Торжественное открытие культурно-образовательного проекта «Литературный венок России», подготовленное творческой группой учителей словесности под руководством окружного методиста по русскому языку и литературе И.Гриб, состоялось в гимназии №1563. На открытии присутствовала заместитель начальника Восточного окружного управления образования Алла Лавренова, которая в своей вступительной речи подчеркнула значимость и своевременность рождения данного проекта. Потом звучали стихи и романсы, был исполнен вальс Грибоедова, представлена презентация «Лермонтов-художник», что еще раз напомнило всем приглашенным: «Поэт в России – больше, чем поэт».
Особенность окружной программы – создание общекультурного пространства для полноценного диалога между поколениями через различные формы взаимодействия. Программа рассчитана на 2010 год, и выполняют ее вместе образовательные учреждения, родительская общественность, районные библиотеки, входящие в окружные централизованные библиотечные системы №№1, 2, 3, 4. План мероприятий по реализации программы проекта включает и сотрудничество образовательных учреждений округа с Институтом языков и культур им. Л.Н.Толстого, Институтом гуманитарного образования и информационных технологий и Фондом памяти Ильи Тюрина, театром на Перовской, учреждениями дополнительного образования. На сайте ОМЦ создана информационная страница, где есть план мероприятий проекта, положения, итоги, анонсы окружных и городских мероприятий, материалы к юбилейным датам писателей и поэтов, мы подготовили информационные буклеты, литературные альманахи, сборники стихов.
Несомненно, особая роль в реализации проекта отведена учителям литературы. Например, учителя – победители ПНП «Образование» и профессиональных конкурсов из школ №№892, 766, 392, 1512, 1351, 1269, 1246 в марте – апреле провели открытые уроки для своих коллег и родительской общественности, запланировано проведение творческого проекта «Москва! Как много в этом звуке…» (совместные проекты учителей литературы, музыки и изобразительного искусства). Учителя литературы округа примут участие в работе «круглого стола» (25 ноября 2010 года) в рамках IV Международного конгресса «Толстой и мировая культура». С 10 мая по 1 ноября в округе проходит дистанционный конкурс среди учителей словесности на лучшую методическую разработку урока литературы, урока внеклассного чтения и внеклассного мероприятия по творчеству писателей-юбиляров. Информационная поддержка конкурса осуществляется через городскую систему дистанционных курсов http://mioo.seminfo.ru/ в информационном пространстве методистов русского языка и литературы ОМЦ ВАО.
Воспитанию, социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, творческого, ответственного гражданина через приобщение к духовному, культурно-историческому и литературному наследию России призваны способствовать окружные научно-практические конференции, творческие конкурсы, игры-олимпиады, фестивали для учащихся, ставшие в округе традиционными. Это НПК «Дети – творцы XXI века», состоявшаяся 29 января 2010 года на базе школы №1290, конкурс проектов «Культура XXI века: между прошлым и будущим», проходивший на базе школы №1032; игра-олимпиада для знатоков русского языка и любителей чтения «Язык родной, дружи со мной» для учащихся 5-6-х классов, проходившая на базе школы №317 и центральной библиотеки №120 имени Б.Лавренева. В течение января – апреля 2010 года учащиеся стали гостями музыкального салона «Клуб друзей Наташи Ростовой» (совместный проект Института языков и культур им. Л.Толстого и музея Толстого), литературных гостиных на базе районных библиотек №№116, 127 и библиотеки гимназии №1516, посмотрели спектакль «Антон Павлович улыбается», поставленный учащимися гимназии №1563; в рамках НПК «Диалог культур» и «Ломоносовские чтения» работали секции литературоведения. Хорошей традицией стало проведение в образовательных учреждениях округа литературных салонов, куда приглашают не только родителей учеников, но и учащихся и учителей словесности других школ округа.
