В начале 2015-2016 учебного года появилось сообщение министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова о том, что в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2015 года ФГОС для 5-9-х классов второй иностранный язык станет обязательным элементом школьной программы. Министр также пояснил, что школам предоставят пятилетний переходный период, чтобы реализовать это требование. Это порадовало учеников, родителей и педагогов. Большинство из них считают, что изучение в школе двух иностранных языков, несомненно, прогрессивный шаг в развитии образования РФ. При обсуждении этого вопроса родители высказывают мнение, что, наконец, наши дети могут получать образование, как в зарубежных странах – Германии, Англии, Франции, в образовательных учреждениях которых учащиеся изучают по два и три иностранных языка. Однако есть и те, кто придерживается другого мнения по данному вопросу.
Я преподаю немецкий язык в сельской Веселолопанской средней школе Белгородского района Белгородской области. Мой педагогический стаж – 60 лет, что позволяет мне выразить свое положительное мнение по поводу изучения второго иностранного языка. Иностранный язык улучшает память ребенка, развивает кругозор, побуждает к творческому мышлению. Дети, изучающие иностранные языки, становятся развитее, умнее, повышается их общекультурный уровень. В процессе овладения иностранным языком ребенок прослеживает связи между родным (русским) и иностранным языком, отмечает, что между ними общего и какие различия, что помогает ему лучше познавать родной язык. Ребенку доставляет удовольствие приобщаться к духовным, культурным ценностям не только своей страны, но также страны изучаемого языка.Иностранные языки служат прекрасным средством общения. В течение 40 лет я как руководитель школьного интернационального клуба организовываю обмены группами школьников со школами Германии. География наших связей и обменов обширна. Это города Херне, Верль, Шверин, Равенсбург, Мюльхайм. Школьники при обмене живут в семьях принимающей стороны, посещают занятия в школах, знакомятся с бытом и нравами людей иной страны. В селе Веселая Лопань проживают 3000 жителей. В семьях в качестве гостей за эти годы побывали более 500 немецких школьников, и соответствующее количество учеников из Веселой Лопани жили в немецких семьях по 2-3 недели, обучались в школах Германии.В воспитании дружбы и толерантности в отношении друг к другу большую роль играют иностранные языки. При этом их изучение не умаляет любви к своей Родине. У меня за годы моей работы образовалось более 35 последователей, то есть тех выпускников школы, которые выбрали специальность «немецкий язык», ездивших по обмену в Германию и другие страны Европы. Они работают в Белгородской области, в Москве и в других городах и селах нашей страны преподавателями немецкого языка, журналистами. Они любят свою Родину и своим трудом стараются быть ей полезными.В нашей школе пока еще не введено изучение второго языка, но необходимость в этом существует. Уже второй год я провожу занятия по немецкому языку на общественных началах по просьбе родителей с некоторыми школьниками 3-го класса, изучающими английский язык. Эти дети успешно, с большим удовольствием и радостью осваивают два языка – английский и немецкий.Так откуда взялась боязнь изучать второй иностранный язык? Дмитрий Ливанов в своем выступлении говорил о том, что в гимназиях царской России изучалось по два иностранных языка. Многие выдающиеся люди, поражавшие весь мир обширными познаниями и силой ума, владели несколькими иностранными языками.Писатель Лев Николаевич Толстой знал 15 иностранных языков, известный антрополог Вячеслав Иванов – около 100, Александр Грибоедов, драматург, дипломат, знал 9 языков. Список полиглотов можно продолжать до бесконечности.Изучать несколько иностранных языков – это требование нашего времени.Это фактИсследования ученых доказывают: у людей, которые говорят на двух или более языках, значительно лучше развиты когнитивные (познавательные) функции. Среди качеств, присущих таким людям, отмечаются гибкость ума, особенно в планировании и принятии решений, креативность, способность быстро переключаться между разными заданиями и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.Светлана ПАШКОВА, заслуженный учитель РФ, с. Веселая Лопань, Белгородская область
Комментарии