search
main
0

Погружение в поэзию. Номинация «Иллюстрация к любому произведению Есенина» стала самой массовой

В рамках конкурса «Есенин: взгляд из будущего» я была экспертом номинации для школьников «Иллюстрация к любому произведению Есенина». Первое впечатление ошеломляющее. Более 900 работ прислали авторы от 8 до 17 лет, проявив интерес к поэту и его творчеству.

География городов и сел, где живут наши участники, обширна: Москва и Московская область, Санкт-Петербург; Астраханская, Нижегородская, Иркутская, Смоленская, Тульская, Оренбургская, Калужская, Воронежская, Вологодская, Свердловская, Тверская, Амурская, Ростовская области, Краснодарский край, Ставропольский край, республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Коми, Мордовия, Крым, Кабардино-Балкария, зарубежные страны – Белоруссия, Кипр и так далее…Рассматривая рисунки, фото, композиции, представляешь, как маленькие и старшие дети, читая поэта, пытались проявить свое отношение к его творчеству, осмыслить стихи, погружаясь в атмосферу звучания прекрасного, богатого своими оттенками, яркого русского языка, которым блестяще владел поэт. Многие работы сопровождались небольшими эссе, а не просто пояснением. Такой интерес к творчеству поэта радует.К сожалению, при более внимательном изучении присланных работ убеждаешься, что не всегда количество переходит в качество.Характерные недочетыОтбор работ на конкурс.Конкурсные работы требуют законченности, проработки, они должны быть оригинальными, самостоятельными. Отдельные школы отправляли на конкурс до 40 рисунков, не заботясь о качестве, некоторые из работ представляли собой лишь незаконченные эскизы. Логичнее было бы в школе проводить отбор рисунков, а на конкурс посылать не более 3 самых лучших работ. Тогда бы и экспертам не пришлось анализировать целую череду идентичных, похожих друг на друга детских творений, отсеивать, откладывать незаконченные, небрежные работы.Недопустимо присылать на конкурс работы сведенные, скопированные. Это не только неуважение к самому конкурсу, но и непедагогично по отношению к авторам-детям. Неоднократно присутствуют совершенно одинаковые «березы у околицы», «сидящий Есенин на крыльце» и т. д. Такие работы, увы, исчисляются десятками. Большое количество, особенно в коллажах, срисованных и сведенных портретов поэта.Чрезмерное вмешательство художественных руководителей в процесс создания детских работ.В ряде школ работы идентичны по технике исполнения, чувствуется рука взрослого человека.Небрежность в оформлении работ.Иногда интересные работы не имеют четких координат, нет имени автора, не указано учреждение и т. д. Все это создает дополнительные трудности при оценке.Однако, несмотря на перечисленные недостатки, большинство творческих произведений радуют своей искренностью, желание проиллюстрировать понравившееся стихотворение, передать свое видение. Дети окунулись в атмосферу звучания прекрасных стихов поэта.Представленные работы отличаются по технике исполнения, возрасту авторов, степени самовыражения, поэтому мы решили разделить их по жанрам, возрасту, технике: живопись, графика, оригинальные техники, фото. Выделить 1-е, 2-е, 3-е места среди моря работ, заслуживающих признания, оказалось затруднительно. Авторы отличаются уровнем подготовки – есть и ученики общеобразовательных школ, и учащиеся спецшкол и творческих мастерских… Поэтому оценивать работы только по принципу профессионального мастерства было бы неправильно по отношению к детям, которые не занимаются в cпециальных учебных заведениях, но искренне подошли к теме.Учитывая все факторы, мы кроме абсолютных победителей (они были названы в №21 «Учительской газеты» от 26 мая 2015 года) выделили некоторое количество наиболее удачных работ по каждому разделу.Рисунки. 8-10 лет1. Алина Пьянкова, 8 лет, ученица детской художественной школы №17 города Топки Кемеровской области. Иллюстрация к стихотворению «Синий туман. Снеговое раздолье…».2. Полина Маланяк, 8 лет, воспитанница Дома культуры сельского поселения Сосновый Солонец Самарской области. Иллюстрация к стихотворению «Хороша была Танюша…». Руководитель – Данилова Татьяна Александровна.3. Полина Кузнецова, 9 лет, ученица средней школы №996 Москвы. Иллюстрация к стихотворению «Письмо матери». Педагог – Папандина Татьяна Викторовна.4. Катя Понкратова, 6 лет (самая юная участница), воспитанница детского сада №3 комбинированного вида города Старый Оскол Белгородской области. Иллюстрация к стихотворению «Береза». Руководитель – Ухарская Ольга Алексеевна.Рисунки. 11-12 лет1. Анастасия Яценко, 11 лет, ученица воскресной школы «Благовест» (храм Архистратига Михаила) поселка Каменоломни Ростовской области. Иллюстрация к стихотворению «Бабушкины сказки». Руководитель – Пащенко Надежда Ивановна.2. Евгения Рыжих, 12 лет, учащаяся Дворца детского (юношеского) творчества города Ефремова Тульской области. Иллюстрация к стихотворению «Табун». Педагог – Шаховцева Ольга Владимировна.3. Елена Рыжкова, 11 лет, ученица детской художественной школы №17 города Топки Кемеровской области. Иллюстрация к стихотворению «Синий туман».4. Серафима Лескина, 11 лет, ученица Православной классической гимназии города Тольятти Самарской области. Иллюстрация к стихотворению «Кто-то тайный тихим светом напоил мои глаза…». Педагог – Черникова Эльвира Юрьевна.5. Александра Грачева, 11 лет, учащаяся Дворца детского (юношеского) творчества города Ефремова Тульской области. Иллюстрация к стихотворению «Ах, как много на свете кошек». Педагог – Шаховцева Ольга Владимировна.6. Алена Петрова, 11 лет, ученица Детской художественной школы города Дальнегорска Приморского края. Иллюстрация к стихотворению «Поет зима, аукает…».7. Яна Чернецова, 12 лет, ученица средней школы №53 города Рязани. Иллюстрация к стихотворению «Белая береза».8. Ксения Толмачева, 12 лет, ученица средней школы №149 Москвы. Иллюстрация к стихотворению «Восход солнца».9. Рината Фахрутдинова, 12 лет, ученица Вихоревской детской школы искусств Иркутской области. Иллюстрация к стихотворению «Песнь о собаке».10. Елизавета Микитюк, 11 лет, ученица средней школы №90 города Ярославля. Иллюстрация к стихотворению «Табун». Руководитель – Кудрякова И.В.Рисунки. 13-14 лет1. Юлия Ковалевская, 13 лет, ученица Детской художественной школы городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики. Иллюстрация к стихотворению «Гой ты, Русь, моя родная».2. Денис Петров, 14 лет, ученик Детской художественной школы города Свирска Иркутской области. Иллюстрация к стихотворению «Темным елям снится гомон косарей».3. Евгения Зайцева, 14 лет, ученица Аргаяшской средней школы Челябинской области. Иллюстрация к стихотворению «Песнь о собаке».4. Мария Чурсина, 14 лет, ученица Детской школы искусств, читатель Межпоселенческой центральной библиотеки Западнодвинского района Тверской области. Иллюстрация к стихотворению «Осень». Педагог – Никаноров Ю.А., библиотекарь – Сереброва С.А.5. Злата Ершова, 14 лет, ученица Детской художественной школы городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики. Иллюстрация к стихотворению «Дай, Джим, на счастье лапу мне».6. Полина Зайцева, 13 лет, ученица Багдаринской детской школы искусств Республики Бурятия. Педагог – Шаховцева Ольга Владимировна. Руководитель – Сафонова Елена Владимировна.7. Анна Арасланова, 13 лет, ученица Детской школы искусств имени И.С.Козловского. Иллюстрация к стихотворению «Плачет метель, как цыганская скрипка».8. Татьяна Баек, 14 лет, ученица школы-гимназии №25 города Симферополя Республики Крым. Иллюстрация к стихотворению «Письмо матери». Руководитель – Муртазаева Зекие Алиевна.9. Надежда Хоранова, 14 лет, ученица Детской художественной школы города Скопина Рязанской области. Иллюстрация к стихотворению «Гой ты, Русь…». Преподаватель – Шитова Татьяна Сергеевна.Рисунки. 15-17 лет1. Анна Гребенникова, 16 лет, ученица 11-го класса средней школы №1288 Москвы. Иллюстрация к стихотворению «Я последний поэт деревни…».2. Ирина Сайгушкина, 15 лет, ученица Ванаварской средней школы Эвенкийского района Красноярского края. Иллюстрация к стихотворению «Письмо матери». Руководитель – Гаврилова Елена Анатольевна.3. Вероника Сажина, 15 лет, ученица гимназии №43 города Омска. Иллюстрация к стихотворению «Поет зима, аукает». Руководитель – Носкова Наталья Ивановна.4. Анастасия Трушкова, 16 лет, ученица средней школы №7 города Бирска Республики Башкортостан. Иллюстрация к рассказу «У белой воды…».5. Дарья Филиппова, 15 лет, ученица средней школы №1288, СП №5 Москвы. Иллюстрация к рассказу «Бобыль и Дружок».6. Алиса Протопопова, 17 лет, ученица средней школы №539 с углубленным изучением испанского языка города Санкт-Петербурга. Иллюстрация к стихотворению «Выткался на озере алый цвет зари…».7. Анастасия Скрыпченкова, 17 лет, ученица средней школы №38 с углубленным изучением отдельных предметов города Воронежа. Иллюстрация к стихотворению «Поет зима, аукает…».8. Анастасия Коробова, 17 лет, ученица средней школы №4 города Касимова Рязанской области. Иллюстрация к стихотворению «Ответ». Руководитель – Вьюгина Наталья Юрьевна.9. Екатерина Коняхина, ученица средней школы №1265 Москвы. Цикл иллюстраций.10. Диана Вонс, 17 лет, ученица средней школы №2055 Москвы. Иллюстрация к стихотворению «Батум». Руководитель – Казанская Ксения Сергеевна.Графика1. Марина Ксенофонтова, 14 лет, ученица гимназии №1506 Москвы. Иллюстрация «Стихотворения С.Есенина».2. Екатерина Дятлова, 16 лет, ученица средней школы №1288, СП №5 Москвы. Иллюстрация «Портрет Есенина», компьютерная графика.3. Айсылув Шигаева, 14 лет, ученица средней школы №2 города Нефтекумска Ставропольского края. Иллюстрация к стихотворению «Заиграй, сыграй, тальяночка…». Руководитель – Зверева Елена Александровна.4. Полина Шаво, 17 лет, ученица средней школы №1265 Москвы. Иллюстрация к поэме «Черный человек».5. Ольга Гергель, 13 лет, ученица средней школы №2 села Дивное Ставропольского края. Иллюстрация к стихотворению «Плачет девочка-малютка». Педагог – Илюхина Наталья Владимировна.Оригинальные техники1. Владислав Скобелев, 15 лет, ученик средней школы №7 поселка Веселого Чунского района Иркутской области. Иллюстрация «Сельский пейзаж» в технике пирография (выжигание по дереву).2. Данила Блинов, 12 лет, и Владимир Григорьев, 12 лет, кадеты Оренбургского президентского кадетского училища. Композиция-иллюстрация к стихотворению «Гой ты, Русь, моя родная!» выполнена из материалов: пеньковая веревка, проволока, природный материал. Руководитель – Лысенков Михаил Петрович.3. Ксения Феклистова, 11 лет, и Алена Еремина, 11 лет, воспитанницы студии песочной анимации «Солнечный город» ДК села Бл. Борисово Кстовского района Нижегородской области. Техника исполнения: песочный рисунок на стекле. Руководитель – Барабанщикова Л.Ю.4. Константин Паршуков, 14 лет, ученик средней школы №26 города Рыбинска Ярославской области. Анимированные коллажи к стихотворениям «Береза», «Осень».5. Яна Нартова, 13 лет, ученица средней школы №2 села Дивное Ставропольского края. Иллюстрация к стихотворению «На Кавказе». Смешанная техника. Педагог – Илюхина Наталья Владимировна.6. Александра Рыжкова, 12 лет, воспитанница Центрального дома культуры «Триумф» сельского поселения Давыдовское Орехово-Зуевского района Московской области. Иллюстрация к стихотворению «Лисица». Тестопластика и живопись. Руководитель – Иванова Ольга Васильевна.7. Ангелина Науменко, 12 лет, ученица лицея №1 города Балаково Саратовской области. Иллюстрация к произведениям С.А.Есенина, посвященным его сестре Шуре. Техника: батик. Руководитель – Лоханова Елена Владимировна.ФотоВыбор лучших фоторабот вызвал затруднения. Есть фото, обработанные в фотошопе. Есть работы, которые явно не мог сделать ребенок, понятно, что потрудился взрослый… Есть снимки, скачанные из Интернета.Можно выделить как наиболее самостоятельные следующие работы:Иван Егин, 14 лет, ученик 8-го класса Гамалеевской средней школы Сорочинского района Оренбургской области. Фотография к стихотворению «Белая береза». Руководитель – Лабко Марина Александровна, учитель географии.Мария Косарева, 17 лет, ученица Боровлянской средней школы Пышминского района Свердловской области. Иллюстрация к стихотворению «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..».Илья Папонов, 14 лет, ученик Шуберской средней школы Новоусманского района Воронежской области. Иллюстрация к стихотворению «За горами, за желтыми долами…».Никита Папонов, 14 лет, ученик Шуберской средней школы Новоусманского района Воронежской области. Иллюстрация к стихотворению «Гой ты, Русь, моя родная…».Иван Боцман, 15 лет, ученик Корневской средней школы Скопинского района Рязанской области. Иллюстрации к стихотворениям «Все пройдет, как с белых яблонь дым», «Тих мой край после бурь, после гроз», «Хитрец-озорник».Анна Кучерова, 17 лет, ученица средней школы №73 города Оренбурга. Иллюстрация к стихотворению «Гляну в поле, гляну в небо…».Степан Левченко, 12 лет, воспитанник детско-юношеского центра «На молодежной» города Калининграда. Иллюстрации к стихотворениям «Колокол дремавший…», «Закружилась листва золотая…».Ангелина Мильченко, 11 лет, ученица гимназии №45 города Ростова-на-Дону. Ассоциативные иллюстрации к произведениям С.А.Есенина.Ярослав Овод, 17 лет, ученик специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №10 города Рязани. Иллюстрация к стихотворению «Черная, потом пропахшая выть!..». Руководитель – Янина Людмила Дмитриевна.Наталья Коваленко, 16 лет, ученица гимназии №27 имени Героя Советского Союза В.Е.Смирнова города Барнаула. Иллюстрации к стихотворениям «До свиданья, друг мой, до свиданья» и «Белая береза».Арина Квитка, 8 лет, Кристина Квитка, 16 лет, ученицы гамалеевской средней школы №2 Сорочинского района Оренбургской области. Фотографии родной природы. Руководитель – Лабко Марина Александровна.Дмитрий Шатилов, 15 лет, ученик Корневской средней школы Скопинского района Рязанской области. «Природа нашего края».Анастасия Шестакова, 14 лет, ученица средней школы №12 города Алапаевска Свердловской области. Иллюстрация к стихотворению «Белая береза».Динара Аликина, 11 лет, ученица Маловенижской основной школы Юкаменского района Удмуртской Республики. Иллюстрация к стихотворению «Нивы сжаты, рощи голы». Руководитель – Абашева Нина Александровна.Гости из разных стран1. Родион Шепелов, ученик 7-го класса русской школы «Эрудит», Республика Кипр, город Пафос. Иллюстрация к стихотворению «Неуютная жидкая лунность…». Руководитель – Шаляпина Марина Александровна.2. Валерия Абрамчик, 14 лет, ученица средней школы №9 города Молодечно Минской области Республики Беларусь. Иллюстрация к стихотворению «С добрым утром!».На конкурс было прислано много коллективных работ – от средних школ, дворцов культуры, художественных школ. Ярко проявили себя: Межпоселенческая центральная библиотека (Тверская область), ЦДК «Триумф» (Московская область), средняя школа №1265 (Москва), средняя школа №1288 (Москва), средняя школа №45 (Рязань), средняя школа №655 (Санкт-Петербург), средняя школа №12 (Череповец Вологодской области), средняя школа №3 (город Усмань Липецкой области), средняя школа №8 (город Когалым ХМАО), студия песочной анимации (Нижегородская область), художественная школа города Топки (Кемеровская область), Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» (город Черемхово Иркутской области), средняя школа №149 (Москва), школа-гимназия №25 (Симферополь Республики Крым), воскресная школа «Благовест» (Ростовская область), Баженовская средняя школа (Свердловская область), Детская художественная школа города Скопина (Рязанская область), Дмитровская коррекционная школа (Московская область), ДХС «Арт-график» (Набережные Челны Республики Татарстан), детская художественная школа города Прохладного (Кабардино-Балкарская Республика), Русская школа «Эрудит» (город Пафос, Республика Кипр), Иркутский колледж педагогического образования, гимназия №506 (Москва), коррекционная школа №10 (Рязань).Конкурс вызвал большой интерес, многие участники подтверждают это. Главное – готовясь к нему, дети прониклись поэзией Сергея Есенина, читали стихи, выбирали понравившиеся, пытались выразить свои чувства в иллюстрациях. Молодое поколение прикоснулось к творчеству классика, еще раз показав, что прошлое и настоящее не отделимы друг от друга. Если бы все стихи, которые иллюстрировали дети, прочитали вслух, получились бы настоящие Есенинские чтения, украшающие нашу жизнь. А мы еще раз убедились, как могут быть отзывчивы современные дети к настоящей поэзии, если помочь им ее услышать.Всем авторам и их художественным руководителям спасибо и больших творческих успехов!Прим. ред.: Анализ работ, присланных в номинации «Эссе», для школьников и учителей, а также детских стихотворений, мы продолжим в августе.​Наталия БОГДАНОВА, учитель изобразительного искусства образовательного комплекса «Юго-Запад», заслуженный учитель РФ, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте