search
main
0

Поговори со мной, березонька! Сокровенное

На голой ветке березы сидит ворона и во все горло ругает зиму. Береза участливо качает ветками, словно соглашается с крикливой гостьей.

Береза, березонька… Вот уже который год из окон своего кабинета я наблюдаю за тобой. Каждое утро я захожу в свой класс. Вскоре приходят дети. Поздоровавшись со мной, бросаются к окну: кто с булкой, кто с семечками. Птицы это знают, они уже наготове. Форточка открывается, угощение высыпается на подоконник, на снег. Птицы радостно щебечут. Счастливы и мои добрые ученики. В нашем интернате учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, большинство из них – олигофрены. В умных книгах пишут, что у таких деток очень бедная эмоциональная сфера. Я не согласна! Никто не умеет так сильно огорчаться и так искренне радоваться, так глубоко сопереживать, как наши подопечные. Вот на уроке мы читаем рассказ, где главные герои поступают несправедливо, нечестно, жестоко обращаются с близкими. Мои ученики (даже те, кто в старших классах сидит с букварем, диагноз – глубокая умственная отсталость) глубоко чувствуют ситуацию.  Мои милые, дорогие дети. Бывало, к интернату подкидывали маленьких котят, щенят, и дети, сами познавшие горечь сиротства, очень жалели бедных животных. Кто после завтрака булочку припрячет и вынесет, кто кусочек мяса не доест во время обеда – лишь бы котяткам помочь. Мы, взрослые, гнали котят и щенят подальше от территории интерната, но слышали: «Мама, у них, бедных, никого нет, а вы еще хуже им делаете, прогоняете». Я не оговорилась, они называли нас, учителей и воспитателей, не по имени-отчеству, они называли нас мамами. Мы не противились, пусть называют, ведь звать кого-то мамой – это природная потребность, причем самая необходимая.  Береза за окном для детей живая – ведь она радуется или огорчается вместе с ними.  Жалеет сиротинушек: и девочку с раскосыми глазками, и мальчика с вывернутой ноженькой, и того, кто раскачивался все время. Раскачивался, словно хотел улететь в небо птицей. Туда, где счастливое детство, туда, где все дети одинаковы. Одинаково здоровы. Наверное, береза под окном хранит в своей памяти и те песенки, которые дети пели на праздничных концертах, – о ласковом мамином взгляде, о сильных и надежных папиных руках. Помнит береза и тихий плач светловолосой, как одуванчик, девочки, плач о маме, подружившейся с ненавистной горькой…  Помнит она все-все детские секреты, их просьбы о том, чтобы не чужие руки гладили их головки перед сном, а родные мамины. Но, увы, никто не внял их мольбам, так и выросли они на государственном обеспечении, не узнав, какими нежными бывают руки матери, какими сладкими бывают колыбельные песни… ​Гузаль ВАЛИУЛЛИНА, учитель русского языка и литературы Ново-Кинерской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, Арский район, Республика Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте