search
main
0

Похвали меня, пожалуйста. Беседы странного старого учителя

Принимая на работу учителя, директора школ нередко спрашивают его: «Любите ли вы детей?» О какой любви спрашивают нас? Можно ли ее сравнить с материнской – жертвенной любовью? Мне всегда представляются картинки гуляющих с детьми молодых мам.

Картинка первая. Мамы с жаром о чем-то беседуют друг с другом, пересказывая последние новости, нередко курят, а дети в колясках, если не спят, то рассматривают окружающее. Только крик ребенка может заставить мам отвлечься от беседы. Казалось бы, прогулка – какое благодатное время для общения с сыном или дочкой! Мама не занята ни работой, ни стиркой, ни готовкой, ни уборкой. Можно спокойно, разглядывая окружающее, занять своего малыша, а не подруг.

Картинка вторая. Мамы в песочнице. Малыш подрос и уже несет свои игрушки. Вот он все высыпал – ведерко, лопатку, формочки. Копает, лепит – играет. И тут приходит другой малыш со своей мамой. И тоже выкладывает свои игрушки. Мамы сидят у разных углов песочницы или рядом на лавочке. Пока дети играют порознь – все в порядке. Но вдруг чу! У второго малыша есть машинка. И первый тянется к ней и хватает ее. Крик! Мамы недовольно смотрят на детей. Первая кричит: «Отпусти, не твое! Отдай машинку!» Вторая: «Успокойся! Он сейчас отпустит! Не плачь!» Сегодня очень редкая мама скажет: «Дай ему поиграть! Он посмотрит, поиграет и отдаст тебе!» Или «Поменяйтесь! Пусть он поиграет в твою машинку, а ты полепи из его формочки!» А уж от бабушек нередко слышишь еще более страшное: «Что ты пристал к мальчику! Купи себе машинку и играй! Развелись – на вас не напасешься!»

К чему это я? Да все к тому же – о любви друг к другу! Ведь именно эти дети придут к нам. Они ждут от нас этой любви: «Ты – для меня» и не иначе. Готовы ли мы к такой однобокой любви? Может быть, правы те учителя, которые готовят себя не только к труду, но и к обороне? Смотрите, как интересно! Тот, другой мальчик, без машинки, он тоже приучается мамой не вступать в общение! Он тоже наш ученик. Занимайся собой и не обращай внимания ни на кого.

Картинка третья, еще более повседневная. Мама ведет сына или дочь из сада домой, нагруженная сумками. Ребенок оглядывается по сторонам. Ему все любопытно: машины, люди, животные. Он тянет маму туда, где интересно ему. Но та, целеустремленная, дергает его за руку, не обращая внимания на его слова, не слыша его: «Да иди же ты, олух, быстрее! Я и так устала за день!» И он, маленький, привыкает к невниманию, отгораживается от нас, взрослых. Зато дома спасительные для всех (и мам, и детей) телевизор и компьютер.

Вот эти дети, оторванные от жизни, приходят в класс, к нам. Все они нуждаются в нашей любви – жалости. Заласканные домашние дети, может быть, даже в большей степени, чем детсадовские – общественные. И мы не в меньшей степени нуждаемся в тех и других. Нынешние школы склонны разделять детей: на одаренных, просто способных, средних и слабых с первого класса. Странно это. Ведь определение кого куда направить зависит только от одной встречи с учителем при поступлении в школу. И этот единый миг определяет всю школьную жизнь. В дальнейшем из способных в средние и слабые возможен переход. А обратный, даже при случайном попадании ребенка в класс коррекции, НИКОГДА, так как строй занятий в таких классах не нацелен на развитие ребенка, а лишь на некоторое минимальное продвижение в материале. Поймите меня правильно, я не против специальных классов. Но не с первого дня! Пусть пройдет какое-то время, когда можно разглядеть каждого человека, понять, к чему он склонен. Мы считаем, что в состоянии сами все решить за маленького ученика. А может быть, лучше подождать, когда и он примет участие в решении своей судьбы?

Вернемся в класс! Здесь собрались разные дети, но каждый из них требует от нас участия в его жизни. Мы теперь соучастники одной судьбы. Наша любовь – сочувствие разливается на всех и не становится меньше. Но какая же любовь без взаимности? Мы должны детей очаровать, показать красоту познания. Наше трепетное отношение к их удачам и сочувственное – к их пока неумениям вызовет и в них ответное чувство благодарности. Главное: в этом процессе рождается чувство взаимного понимания.

В классе много учеников. Рядом с любовью тихо крадутся ревность и зависть. Почти каждый родитель слышит дома: «А Мария Ивановна к Саше подошла, а ко мне – нет!» «Я лучше Катьки читал стих, а она ее похвалила, а меня – нет!» и все в таком духе. Как с этим быть?

Вновь, как мы ни кружимся, возвращаемся к тому же месту – содружественности людей в классе. Классные дела нужно строить так, чтобы они были интересны для всех. Кроме того, нам придется взращивать тех, кто умеет помочь другому заботливо и внимательно. Надо учить не стесняться просить помощи. Не предполагайте, что помощниками всегда будут одни и те же. У нас много занятий. Одни умелы в этом занятии, другие – в том. Такие доброжелательные отношения учат пониманию. Сегодня я помог, завтра мне помогли. Если я помог и у человека случилась удача, то и я радуюсь ей как соучастник. В содружественности нет места зависти. Радость друга и моя радость.

Учитесь понимать своих учеников. И они в ответ будут более понятливы в вашем предмете. Сочувствуйте им. И они будут внимательны к вам.

Лидия ФИЛЯКИНА

__________

См. «УГ» №№36, 50, 2003г., 20, 2004г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте