Недавно посчастливилось мне проехаться в школьном автобусе – новеньком пазике, только что полученном школой по программе модернизации. Автобус с иголочки, разве что краской только не пахнет (хотя это, наверное, по СанПиНу не положено), все внутри сияет чистотой, и блестит кожзаменитель на сиденьях! «Игрушка, а не автобус», – подумалось в первые секунды пути. Но уже через пять минут тряски по сельской дороге, далеко не самой плохой, даже асфальтированной и местами без ям, съеденный с утра бутерброд начал проситься наружу, а в голове нудно загудело от постоянного громыхания, раздававшегося с задней площадки. Я сначала даже и не поняла, что за желтая металлическая этажерка гремит и дребезжит, считая каждую из многочисленных проселочных ям.
– Что это за сооружение? – спросила сидящих рядом учителей, с которыми мы ехали из сельской школы на семинар в областной центр. – Это полки для сумок, детям надо туда портфели складывать, когда в автобус садятся. – И что, все складывают? – Да что вы, нет, конечно! Да это и неудобно: младшие, если сумку из рук выпустят, потом ее в общей куче полчаса искать будут. Да и падают портфели с полок, в общем, убрать бы эти железяки отсюда, чтобы не гремели!.. Но убрать нельзя, комплектация нарушится, техосмотр автобус не пройдет. Конечно, мне после поездки очень было жалко детей. Проехать три-четыре километра по нашим сельским дорогам под жуткий железный грохот удовольствие ниже среднего, только ведь ребятишки дольше едут. И терпят. И съеденные на завтрак бутерброды мечутся в поисках выхода, а голова начинает болеть, еще когда стоишь в ноябрьской темноте на остановке в тревожном ожидании автобуса. Хотя много вы остановок в селе видели, чтобы с крышей от дождя и с боковинами от ветра?.. Думаю, лет через несколько, когда следующие поколения будут давать оценку сегодняшним образовательным экспериментам, закрытие школ и подвоз ребятишек в автобусах на уроки назовут одним из главных иезуитских испытаний. Сельская школа должна находиться в шаговой доступности. Количество транспорта увеличивается, дороги не улучшаются, ДТП с участием детей и школьных автобусов, к сожалению, не редкость. В январе этого года в Курской области «Икарус», перевозивший детей после областной олимпиады школьников, столкнулся с автомобилем, двое погибли, шесть человек, в том числе дети, получили травмы. В марте в Екатеринбурге автобус с детьми попал в ДТП, трое ребят были госпитализированы. 13 мая на Ставрополье школьный пазик столкнулся с автобусом МАН, погибли четыре человека, 18 пострадали. Причины аварий разные, но чаще всего главные три – техническое состояние машины, плохие дороги и так называемый человеческий фактор. Про техосмотр отдельный разговор. С одной стороны, деньги на ремонт автобусов школьным директорам постоянно приходится или выбивать из муниципального бюджета, или выкраивать из школьного. А с другой – очень много требований, которые водители считают абсурдными. Например, если в слове «дети» буква «е» отвалилась, техосмотр не пройдешь. То же, если нет молотка для аварийного разбивания окон. Хотя некоторые водители считают его вещью почти бесполезной, так как триплекс, из которого изготовлены лобовые стекла в автобусе, этот молоточек не берет. Но ведь не все стекла в автобусах такие.
С ГЛОНАСС тоже особый случай. Этой системой должен быть оборудован весь школьный транспорт. И именно благодаря новому оборудованию скорость школьного автобуса ограничена до 60 километров в час. Обогнать кого-то при такой езде невозможно, нельзя объехать даже трактор на сельской дороге. А тащиться за ним со скоростью 40 км в час, дыша поднятыми клубами пыли, устают и дети, и взрослые. Если автобус попытается разогнаться чуть больше 60, он резко тормозит, и всех пассажиров швыряет вперед. Но некоторые водители этот ограничитель скорости учатся отключать, чтобы машина могла набрать хотя бы до 70 километров в час. С водительскими кадрами тоже немалые проблемы. Чтоб не пил, не курил – это лишь одно небольшое условие. Второе, не менее важное, чтобы согласился работать за семь тысяч рублей в месяц и почти без выходных, потому что по субботам многие школы еще учатся, а по воскресеньям уже едут на соревнования и олимпиады.
Как справиться со всеми этими проблемами и много ли сегодня школьных автобусов в Воронежской области, я спросила у начальника Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Жозефа Еркнапешяна. Вот что он рассказал:
– У нас более 500 автобусов, если быть точным – 534. Это и ПАЗы, и КАВЗы, и «газели». Из них около 140 не соответствовали техническим требованиям по безопасности школьных автобусов. Есть технический регламент, в котором все прописано: ограничитель скорости, количество мест, ремни безопасности, звуковая сигнализация, контроль открывания двери. Это если дверь случайно откроется, то двигатель глушится в автоматическом режиме. Так же и со скоростью: если более 60, то начинает действовать ограничение. Мы проблему соответствия требованиям озвучили, и, надо отдать должное правительству области, главе администрации Алексею Васильевичу Гордееву и Департаменту образования, средства были выделены, автобусы переоборудованы и приведены в соответствие с техническим регламентом. Вторая задача, которой мы тоже уделили большое внимание, – это необходимость оснащения всех машин системой ГЛОНАСС. Я поднимал этот вопрос на президиуме правительства Воронежской области, губернатор дал указание финуправлению, и из бюджета дополнительно выделили 10 миллионов рублей, это было в 2011 году. На сегодняшний день все школьные автобусы оснащены системой ГЛОНАСС. Все машины выведены на районный диспетчерский пункт, и теперь каждую машину можно увидеть в единой сети. В некоторых районах это сделано на автопредприятиях.
Еще проблема – техническое обслуживание автобусов. На областной комиссии по безопасности я потребовал, чтобы школы и районные отделы образования заключили договоры с районными транспортными предприятиями на ремонт этих машин, чтобы автобусы регулярно там проходили ТО. Это сейчас делается. Были выявлены факты, когда автобус ставился не в гараж, даже не на территорию школы, а у водителя возле дома. Такого быть не должно, и мы проверяем соблюдение условий эксплуатации транспорта регулярно в течение года. Еще два проблемных момента существуют сегодня. Не все школы оформили лицензии на пассажирские перевозки. Это требует прокуратура, и мы поддерживаем. Да, основная деятельность школы – образовательная, но независимо от того, зарабатываются деньги при подвозе или это делается бесплатно, есть регулярные перевозки, которые осуществляет школа, и есть маршруты, а это уже попадает под перевозочную деятельность и под лицензирование. Но пока не все школы получили лицензию на организацию перевозок. Второй момент такой. Пока мы в системе ГЛОНАСС, через единый региональный центр, школьных автобусов не видим. Все пассажирские автобусы, а также транспорт, который перевозит опасные грузы, у меня на рабочем компьютере есть, и я, и инспектора можем проверить любое транспортное средство, осуществляющее такие перевозки. Тем не менее школьных автобусов мы пока не видим. – Почему и обязательно ли это? Ведь в районах их видят. – Этого недостаточно. Мы должны видеть их через региональный центр мониторинга, соответственно Москва, Центр федеральной службы их тоже смогут увидеть. Таковы сегодня требования. За мониторинг и передачу информации школы должны платить деньги региональному центру, то есть нужны дополнительные бюджетные средства. Эта проблема в ближайшее время решится, и мы сможем отслеживать движение всех школьных автобусов. Еще сегодня тяжело решается проблема улучшения дорожных условий. Не все школьные маршруты соответствуют требованиям безопасности. Не везде соответствует ширина проезжей части, обочины, дорожные знаки и так далее. Надо запрещать перевозки, но тогда детям придется добираться до школы по 10 километров на тракторах или пешком идти. В таких условиях у меня рука не поднимается запрещать перевозки. Мы пока лояльны, и ГИБДД тоже. Хорошо, что в течение последних трех лет в области нет никаких ЧП с участием школьных автобусов. Сейчас, конечно, есть надежда на улучшение ситуации, так как создан территориальный дорожный фонд, средства появились, и мы попросили глав администраций районов, чтобы они занялись улучшением школьных маршрутов и их оборудованием. – Часто такие требования предъявляют к директорам школ, разве это правильно? – Так как автобус находится в школе и школа является организатором перевозок, то, конечно, и с директора будут требовать. Но когда маршрут не соответствует, мы понимаем, что директор школы сам дорогу построить не может, поэтому мы выдаем предписание главам администраций районов. Так же директор не может самостоятельно построить гараж, где должен стоять автобус, но прямая обязанность директора – обеспечить оборудованную стоянку и следить за безопасностью организации движения. Для этого мы проверяем наличие паспортов маршрута, чтобы было расписание, все согласования, указаны ответственные лица. Мы тесно взаимодействуем с областным Департаментом образования, на все проверки берем их сотрудников, чтобы они видели состояние дел и обращали должное внимание на проблемы. Сегодня часто бывает, когда детей в школе много, одного автобуса для подвоза не хватает. Нужны еще машины. А с водителями тоже проблема, особенно в мелких населенных пунктах. На школьном автобусе должен работать профессиональный водитель со стажем не менее трех лет, и медосвидетельствование каждое утро должно проводиться. Хотя сейчас с этим стало проще: медработник школы сам проводит проверку, медики проходят в наркодиспансере обучение, специальные курсы, и эта проблема практически снята сегодня. Главное – найти водителя. – Какие районы вы бы назвали в числе лучших? – Лискинский район. Хотя там тоже был факт нехватки автобуса, но они решили проблему. В Верхнехавском районе вопросы были – маршрут не соответствовал, в Каширском тоже… Я так скажу, если глава администрации сильный и хочет решать проблемы, они решаются. – А могут ли к вам обратить за помощью школьные директора? Если, например, нужно установить дополнительные дорожные знаки или светофор, или пешеходный переход оборудовать? И что бы вы хотели сказать директорам? – Мы перед началом учебного года постоянно бываем на коллегии Департамента образования, сами проводим совещания, ну а с директорами готовы встретиться в любое время. Всегда постараемся помочь. Перевозка детей – это особо значимые перевозки. Любое ДТП – это тяжело, а с участием детей – настоящая трагедия. Поэтому контролировать организацию работы мы будем обязательно. Те, кто не получил лицензию, готовьтесь и получайте. А самое главное – подбор и контроль за водительским составом. И помнить о том, какая большая ответственность лежит на учителях, которые являются сопровождающими на маршрутах. Я решила, что разговор о школьных автобусах и маршрутах будет неполным, если не привести еще один пример. Беседуя недавно с начальником отдела по образованию администрации Борисоглебского городского округа Светланой Ласкиной, узнала, как в этом районе решается проблема подвоза. В сельских школах района всего пять автобусов. Некоторые делают по два подвоза утром и по два днем. В этом году провели реорганизацию Чигоракской школы. Она стала базовой, а Миролюбскую и Махровскую школы сделали ее филиалами. Как сказала Светлана Викторовна, Махровская школа не имеет перспектив демографического развития, но пока все равно остается. Учителя все делают, чтобы школу сохранить, но детей нет – всего 21 ребенок в большом типовом здании. В общем, по линии Чигорак – Миролюбие – Махровка ходит автобус и подвозит детей. – Но мы хотим, – говорит Светлана Викторовна, – начать подвозить учителей в школы-филиалы! Подвозить детей не только невыгодно, но больше чем на 20 километров это очень сложно. Поэтому мы решили так составить расписание для учителя английского языка, чтобы ей было удобно работать в трех школах, которые она могла бы объехать. А мы ей предоставим маршрут и транспорт. В маленькой школе сохранить узких специалистов сложно, но выход найти можно. Также можно обеспечить изучение некоторых разделов дистанционно, с использованием компьютеров. А дети будут находиться рядом с домом, в своей школе, и их не надо будет возить.
Фото автора
Комментарии