Изменения последних лет, обнаруживающие себя в диссоциации различных групп и слоев населения, в массовом распространении деструктивных форм самоутверждения и самореализации подростков, заставляют педагогов все чаще обращаться к проблеме социальной адаптации учащихся посредством рекреативных образовательных технологий.
Суть процесса социальной адаптации отнюдь не в приспособленческом, конформистском принятии условий общественной жизни, но в выстраивании творчески продуктивных, диалогических отношений с миром. Это нередко упускают из виду, понимая социализацию как односторонний процесс «встраивания» подростка в структуру общества, при котором заботиться нужно лишь о том, чтобы избегать острых, травмирующих ситуаций. Между тем социальная адаптация может считаться успешной только тогда, когда за ней стоит активная жизненная позиция индивидуума, когда состоялась «встреча» его творческих интересов, культурных традиций и потребностей общества. Такую активную жизненную позицию, безусловно, должно формировать каждое образовательное учреждение.Музыкально-хоровая школа «Радость» – учреждение дополнительного музыкально-эстетического, культурологического и художественного образования, обеспечивающее реализацию потребностей детей и подростков в творческой самореализации и социальной адаптации. В рамках обширной образовательной программы в школе реализуется комплексный воспитательный подход, продуктивно объединяющий урочную и рекреативную (внеурочную) деятельность. С этой целью в школе разработаны комплексные целевые программы «Чтение как основа культуры личности», «Познавательные возможности досуговой деятельности», «Каникулы», «Одаренные дети», охватывающие преимущественно внеурочное время учащихся. Все они предусматривают создание условий для организации содержательного досуга, побуждающего детей к познанию, совместному творчеству и позитивным межличностным контактам.Среди направлений воспитательной и просветительской деятельности школы следует выделить как наиболее важные, системообразующие, организацию школьной детской филармонии, проведение встреч в Музыкальной гостиной, а также театрализованные представления. Следует отметить, что все эти формы деятельности на практике успешно реализуют принципы детско-взрослой образовательной общности.Просветительские абонементные концерты детской филармонии МХШ «Радость», адресованные школьникам Северного округа, – один из наиболее действенных стимулов в исполнительском развитии воспитанников школы. Возможность практического приложения навыков игры на музыкальных инструментах, пения в составе ансамбля или хорового коллектива оказывает необычайно эффективное воздействие на творческое развитие подростков, формирует у них чувство ответственности, просветительский интерес. Ежегодно школа проводит около двадцати филармонических абонементных концертов, слушателями которых становятся сотни школьников Северного округа, на темы «Знаменательные даты», «Увлекательное путешествие в мир оркестровой музыки», «Волшебный мир танца», «Народные истоки», «В королевстве музыкальных инструментов».Не менее действенная форма рекреационного приобщения школьников к искусству – встречи в Музыкальной гостиной МХШ «Радость», нацеленные на творческое осмысление межпредметных связей музыки, литературы, живописи, архитектуры, скульптуры. Педагоги и учащиеся здесь совместно исполняют фрагменты литературных произведений или стихотворения классиков мировой поэзии. Это способствует расширению кругозора детей и подростков, формированию у них интереса к мировой художественной культуре. Сам синтетический жанр подобных концертных программ позволяет воспитанникам школы пробовать себя в разных видах творческой деятельности – в музыкальном исполнительстве, актерском мастерстве, в оформлении и декорировании зала, в ведении концерта. На встречах Музыкальной гостиной нередко выступают и родители школьников (в рамках реализации целевых программ «Семья», «Познавательные возможности досуговой деятельности»). Родители видят достижения своих детей, творческую активность, царящую на этих вечерах, осознают необходимость целенаправленных музыкальных занятий, а дети в свою очередь стремятся продемонстрировать родителям свои успехи.Театрализованные праздники рассчитаны на большое количество зрителей, поэтому они включают концертные номера разных жанров – от массовых танцевальных номеров, объединяющих несколько коллективов, до выступлений сводного хора в масштабах поющего зала. Подобные мероприятия выходят за рамки обычной концертной программы. Они строятся по принципу дополнения сквозной сюжетной линии концертными номерами, в результате чего юные музыканты и педагоги как бы становятся участниками исторических, документальных или художественных событий.В музыкально-хоровой школе «Радость» накоплен немалый опыт проведения различных театрализованных программ и спектаклей, объединяющих на сцене педагогов и учащихся. Это способствует формированию их неформальных, партнерских, выходящих за рамки школьной субординации взаимоотношений. Особенностью таких спектаклей также является активное вовлечение зрителей в игровое действие – персонажи общаются с публикой, ребята из зала помогают героям. Реализуется принцип активной доброты. Скажем, зрители не просто смотрят, как добро побеждает зло, а действенно помогают добрым героям. То есть в пространстве театрального представления они преобразуют действительность, утверждают справедливость, вырабатывают активную жизненную позицию.Работа по программам рекреационной (внеурочной) деятельности способствует созданию особой творческой атмосферы и в самом педагогическом коллективе, который в процессе подготовки подобных мероприятий объединяется в единую, дружную команду. Это способствует улучшению взаимоотношений между педагогами, выработке единых принципов педагогической работы.Е. ДУНАЕВА, заместитель директора музыкально-хоровой школы «Радость», почетный работник общего образования РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества
Комментарии