search
main
0

Погружение в технологию. Там, где работают талантливые педагоги, учатся одаренные дети

Слава лицея №67 города Иваново давно уже перешагнула границы своего региона, и не случайно: его педагоги и учащиеся не раз становились победителями всероссийских конкурсов. Так, например, Оксана Самойлова, учитель начальных классов лицея №67, представляла свой регион в финале Всероссийского конкурса «Учитель года-2011» и получила диплом «За высокий профессионализм, педагогический талант и творческое мастерство».

Кстати, до этого она же стала победителем федерального конкурса в рамках национального проекта. Ольга Шитова, тоже учитель начальной школы, заняла второе место в первом Всероссийском конкурсе авторов ЦОР для школы и привезла диплом «Лучший IT-учитель России». Газета лицея №67 «Сверстник» признана одним из самых лучших школьных периодических изданий страны. Помимо всего прочего лицей является лидером в работе с одаренными детьми, в изданном сборнике методических рекомендаций коллективом обобщен многолетний опыт работы в этом направлении. Кроме того, лицей  не только первое электронное учебное заведение Ивановского региона, одним из первых в стране он был оснащен всем необходимым для осуществления интерактивных методов преподавания, обмена, сбора и анализа информации. В каждом классе лицея есть интерактивная  доска, компьютер и множительная техника, уже давно используется электронный журнал. – С чего все начиналось? – этот вопрос я адресую директору лицея Лидии Николаевне Захаровой, заслуженному учителю России.- Первое, с чего мы начали, – провели локальную сеть, объединили все компьютеры в школе, чтобы учитель, работая в любом кабинете, мог, набрав свой пароль и логин, войти на страничку своего журнала. Теперь, допустим, через два урока он проходит в другой кабинет, проводит синхронизацию, и те данные, которые он записал в предыдущем кабинете, появляются там, где должны стоять оценки. Потом мы перешли на программу 1С. Мы уже пятый год пользуемся этой программой, и все данные  за это время находятся в ней. Родителям по электронной почте  рассылается информация об успеваемости, посещаемости, а самое интересное – средний балл по каждому предмету  за интересующий период времени (можно запросить за неделю, можно за две, а можно и за месяц). Причем автоматически формируется письмо родителям, куда классные руководители могут вставить какие-то свои комментарии. Рассылка осуществляется буквально за 10 минут, это очень оптимизирует работу классного руководителя. – И это нетрудно было сделать?- На этапе внедрения была одна трудность: не все педагоги умели работать на компьютере. Но мы в одни из каникул  устроили учебу прямо в лицее в течение недели. Педагоги, которые уже хорошо владели компьютером, оказали тьюторскую  помощь остальным, так что эта проблема быстро решилась. – Как родители восприняли новшество?- Родителям это понравилось, например, у нас есть родители, которые часто бывают в командировках. Уехал папа, например, во Владивосток или в Москву, открыл свою электронную почту, посмотрел, что его ребенок вчера на двух уроках не был, на этом уроке он получил такую-то оценку – задумался, принял меры. Если раньше дети могли что-то скрыть от мам и пап, то теперь это невозможно – родители узнают об успехах и неуспехах  раньше, чем дети  приходят из школы. Удобна программа и для учителей. В ней фиксируются все педагогические достижения – если учитель готовил ученика к олимпиаде, то сразу заносится, какого числа, какое место занял. В электронном виде сканированы все грамоты, все дипломы – очень удобно иметь под рукой такое портфолио. – А кто этим занимается? Не сами же учителя?- Конечно нет, у учителей и так работы предостаточно. У нас есть и системный администратор, и системный координатор, которые за это отвечают. Самое удобное, что информацию, один раз внесенную в компьютер, потом и классный руководитель, и администратор могут использовать для различных отчетов. Причем различные итоги, например итоги за четверть, можно сделать буквально за полторы минуты. По каждому предмету сразу формируется процент успеваемости, процент качества, степень обученности учащихся, и потом по начальной школе, по средней, по старшему звену, то есть теперь отчет, на составление которого когда-то уходило четыре полных дня, можно сделать за несколько минут. И в электронном журнале есть много таких возможностей. Сегодня классному руководителю не надо листать журнал и искать, у кого выходит двойка, ему достаточно нажать кнопку, и сразу же видно, кто не успевает или не аттестован по какому предмету. Все это очень удобно, так как освобождает время.  Мы охотно делимся опытом с другими учебными заведениями. Поскольку являемся опорной площадкой, то в прошлом и нынешнем году провели несколько обучающих семинаров по электронной школе.  – На какие средства вам удалось это организовать?- Мы участвовали в конкурсе и выиграли два миллиона, поэтому всю технику купили на эти деньги, провели локальную сеть. – Это все, так сказать, первый этап, не связанный напрямую ни с преподаванием, ни с повышением качества знаний. Что вы предполагаете делать дальше? Как планируете развиваться?-  Сейчас информатизация находится уже на втором этапе. Главным в этом направлении является педагогическая инноватика – все, что связано с технологиями. Согласитесь, что мало завести электронные журналы, оснастить школы электронными комплексами. Необходимо сделать шаг к освоению новых технологий. Мы этот шаг сделали тоже одними из первых. В позапрошлом учебном году мы участвовали в конкурсе корпорации Intel под названием  «Школа для будущего», где был разыгран комплект ученических нетбуков. По итогам конкурса мы стали первыми и выиграли комплект из 25 штук. Теперь с его помощью мы организуем пространство урока. Специфика его такова, что в нем установлены специальные программы, посредством которых учитель может организовать, например, групповую или лабораторную работу, может без  мультимедийного проектора, интерактивной доски, а только при помощи этой программы осуществить взаимосвязь между всеми компьютерами, передавать на них различные файлы, проводить тестирование. Эта программа сразу же сама осуществляет проверку тестов, делает первичный мониторинг, работу над ошибками и т. д. Это был первый шаг, который мы сделали. Второй шаг – это освоение технологии веб-квестов. В двух словах скажу об этом. Веб-квест – это сайт, посвященный какой-нибудь учебной теме, ученической задаче или проблеме. Учитель сам может его создавать. Например, наши учителя математики создали веб-квесты по темам «Перпендикулярные прямые» и «Золотое сечение», физики – по теме «Космос». Учитель химии посвятил свой веб-квест неметаллам и металлам. Ученики, пользуясь этим программным продуктом, могут уже самостоятельно осуществлять учебный процесс. Технология хороша тем, что активизирует деятельность как преподавателя, так и ученика. Сначала учитель готовит материал, потом выставляет на школьном сайте, ученики его скачивают и начинают работать над решением определенной задачи. В веб-квесте даются алгоритмы работы, есть система оценки, то есть, если хочешь пятерку, нужно выйти на такой-то уровень, для тройки достаточно определенного минимума. Пользуясь данными параметрами, ученик работает сам, он знает, по какому пути ему идти, – это помогает сформировать учебную деятельность. Поэтому урок, построенный с помощью этой технологии, всегда интерактивен. Он активизирует ученика и ориентирует его на конечный результат, ведь все работы учеников по этой тематике тоже помещаются внутрь веб-квеста. Но должна сказать, что любой урок в нашей школе ИКТ насыщен: педагоги активно используют презентации, в том числе созданные самостоятельно в качестве наглядного пособия, небольшие видеоролики, скачанные из Интернета. У нас традиционно проходит декада науки и так называемая неделя погружения, когда все лицеисты занимаются тем или иным исследованием. Такая форма работы с одаренными детьми чрезвычайно продуктивна. Например, веб-квест по теме «Космос»  был создан именно в неделю погружения, он был вневозрастной, не ограниченный ни программой, ни рамками определенного класса и уровня знаний. Кстати, мы поняли, что эта форма работы отлично помогает обучать в русле межпредметных связей.  В этом смысле современная технология формирует все универсальные учебные действия ученика. – Как вы вышли на эту технологию, кто-то вам подсказал или вы сами ее нашли? – Все это получилось благодаря энтузиазму наших учителей. У нас очень активные педагоги, которые не могут стоять на месте, да и не имеют права, ведь у нас учится много одаренных детей, а это значит, что и мы должны соответствовать их интеллектуальным запросам.  Уже несколько лет мы все работаем над единой методической темой, связанной с активизацией и организацией  познавательной деятельности ученика.  Все учителя обучены новым технологиям, но, разумеется,  первые шаги сделали те, кто более продвинут, кому хотелось этим заниматься, кому это нравилось. Мы таких поощряли. Стоило одному нашему педагогу выиграть на муниципальном уровне конкурс, как и другие, глядя на него, подтянулись. Больше всего стимулирует отдача – когда люди видят, что то, что ты делаешь, получает общественное и учительское признание. Материальный стимул тоже должен быть. У нас в школе есть фонд, и стараемся стимулировать каждого, кто в чем-то продвигается, в баллах никого не ограничиваем. Есть у нас педагоги, которым просто невозможно не доплачивать  3-4 тысячи к зарплате. У нас есть учителя, которые получают больше 20 тыс. Например, наш учитель начальной школы Оксана Владимировна Самойлова. Я уверена, что такого учителя нет в России. Эта молодая женщина освоила столько различных компьютерных технологий, я просто не знаю, кто еще может столько освоить. Или учитель информатики Татьяна Павловна Океанская. Наша победа в конкурсе Intel – полностью ее заслуга. И у нас много талантливых и активных учителей. Большое счастье для меня как директора – работать с таким коллективом. Иваново

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте