search
main
0

Походы и экспедиции – эффективное воспитание

Трудно переоценить значение туризма и краеведения в летней образовательной кампании школьников. Путешествия и походы не только наполнены особым эмоциональным содержанием, но также затрагивают нравственные, физические и интеллектуальные стороны развития ребенка, способствуют развитию познавательной активности каждого их участника.

В ​начале прошлого века умение жить в природе, добыть и приготовить себе пищу было реальным условием выживания. Сегодня же, несмотря на то что приготовление пищи на костре и ночлеги в полевых условиях в палатке имеют менее практическое значение, туризм по-прежнему остается мощнейшим инструментом воспитания. Туризм особенно важен для детей, проживающих в таком крупном мегаполисе, как Москва, ограниченных в движении, в количестве физических нагрузок, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, телевидение, компьютерные игры. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что в любви человека к родным ему местам проявляется «глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы». Он писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается его молодое сердце, для того чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Ежегодно в Москве проходят около 400 выездных мероприятий в рамках каникулярных кампаний. Школьники выезжают в туристские походы, профильные лагеря, экспедиции, летние специализированные школы, принимают участие в учебно-тренировочных сборах. В рамках летней каникулярной кампании Департамента образования 2015 года зарегистрированы 452 выездных мероприятия образовательных организаций Москвы. Они охватывают более 18,5 тысячи учащихся образовательных организаций столицы, из них городской координатор и ведущий центр туристско-краеведческой работы – Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма – летом проводит 34 туристско-краеведческих похода и пять естественно-научных экспедиций. Ежегодно количество участников летней кампании увеличивается. В 2014-2015 учебном году в туристскую работу активно включились все межрайонные советы директоров, все административные округа Москвы. С 1 июня по настоящее время образовательные организации подали более 150 заявок на походы в летний период, из них 138 были заявлены в рамках спортивных соревнований – Первенства по туризму Москвы. Это означает, что около 2500 обучающихся летом смогли покинуть привычное окружение и, оставив дома все блага комфортной цивилизованной жизни, отправиться в путешествие, полное познаний и открытий. Деятельность образовательных организаций не ограничивается летним периодом. Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма в течение всего учебного года проводит 65 мероприятий по проекту образовательного туризма. Формы выездной деятельности учреждения в каникулы крайне разнообразны. Это и эколого-биологические экспедиции, ставшие продолжением программ естественно-научной направленности, и туристско-краеведческие походы различных видов туризма (водные, пешеходные, горные), и учебно-тренировочные сборы, направленные на подготовку к всероссийским туристско-краеведческим мероприятиям. Вне всяких сомнений, наиболее популярными видами туризма в центре стали пешеходный и водный туризм. Введение в программу Первенства по туризму в 2015 году вида «Поисково-исследовательский туризм» сразу же подтвердило его востребованность и актуальность. В рамках этого направления учащиеся Москвы принимают участие в выездных маршрутах по местам боевой славы в Московской и Смоленской областях. Мероприятия посвящены 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Среди походов центра высока доля категорийных маршрутов. Есть маршруты, предполагающие комбинированные способы передвижения, когда пешеходный участок пути гармонично продолжается сплавом по реке на катамаранах. Подобное сочетание видов туризма в рамках одного мероприятия делает путешествие еще более интересным и запоминающимся.География выездных маршрутов широка. Учащиеся центра получают возможность принять участие в путешествиях, проходящих по самым разным регионам нашей страны: Мурманская, Ленинградская, Ярославская, Тверская, Смоленская области, Республика Карелия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Бурятия, Краснодарский край – вот лишь малая часть районов путешествий. И если группы учащихся, отправляющиеся в категорийные походы, выбирают более отдаленные и автономные районы страны, то для экологических экспедиций и степенных походов наибольшей популярностью пользуются маршруты по Центральной России. Как известно, чем сложнее маршрут, тем выше требования, предъявляемые к туристской группе, к опыту и квалификации ее участников. А если речь идет о детской группе, то особенно пристальное внимание уделяют опыту и квалификации руководителя. Все походы МДЮЦ ЭКТ проводят под руководством опытнейших педагогов, прошедших специальную подготовку и имеющих квалификацию инструктора детско-юношеского туризма, а учебно-исследовательские естественно-научные экспедиции проводят ученые, профессионально занимающиеся экологией, биологией и другими областями знания.Уже сейчас можно подвести некоторые итоги  лета и рассказать о нескольких интереснейших экспедициях, которые были проведены МДЮЦ ЭКТ. 11 июля 2015 г. завершилась ставшая уникальным опытом этого полевого сезона палеонтологическая экспедиция в Жигулевский заповедник. Эта экспедиция дала научные открытия. Участниками экспедиции были обучающиеся учебных объединений «Палеонтология», они посетили местные достопримечательности: гора Стрелецкая, гора Верблюд, утес Бурлак, карьер «Богатырь», известковые штольни. Во время палеонтологических исследований берега Волги были обнаружены зубы ископаемых копытных (предположительно это были олени и шерстистый носорог), а при посещении известковых штолен было собрано большое количество фрагментов ископаемых морских ежей и морских лилий. Во время исследований на территории карьера «Богатырь» группа обнаружила фрагмент крупного головоногого моллюска, относящегося к роду Domatoceras, – родственника современных наутилусов. Этот род еще не был описан в Самарской области. 4-17 июля 2015 года МДЮЦ ЭКТ провел учебно-исследовательскую экологическую экспедицию учащихся в Южной Карелии. Поездка была организована по приглашению Карельского республиканского детского эколого-биологического центра им. Кима Андреева (Петрозаводск). Главным для участников был поход за экологическими, биологическими, краеведческими, этнографическими знаниями, а еще освоение навыков жизни в экспедиционном коллективе, при работе «в поле», в самообслуживании и самоорганизации. Учащиеся изучали жизнь птиц и флору на территории базы, наряду с эколого-биологическими работами уделяли время и знакомству с историей Карелии, выполнили большой объем исследовательской работы и провели итоговую научно-практическую конференцию, выступили на ней с докладами и творческими работами. С 22 июня по 29 июня 2015 года состоялась очередная профильная эколого-биологическая экспедиция, проводимая на базе Института биологии внутренних вод РАН в поселке Борок Ярославской области, в которой принимали участие обучающиеся объединения «Экологический мониторинг». Занятия проходили по направлениям: общая гидробиология, фитопланктон, зообентос, перифитон, ихтиология, энтомология, ботаника, электронная микроскопия. Объектами исследований были водоемы окрестностей пос. Борок и прилегающая к ним территория. Полевые работы проводили на реках Латка и Ильдь, барском пруду. Отобранный материал обрабатывали в лабораториях института: экологии водных беспозвоночных, экспериментальной экологии, экологии растений, экологии рыб, электронной микроскопии. По итогам экспедиции школьниками будут написаны исследовательские работы, с которыми ребята примут участие в конференциях и олимпиадах различного уровня. В июле 2015 года состоялся туристский водный поход московских школьников под руководством педагога дополнительного образования А.Макарова в уникальные и практически не изученные учеными районы крайнего северо-востока Европы – бассейн реки Кара Полярного Урала. Река Кара несколько лет пользуется популярностью у туристов-водников, однако детские походы там проводят крайне редко. Это связано с тем, что прохождение маршрута 3-й категории сложности крайне непростое и требует специальной туристской подготовки. До начала маршрута из города Воркуты необходимо добираться вертолетом или вездеходом по безжизненной тундре, а сплав по реке Кара начинался от притока Нылкидшор и продолжался до устья реки Силоваяха. Всего участники похода преодолели 282 километра за две недели, из них сплав по рекам карского бассейна занял около 178 километров. Однако московские школьники, участвующие в походе, решили не ограничиваться обычным прохождением маршрута. Специалисты Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма провели несколько занятий с учащимися до начала похода и поставили задачи по сбору и изучению уникального природного материала из этих труднодоступных для исследователей мест. Нужно отметить, что свежих сборов некоторых групп животных и растений из этих районов Полярного Урала не осуществляли около века. Результаты, собранные московскими школьниками, претендуют на статус научного открытия. Школьники задокументировали многие редкие виды арктической флоры, а также собрали уникальную научную коллекцию насекомых, которая в ближайшем будущем станет основой для исследовательской работы школьников и публикации ее результатов в профильных научных изданиях, например, несколько видов бабочек, собранных школьниками, никогда ранее не отмечали в этой местности, поэтому их материалы поступят на последующий анализ и сохранение ведущим ученым-зоологам. После проведенной работы в походе один из школьников, десятиклассник Владислав Кузьменко, твердо решил поступать на биологический факультет одного из лучших московских вузов. С 29 июня по 18 июля 2015 г. был проведен туристский поход по виду поисково-исследовательской экспедиции в Тёмкинском районе Смоленской области по местам боев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. по маршруту. Группы под руководством И.Тимохова, А.Стародубцева изучили район обороны Москвы 1941-1942 гг., включая село Тёмкино, деревни Павловское, Кобелево, урочище Березки, урочище Колодезьки. Юные краеведы-исследователи проверили данные сводок и донесений, установили соответствие карт боевых действий 1942 года современным картам местности, установлено историческое соответствие описанных событий с рассказами очевидцев. Юные краеведы-исследователи общались с поисковыми отрядами, работающими в этих местах, местными жителями, краеведами музея, побывали в национальном парке «Угра», краеведческом музее поселка Тёмкино, посетили место гибели командующего 33-й армией генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова. По маршруту похода были приведены в порядок найденные воинские захоронения и братские могилы бойцов РККА. Участники поисково-исследовательской экспедиции нашли снаряжение солдат Красной Армии – каски, саперные лопаты и другие артефакты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., часть найденных экспонатов передана в Тёмкинский краеведческий музей, часть – в музеи образовательных организаций Москвы. С полной уверенностью можно сказать, что летние каникулы для наших учащихся – плодотворное время познания и личностного развития, что зачастую во многом более значимо в образовании, чем занятия в аудиторных стенах в течение учебного года. Ведь именно путешествия, наполненные насыщенным познавательным содержанием, запоминаются ярче и сильнее на всю жизнь. Дмитрий МОРГУН, директор Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте