search
main
0

Поэты попали в переплет

Нерв стихотворного столбца и энергия подачи

Во МХАТе имени А.М.Горького на 8‑й открытой сцене прошел первый поэтический батл «В переплет!», представляющий собой соревнование между поэтами разных поколений и пишущими стихи актерами.

Стихи Ганны ШЕВЧЕНКО раздвигают узнаваемый быт до космических пределов. Фото с сайта penrus.ru

Так называемые батлы между поэтами – явление достаточно новое, но уже завоевавшее популярность. Участники соревнуются друг с другом, читая стихи, а в конце жюри выбирает лучшего. Правда, кто-то из организаторов проекта заметил, что серьезные поэты такого формата не признают, называют его цирком.

Действительно, как можно оценить, какой из поэтов лучше, а какой хуже, если речь идет об авторах, которые имеют не только разный уровень таланта и мастерства, но и пишут в различных стилях и направлениях? Сами организаторы во главе с художественным руководителем МХАТа Эдуардом Бояковым и не скрывают, что победа в таких состязаниях – вещь достаточно условная: «Наша цель – открыть новых поэтов, которые не только пишут сильные стихи, но и доказывают эту силу во время своих выступлений».

Это означает, что оцениваются не только сами стихи, но и то, как автор читает их перед зрителем. «Нерв стихотворного столбца и энергия подачи стихотворения – основные требования для участников батла, – заявляют организаторы. – Поэт – это не только стихотворец, это в первую очередь личность, несущая свое мировоззрение, свою мудрость и умеющая отстоять свою позицию. Через состязания и выступления поэт доказывает силу своего воздействия на читателей, а в конечном счете – силу своей личности, личности творца».

Хотя предполагалось, что сквозной темой стихов будет осень, непосредственно это время года упоминалось лишь в некоторых из них. Разве что почти в каждом втором стихотворении почему-то присутствовал дождь… К форме стихотворных выступлений авторы проекта также отнеслись достаточно лояльно – со сцены звучали и тексты, написанные в традиционном формате, и те, что больше напоминали прозу…

Впрочем, в жюри сидели отнюдь не дилетанты, а самые настоящие мэтры: известные поэты Мария Ватутина, Максим Замшев, Ефим Бершин и Юлия Белохвостова, актриса Елена Захарова, комьюнити-менеджер издательства «ЛитРес» Полина Воронина. Среди специальных гостей оказались писатель и публицист Елена Черникова, либреттист, поэт и драматург Антон Аносов, актер Николай Перминов… И участников профессионалы судили по всей строгости: никакого первого, второго и третьего места – только один-единственный победитель!

В первом отделении соревновались между собой поэтические пары, причем в каждую из них входили маститые стихотворцы, за плечами которых были многочисленные публикации в литературных изданиях и победы в литературных конкурсах. Для удобства голосования использовались так называемые поэтические платки. Один из пары надевал на шею красный платок, второй – синий, а членов жюри снабдили платками тех же цветов, которые они поднимали во время подсчета голосов. Потом состоялось состязание уже между оставшимися участниками, которых также разбили попарно. В итоге остались два человека, из которых был определен победитель. Точно так же проходило и второе отделение, где выступали уже актеры-поэты. В суперфинале пришлось состязаться сразу двум победителям – из категории поэтов и категории актеров.

Пожалуй, слабых стихов не было ни у кого. Но многие поэтессы, как из числа профессиональных литераторов, так и из числа актрис, такие как Инна Теплова, Полина Орынянская, Мария Сакович, Екатерина Ишимцева, отсеялись на разных этапах, скорее всего, из-за того, что читали про личное, а это не всегда звучит выигрышно в сравнении с текстами на более общечеловеческие тематики. Впрочем, то же случилось и с Летой Югай, которая читала стихи, написанные на основе народного фольклора, – талантливые, но непривычные уху среднестатистического слушателя… На последнем, «поэтическом», этапе Сергей Золотарев и Ганна Шевченко (которые, кстати, являются супругами) уступили Дане Курской, но явно не потому что их подвел профессионализм, он выше всяких похвал, а потому что в стихах Даны была та изюминка, которую слушатель обычно ловит на лету. Особенно это проявилось в стихотворении о любовных отношениях на фоне горящего Нотр-Дама. Перед этим Дана едва не уступила Лере Манович, сумевшей заставить весь зал смеяться, но ближе к концу уверенно выбилась вперед.

Второе, «актерское», отделение, было немного не похоже на первое. Слушая чтение участников, хотелось повторять фразу: «Талантливый человек талантлив во всем!» Хотя стихи в большинстве своем были достаточно сильными, создавалось впечатление, что это скорее хобби для людей, чья основная профессия, – лицедействовать, а экспрессия, так влияющая на слушателя, достигается больше за счет приемов художественного чтения, чем за счет особенностей самого стихотворения. Под самый конец неожиданно вырвался вперед, потеснив Дмитрия Беседу (чьи стихи, помимо того что он прекрасно умеет их читать, оказались хороши сами по себе), Владимир Завикторин. Его стихотворение про весну сорок пятого года по сравнению с изящными строчками Беседы выглядело несколько неуклюжим, но подкупило всех искренностью и патриотическим пафосом, которого многим сейчас так не хватает. Именно Завикторин стал финалистом от актеров и соперником Даны Курской. И хотя в суперфинале Дана прочла совершенно потрясающее стихотворение про муравьев, она так и не смогла тягаться с Владимиром, буквально заворожившим жюри своим остросоциальным текстом про бомжа, заброшенные деревни и трагическую судьбу России в целом…

Итоги батла еще раз напомнили присутствовавшим о том, что перед нами разворачивалось скорее театральное действо, чем серьезный литературный конкурс. Кстати, как выяснилось, не столь важно, кого объявили победителем, подарками отметили всех, а все звучавшие стихи будут опубликованы в сборнике «В переплет!», который выпустит ЛитРес.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте