search
main
0

Похвала обязательна. Индивидуальная работа при обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Тема урока русского языка «Гласные после шипящих. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Возраст: 4‑й класс, 11 лет.Особенности обучающегосяСамостоятельно не ходит, не сидит, не пишет, может удерживать карточку в руке, речь развита.Продолжительность урокаОт 30 до 60 минут. Уменьшение времени на урок в случае плохого самочувствия или быстрой утомляемости возможно за счет уменьшения количества тренировочного материала. Увеличение продолжительности до 60 минут становится возможным за счет частой смены видов деятельности.Цель урока: совершенствование навыка правописания гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.Задачи:- продолжать учить применять изученное правило;- совершенствовать умение читать рукописный и печатный текст;- продолжать работу по расширению словарного запаса и умению объединять слова в семантические группы;- помогать осознавать значимость своей деятельности;- развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;- учить планировать свои действия.Оборудование:- предметная наглядность (пакетик чая, чашка, чайник, часы);- предметные картинки (стрижи, щуки, ерши, чайки);- разрезная азбука с письменными и печатными буквами;- магнитная маркерная доска, магниты, маркеры;- карточки со словами, написанными рукой (ежи, камыши, пушинки, мыши, пиши);- планшет с любым текстовым редактором;- учебник.ЛитератураАксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2‑го класса Р.Н.Бунеева и др.Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Учебник для специальных коррекционных) школ V вида. 2 класс.Серия «Занимательные карточки». Игра развивающая и обучающая. Автор д. п. н. А.А.Штец.Ход урока1. Организационное начало урокаУчитель просит назвать предметы, необходимые на уроке русского языка (учебник, маркерная доска, маркеры, азбука букв).Ребенок проверяет взглядом, все ли выложил учитель.2. Проверка домашнего заданияУчитель: На прошлом уроке тебе было задано выучить стихотворение на изученные правила из учебника.С и пишу я жи и ши:Лыжи, мыши, малыши.С а пишу я ча и ща:Роща, дача и свеча.С у пишу я чу и щу:Щука, плачу и ищу.Слоги эти заучу!Ребенок рассказывает стихотворение, при необходимости оказывается помощь. Обязательна похвала!3. Объявление темы урока4. Игра «Настройка»Учитель читает стихотворение:Слушай,Слышишь:Че-ша-ща?Это буквы«Ч», «Ш», «Щ» -Что-то чистят сообща:Че-ша-ща,Че-ша-ща.(А.Шибаев)Ребенок слушает, договаривает повторяющиеся строчки.Можно повторить шипящие согласные, выложить перед обучающимся карточки с буквами, желательно заглавные прописные.Учитель: Давай и мы настроимся на эти шипящие буквы и немного с ними пошипим.Ши-жи-шиЩа-щу-чаЩа-чу-щуШиш-жишЖин-шинЧар-чурЩур-щарРебенок повторяет за учителем слоги.5. Упражнение «Собери слово из букв (звуков)»Ребенок называет слова, которые получились: жир, шип, чуб, щуп, чай.Необходимо быть готовым к тому, что значение слов чуб, щуп ребенку будет незнакомо и потребуется объяснение.Учитель: Какая трудность тебя подстерегает при написании этих слов?Ребенок: Жи и ши буду писать с и, чу и щу буду писать с у, ча буду писать с а.6. Упражнение «Собери слово из слогов»Усложняем вариант, собираем слова из слогов:чаш и качай и никча и сы.Обучающийся называет слова: чашка, чайник, часы.На каждое слово на стол выставляется названный предмет.Учитель: Что объединяет эти слова?Ребенок: Слог ча.Учитель: Какая трудность тебя подстерегает при написании этих слов?Ребенок: Ча буду писать с а.Учитель: А что в этом ряду лишнее?Ребенок: Часы.Учитель: Пришли гости в дом. Что мы обычно предлагаем? Посмотри на предметы, которые тебе в этом помогут.Ребенок: Мы предлагаем гостям чай.Учитель читает по памяти:Чайник в комнате запел:«Я готов! Я закипел!Пей горячий чай,Чайник выключай!»(А.Барто)Ребенок слушает. Может вступать в беседу о правилах безопасного поведения.7. Игра «Робот»Учитель: Пришли гости, чайник закипел, и что же мы теперь будем делать? Помоги мне, скажи, как я буду это делать!Ребенок: Вскипяти чайник. Положи в чашку пакетик с заваркой. Залей кипятком.8. Упражнение в чтении слов, записанных письменными буквамиУчитель: Сейчас мы пойдем на ковер, ты вытащишь из мешочка слова, которые мы прочитаем. А потом с этими словами поиграем.Ребенок ползет к мешку с карточками, вытаскивает и читает слова: ежи, камыши, пушинка, мыши, пиши.Учитель: А теперь перевернись на спину, ляг удобно на подушки и приготовься со мной играть.9. Работа по учебнику. Игра «Доскажи словечко»Возле поля, мимо ржи,Шли колючие е… (ежи).В поле травы хороши,А в озерах ка… (камыши).С неба падают снежинки,Словно белые пу… (пушинки).Не шумите. Тише, тише!В темной норке дремлют мы… (мыши).Когда пишешь – не спеши,Буквы правильно пи… (пиши).Учитель набирает буквы из разрезной азбуки к слову.10. Работа по переводу письменного текста в печатныйУчитель: Ты отдохнул(а), теперь садимся и будем списывать слова.Ребенок ждет, когда планшет его поприветствует.Учитель: Прочитай слово, которое перед тобой лежит, поставь в слове ударение, раздели слово на слоги (проделывается с каждым словом).Ребенок внимательно слушает задание.Слова: щуки, стрижи, чайки, ерши.Ребенок: Щуки, щУки, щу-ки.Учитель: Набираем слово. Какой слог первый? (ЩУ.) Какие буквы будем нажимать? (Щ и У.) Назови второй слог (КИ.) Какие буквы будем нажимать? (К и И.)11. Игра «Назови одним словом»Учитель: Перед тобой картинки. Как мы их можем разделить?Ребенок: Щуки и ерши – это рыбы, а чайки и стрижи – это птицы.12. Работа с текстом по учебникуУчитель: Прослушай предложения. Помоги мне их расположить так, чтобы получилось стихотворение о щуке. В этом тебе помогут вопросы.Наварила щука щей.Червячка с крючка сняла.Пригласила трех ершей.Щука в озере жила.Говорили все ерши:- Щи у щуки хороши!(В.Левин)Вопросы: Где жила щука? Кого она поймала? Что щука сварила? Кого пригласила? Как хвалили ерши щуку?Можно сделать карточки с предложениями для читающих детей.13. Измени слова по образцуУчитель: Щуки и ерши что делают?Ребенок: Плавают.Повторить слова-действия.Учитель: Измени слово «плыть». Я что делаю?Ребенок: Я плыву.Учитель: Измени слово-действие «летать».Ребенок: Я лечу.Слова: искать, вертеть, хотеть, угощать, навещать.14. Вставь пропущенные буквы. Прочитай предложенияНа дач…ш…рокиерощ…дач…Ребенок вставляет буквы, читает по слогам.При написании используются специальное приспособление и прием «рука в руке».Учитель: Перебираемся на ковер. Пока я готовлю текст, устраивайся, как тебе будет удобно.Учитель выкладывает текст. Каждое предложение напечатано с новой строки.Ребенок читает текст:Я еду на дачу.Вижу широкие поля.А вот роща.За ней наша дача.Помощь педагога в удержании взглядом строки.Учитель: Что такое предложение?Ребенок: Предложение – это законченная мысль.Учитель: Как мы обозначаем начало и конец предложения?Ребенок: Предложение пишется с заглавной буквы, а в конце мы ставим точку.15. Подведение итога урокаУчитель: Ты сегодня молодец. А на какое правило были все наши слова?Ребенок: Жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у.Учитель: Я знаю, что ты любишь, когда я тебе оставляю карточки. Оставить? (Ответ ребенка.) Будешь собирать картинку? Это будет твоим домашним заданием: прочитать сочетания слов и предложения и сказать, какое изученное правило встретилось.​Татьяна ЛИТВИНЕНКО, учитель надомного обучения школы №565 Санкт-Петербурга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте