В начальной школе особое внимание уделяется формированию трех базовых навыков, на которых держится все дальнейшее обучение, – это письмо, чтение и счет.
Трудности овладения письмом обнаруживаются уже в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи (Ахутина Т.В., Пылаева Н.М.). Специфические нарушения письма во многих случаях сопровождаются нарушениями чтения и тесно с ними связаны. Уже в середине 1-го класса и в начале 2-го класса у значительной части детей, испытывающих сложности в усвоении программ по русскому языку и чтению, логопеды выявляют дисграфию и/или дислексию. Очевидно, что профилактические мероприятия необходимо начинать проводить как можно раньше.«Подстрочные знаки» – один из эффективных способов профилактической работы с младшими школьниками, позволяющий избежать не только ошибок структуры слова (например, пропусков букв или слогов, их перестановок), но и подавляющего количества замен букв в сильной позиции по акустическому сходству (при условии верного произнесения). Используется во время написания с продиктовкой, а также для проверки написанного и поиска дисграфических ошибок. Подстрочные знаки – это так называемые дуги и точки, которые на начальном этапе освоения приема проставляются карандашом под словами и дробят их на мельчайшие языковые единицы: слог-слияние – дуга, примыкающие к нему гласные или согласные – точки. Мягкий знак не относится ни к дуге, ни к точке, в словах подчеркивается. Пример дробления слова по подстрочным знакам: х-во-с-т, а-к-ва-ри-у-м, би-б-ли-о-те-ка.После введения и усвоения понятия «подстрочные знаки» дети учатся писать слова (в дальнейшем – предложения и тексты) с тщательной продиктовкой не по слогам, а по подстрочным знакам. Слова диктуются в соответствии с орфографическими нормами под контролем педагога. Важно не допускать того, чтобы дети диктовали последующий сегмент, не дописав предыдущий!В момент использования приема усиливается самоконтроль, значительно улучшаются навыки звукового анализа и синтеза. Благодаря включению различных модулей обработки информации (зрительного, слухового, кинестетического, как на уровне артикуляции, так и на уровне мелкой моторики пальцев рук) устанавливается прочная связь «звук – буква» (произносим и слышим звук – пишем и видим букву).Аналогичным образом осуществляется и проверка написанного: ребенок проверяет собственную письменную работу, прочитывая слова вслух с небольшими паузами между сегментами. На начальных этапах в момент автоматизации нового навыка проверки используется параллельная простановка подстрочных знаков карандашом, позже остаются только слежение с помощью указательного пальца и проверка шепотом либо беззвучная, только губами.Варианты игр для закрепления навыка деления слова по подстрочным знакам:1. Совместное поочередное написание слов сложной слоговой структуры командой из 2-4 человек. Например, слово «строитель»: первый ребенок с обязательным проговариванием вслух пишет С, второй – Т, третий – РО. По окончании написания слова следующий по очереди ученик проставляет подстрочные знаки в слове, тем самым осуществляя проверку написанного.2. Из магнитной или разрезной азбуки дети поочередно выкладывают слово по подстрочным знакам. По окончании слова один из учеников отделяет дуги от точек, проверяя правильность выполнения. 3. Дети записывают слово следующим способом: точки и мягкие знаки записываются буквами, дуги – знаками. Например, слово «строитель»: СТ-И-ЛЬ. Обратное задание: дуги записываются с помощью букв, точки проставляются символично (в данном варианте для записи предлагаются слова без мягких знаков). Например, слово «паспортистка»: ПА*ПО*ТИ**КА.4. Один из учеников вытаскивает карточку, на которой написано длинное слово сложной слоговой структуры, и диктует его по подстрочным знакам однокласснику или группе учеников, отслеживая правильность написания. Это упражнение позволяет натренировать навыки контроля и саморегуляции, учит детей выдержке, терпеливому ожиданию и вниманию к чужой деятельности.Обязательная продиктовка на начальных этапах обучения является чуть ли не единственным приемом, позволяющим ликвидировать так называемые цейтнотные дисграфии, описанные Визель Т.Г. и связанные с тем, что дети не успевают писать с заданной педагогом скоростью, от этого начинают нервничать и торопиться, допуская разнообразные ошибки. Прием «подстрочные знаки» доказал свою эффективность и может эффективно использоваться как в букварный период, при обучении детей алфавиту, так и позже, в процессе коррекционной работы над преодолением дисграфии и дислексии, однако не решает проблем орфографического характера, так как основной его задачей является установление прямой связи «звук – буква». Анна БЕЛОУСОВА, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Комментарии