search
main
0

Погружение в среду

Педагогическая практика в цифровом городе

Реализуемая в Москве концепция «Умный город» затрагивает все сферы жизни москвичей. Цифровые технологии распространяются и в образовании. Школа стремительно меняется, следуя за их развитием.

Технологические возможности цифровой среды:

– позволяет увеличить насыщенность урока, повысить интенсивность учебной деятельности;

– выдвигает новые требования к подготовке уроков, к их проведению;

– дает возможности персонализации домашних заданий, выбора темпа освоения учебного предмета.

Чтобы эффективно осуществлять свои функции, каждый учитель использует различные информационные ресурсы, которые аккумулируются на платформе Московской электронной школы. Причем учитель может не только пользоваться этими ресурсами, но быть активным разработчиком и получать гранты на развитие контента.

Электронный дневник, цифровые образовательные ресурсы, цифровые домашние задания, новые форматы взаимодействия учителя с детьми, родителями, администрацией – неполный перечень реалий, в которых окажется выпускник педагогического вуза, придя в современную школу. Мы наблюдаем, что в подготовке учителя постепенно выделяется технологический компонент, освоение которого в ходе педагогической практики становится все более значимым.

В школе №1306 сложилась практико-ориентированная система подготовки студентов к работе в новых условиях. Ежегодно в школе проходят практику более 30 будущих педагогов различных предметов.

Приходя на педагогическую практику, студент может получить полное представление о том, как сегодня построена работа учителя, какие электронные инструменты предоставлены в его распоряжение, какие компетенции необходимы учителю, чтобы быть востребованным и успешным в условиях насыщенной информационной среды.

Акценты педагогической практики в школе №1306. Традиционные:

– включенное педагогическое наблюдение;

– посещение уроков;

– подготовка и проведение уроков;

– подготовка и проведение воспитательного мероприятия;

– участие в проведении родительского собрания.

Технологический компонент компетенции будущих педагогов:

– организация эффективной работы в электронном журнале;

– использование образовательных ресурсов из библиотеки МЭШ;

– освещение работы педагогов на сайте школы и в социальных сетях;

– проведение дистанционных мероприятий;

– организационно-методическое сопровождение участия обучающихся в проектно- и научно-исследовательских конференциях в рамках городских проектов.

Особенности проведения педагогической практики:

– погружение студентов в культурную среду школы;

– знакомство с образовательными программами школы;

– приобретение практических навыков в ходе стажировки у прикрепленного наставника;

– постепенное увеличение самостоятельности студентов при подготовке уроков;

– открытость результатов практики для всех участников;

– ответственность наставников за результаты практики.

Практика организована в виде стажировки у учителя-наставника при организационном сопровождении школьного куратора практики.

Куратор практики:

– осуществляет организационное сопровождение пребывания студентов в школе;

– обеспечивает доступ студентов ко всем мероприятиям в период прохождения практики;

– организует совместное обсуждение результатов проведенных мероприятий.

На первой общей встрече куратор практики знакомит студентов с образовательными программами школы, показывая приоритеты, на которых они строятся. Это реализация федеральных государственных стандартов и стандартов городских проектов, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и их родителей, опора на традиции школы: культурологическая направленность, углубленное изучение иностранных языков, реализация дополнительной программы IB полного цикла.

Мы показываем студентам непрерывность содержания образовательных программ от дошкольного уровня до выпускных профильных и предпрофессиональных классов. Наша задача – обеспечить понимание будущими педагогами того, что каждый урок – это реализация образовательной программы школы. Это большая ответственность.

Воспитательный аспект работы учителя не остается без внимания. Студенты погружаются в культурную среду школы, посещая школьные события, участвуют в подготовке выставки школьных проектов, их защите и рецензировании.

Мы знакомим студентов с проектом «Школьный театр», в котором заняты дети с дошкольного возраста по девятый класс. Студенты знакомятся с историей и методикой проведения Международного фестиваля «Грани таланта», организатором которого является наша школа.

Учитель-наставник готовит со студентом серию уроков, обучая использованию ресурсов электронных библиотек. В контексте реализуемых в школе программ международного бакалавриата студентов знакомят с техниками подготовки и проведения учебных исследований и возможностями цифровых лабораторий.

Работа учителя-наставника со студентами-стажерами:

– показывает и анализирует свой урок с использованием возможностей МЭШ;

– готовит со студентом серию уроков, обучая использованию электронных ресурсов, показывает потенциал цифровых проектных заданий;

– акцентирует внимание студента на планировании предметных, метапредметных и личностных результатов;

– знакомит с техниками подготовки и проведения учебных исследований, с возможностями цифровых лабораторий;

– демонстрирует возможности ЭЖД для организации взаимодействия с родителями и администрацией;

– вовлекает студента в подготовку и проведение внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий (в том числе дистанционных).

При подготовке студенты могут использовать готовый сценарий урока. Это позволяет избежать традиционных ошибок планирования и эффективно организовать учебную деятельность детей на уроке. В то же время можно включать в урок отдельные видео­фраг­мен­ты, собственные интерактивные задания для организации оперативного контроля усвоения материала, добавляя их в свою папку без модерации.

Учитель-наставник на практике показывает возможности ЭЖД для организации взаимодействия с родителями и администрацией. Использование этих возможностей позволяет избегать конфликтов, лишней эмоциональной нагрузки и подготовки излишней отчетной документации.

Таким образом, в ходе педагогической практики, находясь рядом с учителем в течение его рабочего дня, рабочей недели, студенты осознанно осваивают цифровые инструменты, которые помогут им адаптироваться в реалиях современной школы и в будущем занять свое место в системе образования.

Елена ВОРОНИНА, заместитель директора школы №1306 – «Школа молодых политиков», кандидат социологических наук, почетный работник образования РФ

 

Возможности педагога в Московской электронной школе (МЭШ)

Образовательные ресурсы:

– 146 учебников в электронном виде;

– более 30 тыс. тестов и тестовых заданий;

– 6 виртуальных лабораторий;

– более 15 тыс. сценариев уроков в общем доступе;

– 150 тыс. сценариев уроков, с которыми работают учителя.

Разработано мобильное приложение МЭШ, предоставляющее сервисы библиотеки МЭШ и электронного журнала.

 

Практики современной школы:

– электронный дневник как основное средство взаимодействия с родителями, коллегами, администрацией;

– возможность создания индивидуального кейса заданий;

– цифровые домашние задания;

– новые форматы взаимодействия учителя с детьми, родителями, администрацией (дистанционные уроки, родительские собрания, информационные чаты);

– отражение образовательной деятельности в социальных сетях и на официальном сайте образовательной организации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте