search
main

Подруга Никитовна. Память

Летом 1980 года в Москве проходила Олимпиада. Ожидалось много гостей, и в связи с этим было принято решение разгрузить город от большого количества людей, ограничив въезд в Москву наших граждан, а всех детей вывезти на дачи, в пионерские лагеря, словом, за город. Мы с дочкой оказались в Белоруссии, в городе Орша. Поезд прибыл в Оршу утром, и вскоре мы приехали на окраину города в дом отдыха. Большой пятиэтажный корпус выгодно отличался от деревянных маленьких домиков, а приехало так много народу из Москвы, что образовалась очередь из родителей с детьми на размещение. Это были молодые мамы с детьми разного возраста, от трех до четырнадцати лет. Весь корпус вскоре заселился полностью, и все были довольны, что у каждой семьи отдельный номер. Быстро оставив свои вещи в номере, мы уже шли на завтрак, а потом на улицу к речке.

Спускались к реке по отлогой горке вниз лесной тропинкой и вышли на широкий луг, усеянный разными травами. Редкие отдыхающие устраивали свои места для отдыха на шезлонгах или раскладушках. Это были жители Орши, отдыхающие в деревянных домиках. Впереди виднелся пляж с желтым песочком, уходящим в воду, а от него в разные стороны от пляжа рос буйный кустарник с выделявшимися ивами, опускающими к воде продолговатые узкие листья. На лугу пахло чабрецом и свежестью от реки. Чабрец обильно покрывал небольшие бугорки. Вдали на горке стояла группа молодых березок, отделявшая нас от начинающегося леса и свернувшей в него речки. Город Орша – это большой железнодорожный узел. В центре города, на широкой центральной улице, располагались магазины, приятно поразившие нас хлопковым трикотажем и красивыми льняными тканями. Здесь местные умельцы делают красивые босоножки на деревянной платформе и каблуках, а в магазине продается очень вкусное белорусское сало. Оно так приготовлено, что мы его считали вкуснее украинского и прибалтийского. Мы купались в речке, ездили на экскурсию по Днепру на пароходе, похожем на наш московский трамвайчик, поднимаясь вверх по течению на большое расстояние. Днепр около Орши неширокий, с быстрым течением и холодной водой. В Белоруссии во время войны было большое партизанское движение. Недалеко от вокзала в Орше находится Музей имени героя войны Константина Заслонова. Партизаны воевали в оккупированном немцами городе, в тылу врага. Константин Заслонов со своими товарищами не пропускал поезда с танками. С оружием взрывал целые составы и всячески задерживал продвижение фашистов. Наши дети знали его как героя, храброго русского солдата и смотрели художественный фильм о нем еще в Москве. Около дома отдыха находилось длинное деревянное строение. В нем располагался кинотеатр. Когда объявляли, что будет показываться фильм, то все места быстро занимались, а кассир и механик были в одном лице. Однажды фильм уже начался, но пришли опоздавшие, стали стучать в дверь. Наш механик сначала закрыл нас на замок снаружи, а потом, продав билеты опоздавшим и впустив их, стал показывать фильм. Нам все очень нравилось, но однажды весь наш корпус испытал стресс. Двери корпуса не закрывались, никакого администратора не было, а ключи от наших номеров были у всех одинаковые, поэтому и открывались все одним ключом. Однажды местные парни пришли к нам в корпус, стали ходить по этажам, садиться в холле к телевизору, стараясь завязать дружбу с отдыхающими. Многие испугались, потому что бесцеремонное поведение этих парней вызвало ощущение незащищенности и даже страха. Но вскоре стала работать танцевальная веранда недалеко от речки. Сразу все переместились к ней, и в корпусе стало спокойнее. Подошло время, когда заканчивались путевки и наступило время отъезда. Мы с дочкой еще оставались в Орше, теперь сняв комнату около леса у местной женщины. Наша хозяйка была уже немолодой, среднего роста, статная, с хорошим лицом, звали ее Никитовна. Она жила одна, а двое взрослых ее детей жили в центре города со своими семьями. Никитовна занимала половину дома, пережила войну в немецкой оккупации и много рассказывала о пережитом. Ее дети тогда были совсем маленькими, два и четыре года, а она их оставляла одних дома на печке, приготовив им еду. Никитовна рассказывала, как она спасала своих детей от бомбежки. Их настигали немцы, а в ее сарае спряталась женщина с уже взрослой дочерью, у которой были перебиты ноги. Девушка не могла идти, а мать сидела рядом, обнимая дочь. Они сидели и ждали немцев, смерти, ведь они были еврейки. Вернувшись домой, Никитовна сразу бросилась в сарай. Он был пуст…Мы ходили в лес за малиной каждый день. Вставали очень рано, и в шесть часов утра мы шли в лес. Малины было мало, и мы часто заходили в такую чащу, что, казалось, и не выбраться. Если услышим, что какие-то люди близко, Никитовна тихонько посвистит, а нам скажет:- Пусть думают, что тут есть парни. Как только наберем малины больше половины бидончика, выходим из чащи на поляну и садимся отдыхать. Хорошо, все залито солнцем, роса на солнышке испарилась, и травка высохла. Вокруг высокие деревья, а подальше от нас поляна, вся буйно заросшая папоротником, хвощом, высокой травой, а посередине старый пень, весь в лишайнике, там и не пройти! Приходили домой к обеду, очень уставшие, а надо было перебрать ягоды и залить сиропом. Отдохнув, варили варенье, получалось с четверть банки. Мы радовались, а Никитовна говорила моей дочке:- Милка, возьми тряпку и вытри со стола. Вечером шли на речку купаться. Вода в речке теплая, желтовато-серого цвета. Никитовна говорила, что это от трав. Моя дочка входила в воду осторожно, тихонечко повизгивая, а потом от радости начинала смеяться, а Никитовна опять: – Тише, Милка, не хохочи, а то придут к нам парни, что будем делать? Тише!Так мы прожили две недели и с полными двумя банками малинового варенья собрались уезжать в Москву. Расставались уже как близкие друзья, с надеждой вернуться на будущий год. ​Надежда МЕЩЕРЯКОВА, Орша, Белоруссия