search
main
0

Поговори со мною, мама! . Важно разбудить генетическую память

Речь человека находится на кончиках пальцев. Мамам, заботящимся о речевом развитии своих малышей, специалисты говорят о необходимости раннего стимулирования мелкой моторики ребенка. Шершавые, выпукло-вогнутые, «дырчато-пупырчатые», гладкие, волнистые игрушки-погремушки, попавшие в руки малышу, активизируют не только его познавательные способности, но и его речь. Хорошо, если малыш еще и «тычет в книгу пальчик». Воспитывая культуру речи, надо как можно раньше приучать ребенка к книге. Тактильное, визуальное восприятие вместе с выразительным чтением в исполнении мамы способствует лучшему речевому развитию. Воспитатели жалуются, что трехлетки изъясняются звуками, а не словами. А развитой малыш на чистом русском беседует с окружающими. Причина – в отношении взрослых.

Есть такое понятие – «генетическая память». Оно касается культуры речи напрямую. Русский язык – это достояние, переданное нашими предшественниками, необъятный «сундук с добром» – черпай, обогащайся сам и других одаривай! Не надо скрывать эти богатства от детей. Песенки, потешки, сказки, загадки, скороговорки, пословицы должны ложиться в речевой багаж малыша как можно раньше. Мелодичная русская речь, которая проникает в память, – в пушкинских сказках. Увы, мамы часто пренебрегают чтением книг, усаживая чадо перед телевизором. Ребенок с интересом смотрит «телик», слушая все подряд. Постоянный шум нервирует, а беспорядочный просмотр порождает множество вопросов. В сознании малыша возникает нереальный мир, где правила жизни часто далеки от моральных норм. «ТВ-детки» говорят гораздо хуже сверстников, с младенчества знакомых с книжками.

Но одними книжками не обойтись. С ребенком нужно разговаривать, расширять его представления о мире, не лениться давать ответы на его вопросы. Увы, не общаются с детьми и вполне благополучные родители. Мамочка-врач посетовала: «Приду с работы усталая, а сын мой пристает: «Мама, поговори со мной». А о чем?!» Книги читать, по ее мнению, только время терять. В итоге неразвитая речь не давала ребенку возможности выразить мысли на уроках, не было интереса к книгам. Старшеклассником он не знал элементарных вещей. Родители испугались, наняли репетиторов. А всего-то надо было в детстве говорить с мальчишкой, читать вместе хорошие книги.

Ни одному первокласснику не нравится корпеть над прописями, выписывая крючочки-палочки. Родители, чтобы ускорить процесс, помогают выписывать «каракули». А нужно запастись терпением, превратить занятие в игру. Еще лучше купить прописи дошколенку, для которого игра в школу – удовольствие. Работать за компьютером проще, чем выводить буквы на бумаге. Но… Так называемая кнопочная грамотность обеспечивается не столько знаниями самого пользователя, сколько специальной программой. Ошибся, и слово с неверно выбранным написанием будет подчеркнуто. Компьютер сам предложит нужный вариант, подберет синонимы. Причем не всегда к месту. Какая уж тут культура речи? И даже с помощью компьютера писать трудно – велик соблазн «списать» у Интернета. А это уже не собственный язык, не индивидуальная речь. В отличие от компьютерного письма при обычном у каждого проявляется свой почерк, особый росчерк пера, обнаруживается характер.

Польза от компьютера, конечно, есть. Компьютерный мир предполагает активную переписку с друзьями, и эпистолярный жанр ныне возрожден. Болтовня в Сети, диалоги на форумах, письма друзьям – все это сейчас модно. Пишут-то много, но как? Язык СМС укороченный и безграмотный. «Прикольная» лексика, особый синтаксис для детей до такой степени заразительны, что они с удовольствием переносят их в повседневное общение. Эти конструкции настолько входят в привычку, что трудно отвечать на уроках, не говоря уже о сочинениях. Поскольку в школе часов на русский язык и литературу и так мало, а запоем читают немногие дети, привычка коверкать речь в сознании ребенка закрепляется. Вот почему основы культуры речи должна закладывать не школа, а мамины сказки, домашнее чтение, задушевные разговоры с родными.

Тамара СКОК, старший преподаватель кафедры массовой информации и коммуникаций Омского государственного педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте