Деловая игра, по сути, является проводником во взрослый мир бизнеса, поскольку в имитации деловых процессов ребята постигают сущность взаимоотношений. Поэтому неудивительно, что на принципах деловой игры зиждется проектное обучение в вузе. В Санкт-Петербургском государственном университете прошла конференция «Проектное обучение: практика сотрудничества с бизнесом», организованная экономическим факультетом.
По словам Марины Колесниковой, доцента кафедры экономической теории экономического факультета СПбГУ, безусловно, можно провести параллель между школьными деловыми играми и студенческими погружениями в проект, однако существенное различие в том, что деловая игра – это краткосрочная вещь, и ее можно осуществить в течение дня или нескольких дней, а над проектом ребята работают с сентября по апрель. Это действительно серьезное исследование, которое проходит в форме анкетирования, интервью, знакомства с компанией, с проблемой.
– Ново ли для системы образования понятие «проектное обучение»?
– Сравнительно, потому что, к примеру, в бизнесе очень многие компании строят работу по принципу организации проекта, то есть ставится определенная задача, и ее надо решить. После того как ее решили, переходят к другой задаче. А в учебном плане компания, которая выступает в качестве партнера, ставит задачу, студенты пытаются ее решить, приходят к каким-то результатам, пишут отчет, предоставляют его компании и делают финальную презентацию. Главным результатом для нас является то, что происходит эволюция самих студентов. Они по-другому начинают относиться к бизнесу, у них появляются новые навыки и т.д. Таким образом, обучение в проекте получается совмещенным с внутренней эволюцией.
– Сколько на сегодня реализовано проектов?
– Вот уже четырнадцать лет наш факультет сотрудничает с норвежской Трондхеймской бизнес-школой, которая одной из первых начала работать по методу проектного обучения. Если брать во внимание совместные проекты, то их наберется порядка десяти. С российскими компаниями мы сотрудничаем два года. В первом пилотном проекте нашим партнером выступала туристическая компания «РАД», второй проект был совместным с газетой «Ведомости».
– Студенты участвуют в проекте с первого курса?
– Нет, как правило, это четвертый курс. Дело в том, что по соглашению, которое заключается между вузом и компанией, преподаватель, курирующий проект, должен обеспечить качественный результат исследования. Значит, у студентов должен быть определенный уровень компетенции. То есть знания сначала надо накопить. У первокурсников пока таких знаний нет.
На примере проекта «Интегрированный маркетинг в компании» можно понять, что он является ярким примером интеграционных процессов, происходящих сегодня в мировом образовательном пространстве, где теория неотделима от практики. Безусловно, в основе проекта лежит модель. Для того чтобы модель функционировала, нужно, чтобы составляющие ее компоненты работали слаженно. Со стороны компании должны быть заинтересованные и специально выделенные для работы в проекте люди. Со стороны вуза -преподаватели, курирующие работу студентов, и отобранная группа студентов, а также ресурсы: библиотечные, компьютерные, аудиторные и т.д. Но в ядре модели – проблема, которую решают ребята и в которой заинтересована компания. Проблема должна быть актуальной, свежей, интересной, несложной и имеющей значение для компании. На этапе подготовки к проекту преподаватель и компания определяют проблему, а задача каждой из групп студентов (их, как правило, три по пять человек) найти свое решение, предложить гипотезу. Как показала практика, трудности не в определении и решении проблемы, а в работе в малых группах. Однако проектное обучение как раз способствует приобретению коммуникативных навыков. Если говорить о выгодах подобного метода обучения для вуза, то это – активизация студентов, повышение качества образования, поскольку теория соединена с практикой, а также формирование нового статуса вуза в глазах бизнес-сообщества, поскольку вуз становится партнером по бизнесу.
Выгоды студентов, помимо навыков работы, заключаются в самореализации. Ребята могут понять, что готовы выполнить самостоятельно, а что нет. К тому же работа в проекте – это перспектива карьеры. Были случаи, когда по результатам работы ребятам предлагалось место в компании.
Что выгодно компаниям, мотивированным на работу в проекте? Во-первых, студенты способны качественно провести те исследования, которые были отложены компанией. Во-вторых, это знакомство с кадрами. К тому же проект, как правило, некоммерческий, на безвозмездной основе, поэтому затраты для компании необременительные. Кроме того, итогом работы ребят становится качественный отчет с рекомендациями, которыми компания может воспользоваться.
Санкт-Петербург
Комментарии