реализуется образовательно-развивающая программа обучения «Одаренный ребенок», основанная на применении междисциплинарного подхода и модели творческого развития школьников (научный руководитель – доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО Наталья Борисовна Шумакова).

На каждой ступени обучения программа направлена на решение определенного круга задач. Ребята постепенно знакомятся с основными этапами самостоятельной исследовательской деятельности, учатся вести наблюдения, проводить опыты, ставить эксперименты, использовать различные методы для проверки своих гипотез. Они вовлекаются в решение проблем разного характера и уровня сложности, учатся формулировать проблемные вопросы, рассматривать их в разных плоскостях и с разных точек зрения, искать ответы, используя различные источники информации.

В итоге к старшему школьному возрасту программа помогает школьникам выйти на уровень проведения самостоятельной исследовательской работы, и своеобразной вершиной такого обучения становится ежегодная конференция.

Конференции всегда посвящены широким междисциплинарным проблемам (например, «Время. Поиск. Открытие»), которые изучаются в 10‑11‑х классах. Широкий и междисциплинарный характер темы служит катализатором для постановки проблем в разных плоскостях, их нестандартного видения учащимися. К тому же проблематика, которую позволяет открыть тема, соответствует устремлениям юношеского ума, так как учащиеся этого возраста интересуются вопросами системы и устройства мира, для них характерен напряженный поиск смысла жизни, нравственного и профессионального самоопределения.

Это позволяет каждому старшекласснику выбрать действительно интересующую его проблему и почувствовать себя не только в роли ученика, но и ученого-исследователя, который может сам поставить интересную проблему, предложить различные пути ее решения и обосновать правомерность своей точки зрения в дискуссии со сверстниками и учеными-экспертами, специалистами в данной области.

Подготовка учащихся к конференции и научно-исследовательской работе – это необходимая и очень важная часть учебного процесса на завершающей ступени обучения в школе. При этом школа открыта для всех старшеклассников, желающих присоединиться к исследовательскому поиску, творчеству и обсуждению проблем, волнующих их сверстников. Потому и этот необычный год вновь собрал старшеклассников из Южного, Юго-Восточного и Центрального округов, школ Ижевска и других городов.

Думаю, что эта конференция была важна не только старшеклассникам, но и нам, взрослым, для которых она стала тем увеличительным стек­лом, которое помогает увидеть подлинные возможности, потребности, стремления и проблемы подрастающего поколения, которые важно решать в самом ближайшем будущем.

Лада ЖУРАВЛЕВА, учитель школы №1569 «Созвездие»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте