search
main
0

Поиграем в президента? В Ульяновской области конкурс прошел «по мотивам» модели всероссийского финала

В конце марта в Ульяновске по традиции собрались две «команды»: 25 учителей начальных классов, английского языка, биологии, химии, физкультуры, математики, других предметов и члены жюри – методисты и заведующие кафедрами областного института повышения квалификации, педагоги педагогических университетов и колледжей, победители прошлых лет. «Все ли готово?» – спросили себя в очередной раз сотрудники Главного управления образования администрации Ульяновской области, организаторы состязания. И дали старт очередному конкурсу «Учитель года Ульяновской области».

Подготовка к региональному этапу действительно прошла серьезная. Во-первых, будущие конкурсанты посетили специальные курсы на базе ИПК Ульяновской области, где их учили современной методологии и технологии описания педагогического опыта, мыследеятельностной технике общения, технике самопрезентации, а также тому, как проводить самоанализ своего занятия. Рассказали о требованиях к проектированию и анализу открытого урока, психологических основах организации конкурсного урока. Отдельные занятия были посвящены развитию уверенности в себе, использованию образовательных ресурсов интернет.

Во-вторых, у «пеликанов-2004» была уникальная возможность перенять опыт конкурсантов прошлых лет. Ульяновский клуб «Учитель года», существующий уже год, устроил для коллег три выездных заседания в Ишеевской средней школе с демонстрацией мастер-классов.

Сам конкурс состоял из двух туров. Первый – заочный, второй – очный.

Заочный тур позволил членам жюри и организаторам познакомиться с участниками конкурса, выявить творческий потенциал педагогов. Как и на всероссийском финале, в папке конкурсантов лежали эссе на тему «Моя педагогическая философия», статья для научно-методического журнала, модульное описание педагогического опыта (теоретическая интерпретация опыта; обобщенное описание (модель) системы работы; цели педагогического процесса; принципы педагогической деятельности; методы и приемы педагогической деятельности; средства, разработанные автором опыта; формы педагогической деятельности), сочинение на тему «Школа и общество», а также видеоматериалы – презентационный видеоролик, запись учебного занятия.

На этом этапе наиболее ярко себя проявила учитель истории и экономики Новолавинской средней школы Новоспасского района Ульяновской области Галина АНДРЕЕВА. В финале конкурса она была награждена особым призом (библиотечкой по экономике) за самое полное, теоретически грамотное описание педагогического опыта.

Во второй тур, согласно показателям рейтинга, вышли 13 человек. На первом этапе очного тура участники проводили учебное занятие по своему предмету и давали его самоанализ.

Проблемный этап второго тура проходил в лицее физики, математики, информатики при Ульяновском государственном университете №40. Педагогам предложили поиграть в ролевую игру. Участники перевоплотились в людей, которых так или иначе касаются проблемы образования: президент России, министр образования и науки, ученый-педагог, представитель правозащитной организации, председатель попечительского совета школы, учитель, родитель, составитель педагогического словаря, заведующий роно, начальник управления образования области, руководитель благотворительного фонда. И завели разговор о роли оценки, модернизации, введении ЕГЭ и других актуальных проблемах. А жюри внимательно к разговору прислушивалось, оценивая, кто и какие варианты решения этих проблем предлагал. Во второй части игры конкурсанты должны были прокомментировать высказывания философов о воспитании.

Почти без передышки учителя перешли к следующим испытаниям: защите системы работы и учебному занятию по предложенной теме. Темы давались за 30 минут до урока.

Третий этап второго тура включал пресс-конференцию и мастер-классы в форме уроков-импровизаций. Темами мастер-классов стали изречения великих:

1. «Способность видеть в обыкновенном чудесное – неизменный признак мудрости» (Ральф Эмерсон).

2. «В любой области создавать – значит гореть, копировать – медленно тлеть» (Оноре де Бальзак).

3. «Повторяться каждый раз по-другому – не это ли есть искусство?» (С. Ежи Лец).

Жюри внимательно следило не только за тем, насколько занятие конкурсанта соответствует теме, но и умеет ли он представлять систему работы и развивать ведущие качества личности учеников. Высоко ценились оригинальность методики и индивидуальный подход к каждому участнику мастер-класса.

Кульминацией конкурса стала церемония награждения. В президиуме – областное начальство. Заместитель главы администрации Ульяновской области Мария БОЛЬШАКОВА, начальник главного управления образования администрации Ульяновской области Владимир МИРОНОВ, проректор по довузовской подготовке Ульяновского государственного университета Александр ЖАРКОВ, председатель областного обкома профсоюза работников образования и науки Татьяна КАПУСТИНА. В зале – друзья, коллеги, родные.

А на сцене волнуется тройка финалистов. Кому достанется победа? Звание «Учитель года Ульяновской области-2004» и автомобиль получает Анна МИЛЕНЬКАЯ, учительница истории и обществознания гимназии №79 Ульяновска. На своем проблемном уроке-дискуссии она спросила детей: всегда ли революция заканчивается насилием? Чтобы подтолкнуть ребят к размышлениям, Анна Викторовна использовала прием аналогии: XVI век – казнь английского короля; XVIII век – казнь французского короля; XX век – казнь русского императора Николая II. Школьники написали мини-рассуждение и пришли к выводу: революция, даже если она оправданна, всегда безнравственна.

Второе место и компьютер завоевала Татьяна ЧЕРТУШКИНА, учитель английского языка средней школы №51 Ульяновска. Урок Татьяны Викторовны назывался «Путешествие в страну специй». Перевоплотившись в фею, учительница вместе с детьми… делала пиццу. Конечно, со всякими вкусными приправами.

Третье место, а также видеодвойка достались Маргарите АРХИПОВОЙ, учителю экологии Новоуренской средней школы Ульяновской области. Ученики Маргариты Константиновны исследовали влияние шума на здоровье человека. Урок состоял из двух частей. В первой – дети слушали рок, поп, классику, музыку-релаксацию и описывали свое состояние по специальной шкале, затем пришли к выводу, что музыка-релаксация положительно влияет на здоровье. Во второй части ученики разделились на четыре подгруппы: архитекторы, школьники, администрация города, мэр. Каждая группа предлагала свой проект программы защиты здоровья. Архитекторы выступали за шумоизоляцию зданий, школьники настаивали на замене школьных звонков спокойной музыкой.

На этом водопад призов не закончился. Финалисты были награждены музыкальными центрами, остальные конкурсанты получили электрические чайники и микроволновые печи. А детские творческие коллективы Ульяновской области подарили учителям свое искусство: весь вечер пели и танцевали только для любимых педагогов!

Анна СЕЛИХОВА, внештатный корреспондент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте