search
main
0

Поговори со мною, мама…

С вечера родители опять выясняли отношения. Сашка зажимал уши руками, пытаясь делать уроки. Математика в голову не лезла. Взялся за русский. Минут через пять заметил, что вместо изложения пишет в тетрадке одну фразу: «Чем так жить, лучше умереть».

В школе он, конечно, опять нахватал двоек. Классная оставила после занятий: «Саша, я вижу, что с тобой что-то происходит. А ведь 9-й класс – это серьезно, надо думать, как жить дальше». Сашка молчал. О чем он мог рассказать ей? О том, что родители уже полгода каждый вечер собираются разводиться, о том, что упрекают друг друга в нехватке денег и внимания. И не дай бог Сашке попасться им на глаза – сразу переключаются на него. «Ладно, Саша, захочешь мне о чем-то рассказать – не стесняйся», – вздохнула классная руководительница. Ее уже где-то ждали. «Чем так жить, лучше умереть», – прошептал себе под нос Сашка, выходя из класса. Он давно уже понял, что никому не нужен.

Сашка пришел домой, достал с антресолей веревку. Шагнул со стола… и рухнул вниз вместе с люстрой. Когда мать пришла с работы, он как раз убирал осколки. «Да это ж наказание какое-то, а не ребенок, ну все портит!» – запричитала она. Бледный Сашка хлопнул дверью своей комнаты. Под подушкой у него была припрятана упаковка снотворного. Сквозь сон он еще слышал голоса родителей – опять ругались. Очнулся Саша уже в больнице.

Через неделю после выписки мать привела Сашу на прием к Светлане Васильевне Лукьяновой, руководителю суицидальной службы Омской областной психиатрической больницы. В последнее время медики отмечают небывалый рост подростковых самоубийств.

– Светлана Васильевна, до середины ХХ века считалось, что самоубийство вообще не присуще детям….

– Не думаю, что самоубийство не присуще детям. Они ведь воспринимают смерть иначе. Им просто хочется спрятаться от проблем. Вспомните классику. Сколько лет было Ромео и Джульетте? И причины так же стары – проблема отцов и детей, одиночество, несчастная любовь. Самоубийство – третья основная причина подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. Какими бы тревожащими эти данные ни были, они, вероятно, занижены. О самоубийствах не всегда сообщают. Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Кроме того, самоубийство – это ведь не только петля или таблетки. Алкоголь, наркотики, виртуальная реальность – это тоже способ ухода от проблем. Ведь жизнь – умение преодолевать те или иные препятствия на пути к реализации своих планов и мечтаний. Детей надо этому учить. Практически все самоубийцы одиноки в семье, в школе. Их окружение формально. Их просто не замечают.

– Что же делать?

– Любить своих детей. Потребность любви заложена в каждом человеке, а дети особенно в ней нуждаются. Потребность любви – это желание быть любимым, любить самому, быть частью чего-то. Если эти три составляющие присутствуют в жизни ребенка, он в состоянии решать встающие перед ним проблемы.

Наталья ЯКОВЛЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте