Качественное образование каждого ребенка независимо от его стартовых возможностей – с этой целью в 2015 году распоряжением Департамента образования города Москвы был создан Городской психолого-педагогический центр. Центр объединил лучшие психолого-педагогические практики и прогрессивные методики, чтобы оказывать квалифицированную помощь ребенку и его семье, образовательным организациям города.
Стремясь стать надежным ресурсом московской системы образования, центр работает над тем, чтобы в полной мере раскрыть потенциал возможностей каждого маленького жителя столицы, независимо от того, какие сложности он испытывает в социализации, адаптации или в обучении.Сотрудники центра – психологи, логопеды, дефектологи и педагоги дополнительного образования – ежедневным трудом создают условия для развития личности ребенка, ее самосовершенствования и самореализации. В настоящее время специалисты центра тесно сотрудничают практически со всеми образовательными организациями столицы. Прежде всего это помощь в организации профилактической работы с подростками, в развитии школьных служб примирения, помощь в организации инклюзивного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Особой популярностью среди специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций пользуется Клуб специалистов. Сюда приходят и молодежь в поисках ответов на профессиональные вопросы, и опытные коллеги, чтобы держать руку на пульсе современных тенденций развития системы образования, обменяться опытом, окунуться в среду единомышленников. Участие в работе клуба – это выявление и предупреждение трудностей в работе специалистов школ, их знакомство с новыми технологиями работы, поиск оптимальных способов решения наиболее сложных задач в области психолого-педагогического сопровождения, встречи с мэтрами отечественной дефектологии и психологии.Семинары, мастер-классы, конференции, курсы повышения квалификации – это далеко не все формы работы с педагогами образовательных организаций, где специалисты центра имеют возможность осветить важные профессиональные темы. На веб-советы, проводимые в режиме интернет-конференции, собираются слушатели не только из образовательных организаций столицы, но и из стран ближнего (Казахстан, Украина, Белоруссия, Молдова) и дальнего (Израиль, Польша) зарубежья, многих федеральных округов нашей Родины – от Северо-Западного, Центрального до Сибирского, Уральского, Дальневосточного. И на каждом заседании: вопросы, обсуждения животрепещущих тем, обмен мнениями, технологиями…Во всех округах столицы созданы и работают 37 территориальных отделений центра, обеспечивая доступность помощи для каждого ребенка, который в этой помощи нуждается, для каждой московской семьи. Ежегодно получают коррекционно-развивающую помощь учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов более 35 тысяч юных москвичей.Неизменным интересом посетителей пользуются программы дополнительного образования. Изобразительная и театрализованная деятельность, музыка, хореография, адаптивная физическая культура позволяют не только творчески развивать ребят, но и корректировать их эмоциональную сферу и повышать двигательную активность, содействуют успешности школьного обучения. Критерий качественной работы центра – это маленькие победы детей над своими трудностями, благодарные отзывы родителей и желание наших специалистов решать порой непростые задачи, добиваться успеха и достигать новых профессиональных высот. Мы понимаем, как важно поддерживать, просвещать семью и быть с ней партнерами в процессе преодоления трудностей обучения, развития и воспитания детей, поэтому специалисты нашего центра сопровождают родителей, проводят для них обучающие консультации, мастер-классы, семинары и круглые столы.Перевести работу центра на новый уровень позволило создание лабораторий. Экология успешности, сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, служба ранней помощи, проблемы социализации в подростковом возрасте, IT-сопровождение специалистов школ – у каждой лаборатории свой профиль, свои функции и задачи. Но все они разрабатывают инновационные технологии, коренным отличием которых от традиционных является качественное изменение образовательного и коррекционного процесса. Все они вместе и каждая по отдельности нацелены на повышение эффективности работы центра с учреждениями образования и семьями, решая широкий круг задач по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, с проблемами в развитии или социализации. Кроме того, лаборатории открывают новые возможности для решения психологических проблем подрастающего поколения, назревших в современном мире. На протяжении нескольких лет центр реализует ряд жизненно важных проектов, которые входят в практику школ. Проект «Золотой ключик» представляет собой образовательный модуль для детей с нарушением саморегуляции – синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – Мы достигаем 70 процентов успешности, – отмечает методист Городского психолого-педагогического центра кандидат медицинских наук Юрий Белехов. – Дети становятся самостоятельнее и дома, и в быту, и в игре, и в учебе. Лучше учатся. Очень трудно удержать внимание даже обычного ученика, а тем более ребенка, который продуктивно работает не более 8 минут. Нужно создание нестандартной ситуации, напоминающей конкурс. Это прием, позволяющий удержать внимание детей 40 минут. Здесь возникает ситуация вдохновения, чего мы и добиваемся.В проект «Игры всерьез» включились логопеды, психологи и нейропсихологи центра. Эти социально-психологические игры для детей и взрослых направлены на развитие памяти, внимания, скорости мышления, других высших психических функций, а также социального интеллекта.- Что такое социальный интеллект? – задает вопрос методист Городского психолого-педагогического центра Светлана Сенатская. – Это то, как мы чувствуем себя, друг друга, как мы можем передать свои чувства или узнать чувства другого человека, как можем общаться, помогать друг другу или просить о помощи. Сейчас, когда трендом является использование игры в любых процессах, проект «Игры всерьез» приобретает все большую популярность.Один из наиболее любимых и ребятами, и их родителями – метод реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак лежит в основе проекта «Канистерапия». Он основан на организации игрового взаимодействия ребенка с животным. Таким видом психологической помощи в центре охвачены более 300 ребят с различными нарушениями: расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна, психологическими травмами, нарушениями опорно-двигательного аппарата. В числе его преимуществ игровая форма и эмоциональность занятий, широта применения. – Пришел на занятие ребенок-аутист, – рассказывает руководитель проекта «Канистерапия», педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Юлия Флорова. – Он вообще не хочет ни с кем общаться. Он в себе. У него свой мир. Наш мир для него страшен и пугающ. А мы предлагаем ему собаку. Такой яркий привлекательный стимул. У него нет навыков взаимодействия с собакой. Мы включаем его в это взаимодействие. И когда возникает сотрудничество, уже строим игровой, учебный процесс.Поиск, освоение и внедрение наиболее эффективных технологий во всех территориальных отделениях, развитие профессионального потенциала специалистов – это те слагаемые, которые необходимы, чтобы оказать помощь каждой московской семье и ребенку, нуждающемуся в ней. Только во взаимодействии с образовательными организациями достигаем результатов: развитие, преодоление трудностей, расширение возможностей детей и раскрытие их потенциала.Подводя итоги учебного года, можно говорить о достижениях и об общественном признании: по итогам Московского международного салона образования-2017 центр награжден медалью за вклад в развитие образования. Но весь наш дружный коллектив понимает, что наша работа – это путь. Путь, по которому мы идем вместе с сотнями школ системы образования столицы, непростой, но интересный, наполняющий нашу жизнь смыслом. Любовь ОЛТАРЖЕВСКАЯ, директор Городского психолого-педагогического центра
Комментарии