Английский язык в рамках деятельностного подхода? Легко! С удовольствием поделимся c вами опытом разработки таких уроков для учеников младшего школьного возраста.
Сегодня учебные заведения Москвы осуществляют свою деятельность по разным образовательным программам. Все они имеют свои особенности, свои сильные и слабые стороны. И каждая предлагает свой путь получения знаний. А родители, со своей стороны, имеют возможность подобрать для своего ребенка наиболее подходящую систему обучения.
Одной из наиболее востребованных программ в настоящее время является программа развивающего обучения Эльконина – Давыдова, реализуемая в нашей школе на протяжении многих лет. Не будет преувеличением сказать, что по эффективности и результативности на сегодняшний день она не имеет аналогов. Неудивительно, что интерес родителей к этой программе с каждым годом растет.
Для того чтобы обеспечить учеников необходимой суммой знаний и умений в соответствии с установками Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, школа должна заботиться о квалификации учительских кадров. Что она и делает. Однако мероприятиями по обучению работе в системе развивающего обучения (РО) охвачены в основном учителя начальных классов, что, безусловно, целесообразно. Но как же быть учителю иностранного языка?
Ответ очевиден: путем самостоятельного осмысления основополагающих идей создателей программы суметь претворить их в жизнь. И тут без творческого подхода и изобретательности не обойтись. Проиллюстрирую это на примере разработанного мной урока, который показывает, что в нашей школе иноязычная среда не противопоставляется развивающему обучению, а, напротив, гармонирует с ним, помогая ребятам в привычных для них формах работы познавать мир иностранного языка.
На предлагаемом уроке детям предстоит ознакомиться с простым прошедшим временем путем открытия нового знания. Урок имеет следующую структуру:
– создание контакта с учениками;
– ситуация успеха;
– проблемная ситуация;
– поиск путей решения;
– определение пути решения;
– проверка работоспособности выбранного пути;
– первичное закрепление полученных знаний;
– включение нового знания в общую систему;
– рефлексия.
Известно, что детям в младшем школьном возрасте очень нравится учиться на основе получения опыта в реальной жизни. Учитель становится для ребенка безусловным авторитетом и интересной личностью, если он сопровождает его на пути познания мира с теплом, добротой и любовью. Именно поэтому я создала вокруг себя «проблемную ситуацию», на которую дети с готовностью откликнулись, желая помочь своей учительнице.
Основные моменты из сценария урока. (Парты заранее расставлены для командной работы. У каждой команды на рабочем месте лежит словарь.) Приветствия, налаживание контакта (вопросы о том о сем в рамках пройденного ранее материала: как проходит их день, какое у них настроение и проч.). Далее мы собираем банк наших ежедневных дел, параллельно фиксируя на доске схему предложений в настоящем простом времени (очень важно, чтобы были примеры с личными местоимениями I, he, she, it). Интересуюсь, нужна ли моя помощь относительно домашнего задания. А после этого объявляю о том, что мне-то сегодня как раз понадобится их помощь:
– My dear pupils, I have a letter from my friend. She lives in Edinburgh – the city in Scotland (если есть карта мира в кабинете или глобус, то можно на них показать эту страну). Is Scotland an English-speaking country?
– Yes.
– So, is the letter in Russian language?
– No. It’s in English.
– You`re right! But I can’t understand a part of my friend’s story. Are you ready to help me?
– Yes!
– Let’s read it!
На доске появляется письмо. (Его можно написать от руки, раздать копии, а оригинал повесить на доске или держать в руке. Также можно использовать формат электронного письма, которое будет отображаться на экране.)
Дети внутри каждой команды читают это письмо, можно попросить нескольких учеников прочитать его вслух.
– Can you find the part of this story I can’t understand?
Дети замечают, что в одном предложении слова стоят вразнобой. Я предлагаю ребятам помочь мне понять его (для этого у нас есть только словарь и уже известная схема предложений в настоящем простом времени), а для этого нужно с помощью имеющихся у нас знаний и пособий «расшифровать» предложение. Даю им 5 минут на то, чтобы выдвинуть свои гипотезы. (Если на вашем уроке допустимо использование русского языка, или же дети не могут донести свою информацию на иностранном, то можно выслушать их речь на русском языке.)
Поскольку незнакомым словом в этой части письма является слово yesterday, ребята начинают искать его в словаре. Как правило, все команды единодушно сходятся на том, что речь в письме идет о чем-то таком, что уже произошло. (Интересно заметить, что ребята, приученные к работе со словарем, используют его для формулирования ответа на английском языке!) Но вот возникает заминка: что это за «хвостик» -ed в кругу других, уже знакомых слов? Куда же его приставить?
Если дети сами не могут догадаться, то учитель еще раз обращает внимание на известную им схему предложений, пытаясь навести их на мысль, что только у глагола может появиться окончание.
Таким образом, мы делаем вывод, что смысл этого предложения был непонятен, потому что мы еще не умеем рассказывать о тех действиях, которые происходили с нами в прошлом. Нужно срочно это исправлять, ведь моя подруга ждет ответа!
В итоге из письма мы заключаем, что именно к действию необходимо добавить окончание -ed, чтобы можно было о нем сказать в прошедшем времени.
Я сообщаю своим ученикам, что параллельно с их поисками я тоже искала ответ и нашла видео, которое и предлагаю всем посмотреть. (Конечно, видео было найдено заранее.) В нем рассказывается про дедушку, который отправляет все глаголы в прошлое. Перед тем как он их туда отправит, я делаю паузу, чтобы ребята озвучили свой ответ согласно сделанному ранее предположению. Ребята очень рады, что их догадка оказалась верна. Я предлагаю отпраздновать победу энергичным танцем (физминутка на английском языке), ребята и танцуют и поют одновременно.
Далее мы закрепляем полученные знания с помощью упражнений. Учитель может подобрать их на свое усмотрение. Я обычно предлагаю ребятам два стаканчика с надписями present и past, а также набор предложений в настоящем простом и простом прошедшем временах, чтобы они потренировались различать, о каком моменте времени рассказывается в этом предложении. Обязательным условием является работа ребят в команде: они поочередно берут предложения, читают и делают выбор, обосновывая его. Карточку можно положить в правильный стаканчик только в том случае, если все члены команды ответили yes/I agree/ you’re right.
В довершение всего ребятам предстоит написать ответное письмо другу. Я вешаю на доске слова, обозначающие действия в начальной форме, с припиской present/past и прошу ребят составить от моего имени ответное письмо в командах. Далее раздаю ученикам заготовки письма с пропусками, куда надо вставить имя моего друга, мои ежедневные действия, вчерашние действия, прощание и подпись. (Ранее дети уже ознакомились с форматом письма. Если нет, то можно сначала совместно на основе имеющегося на руках создать алгоритм его написания, зафиксировав на доске.)
Далее мы вешаем на доску все варианты и делаем вывод, что у всех была одна и та же информация, поэтому и письма должны быть одинаковы у всех. Сравниваем, обсуждаем, радуемся.
Этап рефлексии имеет тоже много вариаций в зависимости от предпочтений учителя и группы. Есть стандартные вроде «Что было нового?», «Понравился ли урок?»; а можно и креативное задание придумать, в котором каждый может выразить свое настроение, а заодно использовать новое знание.
Конечно, это не единственный разработанный мной сценарий урока с использованием базовых принципов деятельностного подхода. Но эта модель, я надеюсь, поможет учителям английского языка, работающим в данной системе, понять, как сложить в гармоничный союз их предмет и концепты системы развивающего обучения Эльконина – Давыдова.
Мир детства прекрасен и достоин того, чтобы его изучали. Так, как изучали его гениальный Д.Б.Эльконин и его последователь В.В.Давыдов, оставившие нам бесценное педагогическое наследие. Не нужно стесняться вводить в образовательный процесс занимательное действо. И тогда наша деятельность будет максимально продуктивной, а уроки – комфортными и содержательными!
Мы будем очень рады, если вы воспользуетесь данным сценарием урока в своих классах и получите желаемый результат от занятия! Играйте и экспериментируйте на уроках, превращайте их в мини-истории, которые обернутся большой победой ваших учеников в будущем!
P.S. И вообще, не откладывайте надолго, воспользуйтесь данным сценарием на ближайшем занятии по введению простого прошедшего времени!
Татьяна КАПСАМУН, учитель английского языка школы №1561
Комментарии