Цели урока: дать понятие об устаревших словах, их классификации и употреблении, учить отличать устаревшие слова от других лексических групп слов; развивать способности к сравнению, анализу и классификации информации, формировать навыки учебного сотрудничества, навыки исследовательской деятельности, познавательный интерес; воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс» М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др., презентация PowerPoint, раздаточный материал с практическими заданиями. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой; «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка» В.И.Даля.Тип урока: изучение нового материала. Ход урока Организационный момент Учитель приветствует учеников, желает успехов.Учитель: Употребив записанное на доске словосочетание «еще красивее», сделайте своему однокласснику комплимент или пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.Актуализация имеющихся знаний, повторение изученного Верные и неверные утверждения Выберите из данных утверждений верные (запишите цифры, соответствующие верным утверждениям):1. Слово имеет лексическое и грамматические значения.2. Лексика изучается в специальном разделе науки о языке лексикологии.3. Толковый словарь – это любой словарь, сделанный хорошо, с толком.4. Толковые словари состоят из словарных статей, в которых объясняется только прямое значение слова.5. Слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению, называются синонимами.6. Омонимы – это слова с противоположным лексическим значением.7. Слово «бурак» – диалектное слово.8. Слово «сторонушка» эмоционально окрашенное.9. Слова «старый – старинный» – паронимы.10. Слова «ветшать – возрождаться» – синонимы.Взаимопроверка по ключу: 1, 2, 5, 7, 8, 9. Оценивание. Учитель: Обратимся к десятому утверждению. Исправьте его. Подберите к слову «ветшать» синоним. (Ветшать – устаревать.) Обратимся к эпиграфу к нашему сегодняшнему уроку.Эпиграф к урокуВетшают прадедов слова,Они уже полузабыты.Но, как извечная трава,Все ж пробиваются сквозь плиты. (Роберт Рождественский)Учитель: Как вы понимаете слова поэта XX века Роберта Рождественского? О каком языковом явлении говорит писатель? (Учащиеся отвечают.) Мы с вами уже знаем, что наш язык живой, изменяется, откликается на каждое новое открытие или событие, происходящее в мире. Слова в языке, как и люди, живут в нем, рождаются и умирают. Одни существуют столетиями и не собираются покидать свой дом, другие исчезают со своей эпохой. Об исчезающих из языка словах мы и поговорим. Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. (Записывают тему урока.) А что бы вы хотели узнать об устаревших словах? (Постановка учебной задачи.) Учащиеся задают вопросы: Какие слова мы можем назвать устаревшими? По какой причине устаревают слова? Где можно найти толкование устаревших слов? Используются ли в современной речи устаревшие слова? Какова сфера употребления устаревших слов? А нужны ли они нам, современным школьникам?Мотивационный этапУчитель: Изучив сегодняшнюю тему, мы сможем решить лингвистическую задачу, которая была дана участникам муниципальной олимпиады в этом учебном году. (Отсроченная задача.) Решите лингвистическую задачуЛевый приток Днепра предположительно получил название Десна в VI-VII вв., когда славянские племена переселялись по Днепру на север. По мнению ученых, это название связано с тем, что:(А) Десна находится слева от Днепра, если стоять лицом к северу; (Б) Десна находится справа от Днепра, если стоять лицом к северу; (В) место слияния Десны и Днепра напоминает очертаниями зуб; (Г) Десна была десятой по счету рекой, которая встретилась переселенцам; (Д) это сокращение фразы: Днепр есть с нами!Учитель: Может быть, у вас уже есть предположения, какой вариант ответа верный? Поставьте значок вопроса. А проверим в конце урока.О замечательной брянской реке идет речь в задаче. «Ты знаешь край, где все обильем дышит,Где реки льются чище серебра…» Это край, куда так стремился душой поэт Алексей Константинович Толстой. Наш сегодняшний урок мы посвящаем творчеству Алексея Толстого.Короткий доклад с элементами исследования (домашняя индивидуальная работа)Алексей Константинович Толстой, талантливый поэт и драматург, наш земляк.Детские годы поэта прошли в селе Красный Рог, живописном имении его матери, внучки графа Разумовского. Сюда он любил приезжать. Когда стал взрослым, жил здесь после выхода в отставку. В Красном Роге, своем любимом имении, он и похоронен. У А.К.Толстого много произведений, рассказывающих о его любви к природе родного края. Кто не знает этих строк?Край ты мой, родимый край,Конский бег на воле,В небе крик орлиных стай,Волчий голос в поле!Гой ты, родина моя!Гой ты, бор дремучий!Свист полночный соловья,Ветер, степь да тучи! Прочитав это стихотворение, я задался вопросом: а что означает слово «гой»? Чтобы ответить на него, обратился к Толковому словарю Даля. Вот что я узнал: «гой» – междометие, вызывательное восклицание, ободрительный возглас. Образовано оно от существовавшего когда-то в нашем языке слова «гоить», т. е. жить, здравствовать. Теперь становится понятно, что «гой» – это «живи и здравствуй». Только остается один вопрос: почему такое замечательное слово вышло из употребления и много ли таких интересных, но уже исчезнувших слов мы можем встретить в произведениях А.К.Толстого?Учитель: Постараемся ответить и на этот вопрос. Изучение нового материала. Самостоятельное исследование в пареЗадание 1 Прочитайте текст: Без отдыха пирует с дружиной удалойИван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.Ковшами золотыми столов блистает ряд,Разгульные за ними опричники сидят.С вечерни льются вина на царские ковры,Поют ему с полночи лихие гусляры…Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:«Опричнина да сгинет!» – он рек, перекрестясь.(Отрывок из баллады А.К.Толстого «Князь Михайло Репнин») Доклад учащегося об исторических произведениях А.К.Толстого Интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края проявляются во всех творениях писателя.Произведения А.К.Толстого на исторические темы в основном охватывают два периода: Киевско-Новгородская Русь, которой посвящены многочисленные баллады («Илья Муромец», «Садко», «Змей Тугарин» и др.), и времена Ивана Грозного (баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия – трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»). Самостоятельное исследование в паре отрывка из баллады А.К.Толстого «Князь Михайло Репнин»Задание – найдите и выпишите устаревшие слова группами:1-я группа – не существующие в современной жизни явления и предметы;2-я группа – существующие понятия, которые были заменены новыми словами.Учитель: Как вы думаете, слова какой группы можно назвать историзмами? Какие – архаизмами (от греч. «древний»)? Объясните свой выбор. К активному или пассивному словарному запасу вы отнесете эти слова? Объясните значения слов. Примерный ответ одной из групп Из стихотворения мы выписали следующие устаревшие слова: 1. Дружина ОпричникиГуслярыКнязьОпричнина2. РекМы думаем, что слова первой группы можно назвать историзмами, потому что они обозначают явления, которые ушли из нашей жизни, остались в истории. Слово второй группы – «рек» – архаизм, так как означает «сказал», т. е. понятие существует в языке, но заменено новым словом-синонимом. Устаревшие слова относятся к пассивному словарному запасу.Учитель: Сравните свой вывод с выводом в учебнике. Работа с учебником (параграф 19).Закрепление изученного.Задание 2 Даны предложения из поэтического наследия А.К.Толстого. Слайд №13. 1. Гости едут на конях.Машут булавами. («Колокольчики мои, цветики степные!») 2. На челе его горит шапка Мономаха. («Колокольчики мои, цветики степные!») 3. Я вышел в поле без кольчугиИ гибну раненный в бою. («Господь, меня готовя к бою…») 4. Ой стоги, стоги,На лугу широком!Вас не перечесть.Не окинуть оком! («Ой стоги, стоги…») 5. И мне десницею святоюОн указал правдивый путь. («Господь, меня готовя к бою…») 6. Садится на кочку, поросшую мхом, Персты возлагает на гусли. («Слепой») Учитель: Выпишите только архаизмы. Какими синонимами, употребляемыми в современном языке, их можно заменить? Проверьте по словарю.Ответ: Чело – лоб, око – глаз, десница – правая рука, персты – пальцы.Задание 3 Соотнесите архаизмы с современными синонимами. 1-я карточка: длань, десница, щуйца, выя, ланиты, рамена, вежды.2-я карточка: шея, правая рука, левая рука, ладонь, щеки, плечи, веки.Работа в паре по карточкам, у первого варианта архаизмы, у второго современные синонимы. Физкультминутка Учитель: Встаньте прямо, слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу. Укажите перстами чело, очи, уста, ланиты. Ударьте дланью о долонь. Погрозите перстом соседу. Улыбнитесь. Работа в группах (группы девочек и группы мальчиков) Задание для девочек Прочитайте отрывок из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» о боярыне Морозовой и выполните задания. Подготовьте выступление перед классом.Елена с сенными девушками сидела под липами на скамье, у самого частокола. На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями, или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые плечи; голову покрывал кокошник с жемчужными наклонами, а сафьянные сапожки блестели золотой нашивкой.1. Докажите, что это текст.2. Определите стиль и тип речи.3. Определите тему текста и идею.4. Найдите в словаре Ожегова или Даля выделенные слова, определите их значение.5. Историзмы или архаизмы встретились в тексте?6. Используя эти слова и картину Константина Маковского «Боярыня», расскажите мальчикам о русском старинном женском наряде.Задание для мальчиков Прочитайте из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» о князе Вяземском и выполните задания. Подготовьте выступление перед классом. На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи. Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие рукава кафтана, небрежно подпоясанного малиновым шелковым кушаком… Бархатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьянные сапоги… Поверх кафтана надет был внакидку шелковый легкий опашень золотистого цвета. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером, которое качалось от каждого движения, играя солнечными лучами.1. Докажите, что это текст.2. Определите стиль и тип речи.3. Определите тему текста и идею.4. Найдите в словаре Ожегова или Даля выделенные слова, определите их значение.5. Историзмы или архаизмы встретились в тексте?6. Используя эти слова и картину Михаила Авилова «Царевич Иван на прогулке», расскажите девочкам о русском старинном княжеском одеянии. Отчет групп Примерные варианты выступлений: 1. Перед нами текст, так как состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Стиль – художественный, тип речи – описание. Тема текста – описание одежды девушки, идея – красота женского костюма. В тексте употреблены историзмы: летник, кокошник, сафьянные; архаизмы: аксамитный, яхонтовый.Используя текст и толковые словари, мы узнали, что наряд боярыни состоял из аксамитного (бархатного) летника (легкого летнего сарафана) с яхонтовыми (рубиновыми) пуговицами, с кисейными рукавами. Голову покрывал кокошник (нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью). Несмотря на лето, ножки боярыни в сафьянных (сделанных из козлиной или овечьей кожи) сапожках.2. Перед нами текст, так как состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Стиль – художественный, тип речи – описание. Тема текста – описание княжеского наряда, идея – красота и богатство княжеского костюма. В тексте употреблены историзмы: кафтан, кушак, опашень, мурмолка, сафьянные.Используя текст и толковые словари, мы узнали, что на князе кафтан (старинная мужская долгополая одежда), подпоясанный кушаком (широким матерчатым поясом). Поверх кафтана накинут опашень (летняя верхняя одежда, широкий долгополый кафтан). Малиновые штаны заправлены в сафьянные (сделанные из козлиной или овечьей кожи) сапоги. Голову покрывает мурмолка (мужская шапка с меховой опушкой).Учитель: С какой целью писатели, поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слова? (Эти слова наглядно, точно показывают, как жили люди в далеком прошлом.) Алексей Константинович Толстой заканчивает свой роман «Князь Серебряный» так: «Ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает, как древо; и многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего». Как вы понимаете эту мысль? Соотнесите с эпиграфом к нашему уроку, решите отложенную лингвистическую задачу и сделайте вывод, надо ли вам, современным школьникам, изучать устаревшие слова.Решение лингвистической задачиВерный ответ: (Б) Десна находится справа от Днепра, если стоять лицом к северу. Решить задачу нам помог архаизм «десница», что значит «правая рука».Подведение итогов урокаОтветы учащихся:Устаревшие слова украшают нашу речь, делают ее выразительной.Устаревшие слова – это подарок от предков, мы должны его бережно хранить. Устаревшие слова часто используются писателями и поэтами в художественных произведениях, помогая нам понять, представить историческую эпоху.Чтобы хорошо знать свой язык, понимать значения современных слов, надо знать историю языка.Рефлексия учебной деятельностиПродолжите предложения:1. Я узнал…2. Мне запомнилось… и понравилось… 3. Я оцениваю свою работу на уроке…Домашнее задание: изучить п. 19, сделать упр. 85, индивидуальное сообщение: 1) о старинных русских мерах длины и веса; 2) о названиях денежных единиц; 3) об оружии и воинских доспехах в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный».Ирина ГОРЛОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №1 города Почепа Брянской области
Комментарии