Ученики приняли участие в городском конкурсе творческих работ «Читателя найду в потомстве я…». Победителем конкурса в номинации «Лучшая презентация, анимация и видеопродукция» на тему «Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии» стал ученик 10-го класса школы №1926 Юрий Давар (учитель Нина Макарова). За сценарий устного журнала «Словом можно полки за собой повести» 2-е место получили учащиеся 8-го класса школы №409 (учитель Лариса Ледовских). 3-е место в номинации «Лучшая презентация, анимация и видеопродукция» на тему «Женский взгляд на время» и за эссе «Я зову в собеседники время» получили ученик 8-го класса школы №810 Константин Марков (учитель Татьяна Маркова) и ученица 11-го класса ОУ №891 Полина Пивоварова (учитель Светлана Солнцева). Работы ученика 5-го класса школы №1254 Павла Еремина и ученицы 9-го класса школы №1294 Анастасии Уструговой были отмечены грамотами.
22-23 апреля 2010 года вот уже в третий раз в Восточном округе прошел детский конкурс «Пока в России Пушкин длится…». Конкурс 2010 года, проводимый в год ярких юбилейных событий для русской литературы, расширил свои границы: впервые в программу конкурса был включен конкурс чтецов «Дети читают стихи А.С.Пушкина, поэтов-декабристов и стихи о Пушкине», в котором приняли участие 226 учеников 5-11-х классов. Яркость, эмоциональность и выразительность выступления чтецов оценивали одновременно семь жюри, сформированные из лучших учителей словесности округа. Для торжественного открытия и первого дня работы конкурса гостеприимно распахнуло двери образовательное учреждение №1254. Учеников и учителей встречала выставка изобразительных работ победителей конкурса в номинации «Пушкин в изобразительном творчестве детей» (конкурс в этой номинации проходит в феврале-марте среди учащихся 1-10-х классов). После церемонии открытия и награждения победителей в номинации «Пушкин в изобразительном творчестве детей» началась работа в традиционных для данного конкурса номинациях:
«Литературоведение»;
«Литературное краеведение»;
«Искусствоведение».
Жюри было нелегко определить лучшего, но все отметили выросший уровень представленных на конкурс проектов, исследовательских работ и, несомненно, возросший интерес к творчеству Александра Сергеевича Пушкина.
Одновременно с защитами проектов в трех номинациях в актовом зале проходил конкурс «Мой Пушкин» (стихи собственного сочинения).
Выступали учащиеся разных возрастов. У каждого из них был свой Пушкин, свое видение поэта и его замечательной лирики. Посвящая ему стихи, дети пытались объяснить, кем является для них и для России поэт.
Всем запомнилось стихотворение «Лучший из сынов России», написанное учеником 7-го класса школы №1080 Владимиром Перяковым, который любит ходить в театр и однажды был на спектакле про Пушкина, который оставил в душе неизгладимое впечатление. Владимир решил записать мысли на листочке и заметил, что получается стихотворение:
Я шел из театра, полон
впечатлений
И думал о превратностях
судьбы.
Вот площадь Пушкина, стоит,
задумчив, гений,
При жизни кто ценил
его труды?
О чем мечтал поэт, о чем
молил он Бога
В прозрачном тихом сумраке
ночей?
Кто изводил его, чтобы росла
тревога,
Стараясь изводить
его больней?
Кто отравлял сознанье,
что металось,
Дугой натягивая каждый нерв,
И бешено потом в тисках
стучалось,
И он ушел сражаться,
все презрев…
Педагог, увидевший талант в юном авторе, сразу же отправил его на конкурс, где Владимир занял первое место.
По итогам конкурса будет издан литературный альманах (выпуск №2), куда войдут стихи учащихся – победителей и призеров в номинации «Мой Пушкин».
Прощание с кумиром
Промозглая даль покрыта
листвой,
Не видно следов,
оставленных мной.
Закрыта дорога обратно
туда,
Сломался тот мост,
где бродили вчера…
И как я сегодня смогу
перейти
Ту реку, где отмель была
на пути?
И как рассмотреть мне
в пугающей мгле
Все то, что так близко
и дорого мне?
И сердце так быстро уже
не стучит,
И пламенем ярким оно не
горит.
Угасли все чувства,
разбились мечты,
И мир обретает реалий
черты…
Ужели пропала, погибла
во сне
Та песнь, что казалась
волшебною мне?
Наш лес, наши встречи и
наш чудный мир,
И ты, мой любимый, мой
звездный кумир!
А может быть, если листву
разгрести,
Следы свои снова смогу
я найти?
Но нет, не под стать мне
по кругу бродить
И старые раны свои
бередить.
Проснусь, поднимусь,
вознесусь высоко!
Туда, где душе моей будет
легко!
Где радостно птицы парят
в синеве
И новый кумир улыбается
мне!
Ксения РЕШЕТОВА, 7-й класс, Измайловская гимназия №1508
Посвящение поэту
Вслед за Дементьевым
Мы верим в вещий сон,
Что Пушкин не убит,
Что Пушкин был спасен.
Он начинает год – снежком
пушистым,
Он день встречает – солнцем
золотым.
Страдающим дает надежду
вновь,
И дарит сердцу первую
любовь.
Он – в сказках детских
И в девичьих грезах,
И в шалостях мальчишек
озорных.
Не верит лести и пустым
угрозам:
Он свой – среди своих,
Чужой – среди чужих.
Он – гимн любви и дружбы
бескорыстной!
И в октябре – несчастьям всем
назло –
Друзей, надежных,
помыслами чистых,
Зовет на встречу в Царское
Село.
А темными кавказскими
ночами
Созвездьем ярким улыбнется
нам.
В страну романтики умчится
вместе с нами,
В мир чудных гор и величавых
пальм.
Но все ж милей Михайловские
рощи
Рожденному в российской
стороне:
Здесь как-то все ясней
и проще,
И можно с ним побыть
наедине.
Еловою тенистою аллей
Ведет к усадьбе барской,
говоря:
– Вот домик нянюшки.
Правей – аллея Керн.
Чуть ниже – Сороть тихая
И одинокий челн.
Вдали темнеет мельница
с крылами.
Владенья деда дальше,
за долами.
На горке Савкиной покой
и тишина,
И в синь небесную земля
погружена.
О, как любима Псковская
земля!
Мечтал он здесь остаться.
И не зря!
Святые Горы в вечность
превратили
Живую душу мастера! И вновь
Мы верим в вещий сон:
Нет! Пушкин не убит!
Да! Был поэт спасен!
Анна СТАРИКОВА,
11-й класс, школа №1024
Аллея Керн
Проснитесь, липы!
Первые лучи
Весенние уже пригрели
землю.
И птицам первым с радостью я
внемлю,
Хоть с ними вместе щебечи!..
Живой росток струится выше
к небу,
Он слаб, малыш, но, чувствуя
И видя лип столетних сей
размер,
Он обретает силу их и веру.
Пичужки возвращаются
в свой дом.
Словно от песен почки
набухают,
И хоть одно все пташки
напевают,
«Аллея Керн» мне слышится
во всем…
Аллея Керн…
Аллея Вдохновенья.
Когда-то Вы, поэт, любили
земли эти.
С друзьями в Сороти
плескались, словно дети.
Боготворили дуб уединенья.
Михайловское…
Это дом-приют
Не только Ваш, но всех,
кто разделил,
Глоток души поэта кто вкусил,
Кого отныне тоже вдаль зовут
И искренности взгляд, и танец
ночи,
Игры теней и рифм
водоворот.
Кто тоже пишет ночи
напролет,
Ведь не писать – ну просто
нету мочи!..
Я не поэт, конечно. Я в гостях.
Ваш дом мне дарит
умиротворенье,
Вкушаю сладостно я здесь
благоговенье,
И чувствую, что место мне –
в сенях.
Наталья ОШАНИНА,
ЦО №1453
Работы, получившие признание жюри в других номинациях, составят отдельный буклет, в который войдут исследование учениц 7-го класса школы №351 П.Живоглазовой и П.Заречневой (учитель С.Орлова) «Где находится Лукоморье?», работа учеников 5-го класса ЦО №1476 Ивана Виноградова и Алисы Дерень (учитель Т.Мишук) «На фронте с Пушкиным», исследование девятиклассника гимназии №1516 Никиты Тимошика (учитель К.Коштиал) «Петербург: Пандемониум или земной Эдем?» и многие другие. В наших планах – на следующий год добавить в конкурс еще одну номинацию: «Литературно-музыкальные композиции по творчеству А.С.Пушкина».
Центральным мероприятием округа в реализации культурно-образовательного проекта станет литературный салон «Я победил холодное забвенье…» (по творчеству А.Куприна) в Российской государственной библиотеке 20 октября 2010 года.
Ольга ЖИЛЬЦОВА,
директор окружного методического центра
«» мне слышится…
Комментарии